04.03.2011
http://flotnews.narod.ru/archives/0/2820.html

Доклад Рабочей группы Президиума "О системе соревнований по парусному спорту и судействе в РФ"

Заседание Президиума ВФПС

26 февраля 2011 г., «Крокус Экспо»

Москва

О системе соревнований по парусному спорту

и судействе в рф

(Доклад Рабочей группы Президиума)

Вопросы развития системы соревнований, контроля за их организацией и проведением, включая обеспечение мероприятий современным, квалифицированным, объективным судейством, являются одним из главных направлений работы президиума.

На своих заседаниях Президиум неоднократно рассматривал эти вопросы, подчеркивал неудовлетворительное состояние дел, особенно в части обеспечения соревнований судейством.

В целях углубленного изучения проблем Президиум (03.12.2010, Москва) создал Рабочую группу (председатель М.М. Кузнецова, список группы прилагается).

Ниже представлен доклад Рабочей группы Президиуму, а также итоги конкурса на замещение должности Председателя Всероссийской Коллегии судей.

I. СИСТЕМА СОРЕВНОВАНИЙ В РФ

1.1. Текущее состояние вопроса:

В целом отмечается постоянный рост проводимых на территории РФ соревнований, как по количеству, так и по охвату регионов страны. В Календарь ВФПС ежегодно включается свыше 150 мероприятий. Для сравнения в 2004 году таких мероприятий было включено в календарь 110.

В настоящее время на территории РФ (данные на 2011 год) проводится 14 международных соревнований, 31 чемпионат и первенство России, 66 всероссийских соревнований (включая Кубки), 32 региональных и прочих соревнования. К числу новых форм регат относятся соревнования российских яхтсменов, проводимые за рубежом, финансируемые в основном самими участниками и спонсорами. Так, в Календарь - 2011 включено 7 таких регат.

По возрастным категориям:

В своей политике Президиум уделяет значительное внимание развитию системы соревнований для детей, юношей и юниоров в возрасте до 21 года. Такие соревнования составляют почти половину всех мероприятий года: 44 соревнования для взрослых и 37 регат для детей и юношей.

По дисциплинам парусного спорта:

В Календаре Федерации представлены все основные дисциплины парусного спорта, среди которых основу традиционно составляют гонки флота:

· Гонки флота – 81;

· Матчевые гонки – 11;

· Соревнования в летних видах парусных досок и кайтов - 11;

· Гонки крейсерских яхт – 28;

· Зимние виды (буера, парусные доски и кайты) - 9.

По классам и категориям:

Традиционно развитие парусного спорта в нашей стране шло по линии культивирования олимпийских классов яхт. В Календаре - 2011 в этих классах планируется провести 38 регат различного уровня. Весомую часть составляют, как было отмечено, детские и юношеские классы – 17 мероприятий. В то же время необходимо отметить постоянный рост числа регат, проводимых в национальных и международных (неолимпийских) классах яхт. Этот показатель отражает объективное развитие паруса в стране.

По территориальному признаку (основные регионы):

Особое значение придает Федерация расширению географии соревнований. Наряду с традиционно сильными регионами, такими как Южный Федеральный регион, Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Поволжье, значительно увеличилось количество мероприятий, проводимых на Урале, Дальнем Востоке, Северо-Западе.

По проводящим организациям:

Источниками финансирования являются бюджетные средства, поступающие от Минспортуризма, региональных и областных департаментов спорта, спонсорские поступления, средства яхт- клубов.

Всероссийская федерация (с финансированием от Минспорттуризма) выступает в качестве проводящей организации 16 главных мероприятий года. К таковым относятся: «Зимняя Ривьера», «Сочинская регата», «Черноморская регата», Кубок России в олимпийских классах, Чемпионат России по матчевым гонкам среди женщин, Чемпионат России в олимпийских классах, Чемпионат России в неолимпийских классах, Чемпионат России в классах «49-er» и RS:X, «Весенний Бриз», Первенство России в олимпийских классах, Первенство России в командных гонках, Кубок России (Оптимист, Кадет), Первенство России в классе RS-X , Первенство России по матчевым гонкам, Первенство России в неолимпийских классах, «Осенний Бриз».

1.2. Проблемы и предложения:

Вместе с положительными примерами, отражающими объективный рост популярности парусного спорта, приходится отмечать и серьезные проблемы организации и проведения парусных соревнований.

Главной проблемой остается недостаточное материально-техническое обеспечение. В правилах Парусных соревнований ВФПС (ППС-2009-2012), в других регламентных и методических документах достаточно детально описаны требования к обеспечению мероприятий. Такие требования проводящими организациями (ПО) на практике как правило не выдерживаются.

- недостаточно количество катеров для гоночных комитетов (ГК) и катеров специального назначения (мотолодки с резиновыми надувными бортами). Все это затрудняет оперативную расстановку знаков на дистанции, работу протестовых комитетов и ампайров; особенно остро стоит вопрос обеспечения безопасности спортсменов на воде. В отдельных случаях ПО выставляют на обеспечение соревнования 2-3 катера, объясняя положение различными «объективными» причинами и не задумываясь о том, что это приводит к низкому уровню проведения гонок, не говоря уже о возможных трагедиях.

- Главные судейские суда не оснащены элементарно необходимым оборудованием для проведения гонок. Используемые зрительные сигналы не соответствуют стандартам, у судейской коллегии нет минимально необходимых приборов (анемометры, радиосвязь, диктофоны, видео аппаратура); отсутствуют нужного устройства якоря, что в условиях высокой волны и сильного ветра приводит к срыву гонок.

- На отдельных базах отсутствуют или плохо оборудованы слипы для сброса яхт, что также приводит к задержкам гонок, поломке материальной части, травмам участников;

- Не все яхт-клубы имеют специализированные краны для спуска катеров и килевых яхт;

- Знаки дистанции, как правило, не соответствуют необходимым стандартам и имеются в недостаточном количестве, что затрудняет работу ГК, например, при необходимом изменении дистанции в ходе гонки.

- В большинстве клубов до сих пор отсутствует минимально необходимая современная оргтехника, что приводит к появлению ошибок в работе секретарей, вызывает задержки в подсчете ежедневных и окончательных результатов гонок.

Для устранения указанных недостатков необходимо разработать и утвердить технические задания (ТЗ) организациям, проводящим соревнования различного уровня. Такие ТЗ должны отражать все стороны мероприятия, начиная с обеспечения безопасности на воде, а также перечни необходимого оборудования и оргтехники для работы гоночных и протестовых комитетов.

Отдельной строкой необходимо прописать вопросы оказания помощи и контроля за проводящими организациями и гоночными комитетами. Необходимо ввести в практику предписанную Регламентом ВФПС службу комиссаров. В процессе подготовки соревнований Федерация должна оказывать всестороннюю помощь проводящим организациям, тесно контактируя с администрацией данных регионов. В качестве полномочных представителей ВФПС комиссары должны заблаговременно выезжать на место проведения соревнований с целью определения готовности баз и яхт-клубов к проведению мероприятия.

2. СУДЕЙСТВО

Квалифицированное, объективное судейство составляет необходимую часть любого соревнования. От уровня судейства зависит не только соответствие проводимых гонок установленным международным правилам и стандартам, но и во многих случаях судьба спортсменов. Грамотное, хорошо организованное судейство является мощным средством пропаганды парусного спорта, школой для начинающих яхтсменов и необходимым этапом подготовки для гонщиков, участвующих в регатах высшего ранга, таких как Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы, престижные всемирно известные серии типа Кубок Мира ИСАФ, Кубок Наций и Мировой Тур по матчевым гонкам.

Уровень судейства Российских соревнований на сегодня не отвечает современным требованиям, что неоднократно отмечалось Президиумом. На Круглых столах, проводимых Президиумом совместно с гонщиками, тренерами, специалистами, постоянно высказываются резкие критически замечания в адрес судейских коллегий и проводящих организаций. Часть таких недостатков имеет объективную природу, что отмечено в первом разделе Доклада. Но и претензии к самим судьям носят обоснованный характер. Настало время не только разобраться в состоянии судейства, но и разработать и внедрить срочные меры, направленные на повышение квалификации судей, а в целом - к переходу на современный уровень судейства соревнований в парусном спорте.

2.1. Текущее состояние вопроса:

В целях уточнения количественного и качественного состава судейского корпуса Рабочая группа провела анкетирование судей. Получены анкеты от 112 судей первой категории и 82 судей Всероссийской категории, представляющие все основные регионы, где культивируется парусный спорт- см. Приложение 1.

Обработанные данные по состоянию на 01 февраля 2011г. представлены ниже в Таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Распределение Российских судей по квалификации и возрасту

№№

Возраст

Категория 1

ВК (всероссийская)

Межународн.

категория

1

До 25 лет

6

0

0

2

26-31год

18

1

0

3.

32-41 год

28

5

0

4.

42-51 год

29

16

1

5.

52-61 год

20

25

1

6.

Старше 61 года

11

35

1

ВСЕГО:

112

82

3

Первичный анализ полученных данных показывает:

- Общее количество судей вполне достаточно для обеспечения всех основных мероприятий по парусному спорту;

- В то же время число международных судей (3 чел.) явно недостаточно с учетом проводимых на территории РФ международных мероприятий – 13 в текущем году.

- Подавляющее большинство квалифицированных судей ВК – это люди предпенсионного и пенсионного возраста- 60 из 79. Такое положение нельзя признать удовлетворительным.

- Единицами исчисляется количество молодых судей (если принять за границу молодости 35 лет по международному стандарту).

Современный уровень и задачи судейства объективно ставят вопрос о специализации судей. В классификации Международной Федерации парусного спорта (ИСАФ) выделены и официально закреплены следующие категории:

· Международные офицеры гонок флота (RaceOfficers) со специализацией работы в Гоночных комитетах;

· Международные судьи и ампайры гонкок флота (Judges) со специализацией – протестовые комитеты, судейство (ампайринг) на воде;

· Международные ампайры (Umpires) со специализацией судейства (ампайринг) матчевых и командных гонок на воде;

· Международные мерители (Measuirers);

· В ближайшее время учреждается категория Международные организаторы парусных гонок (InternationalOrganizers), чем подчеркивается важность тщательной подготовки и организационного обеспечения крупных парусных регат первой и второй Категорий ИСАФ.

В России официально отсутствуют перечисленные выше специализации. Исторически это объясняется тем, что большинство проводимых регат было и остается соревнованиями клубного, городского, областного масштаба. На таких соревнованиях судьи должны уметь делать все и часто выступают в нескольких ролях (например, объединяя функции мерителей и судей на дистанции, секретарей и членов стартовых групп).

Вместе с тем, данные Таблицы 2, полученные на основе обработки анкет, показывают, что процесс специализации носит объективный характер. Введение официальных категорий будет способствовать более четкой аттестации судей и в конечном счете повышению уровня их подготовленности. В то же время сам факт специализации не должен служить препятствием для тех, кто хочет осваивать несколько судейских специальностей.

Таблица 2

Распределение судей по специализации*)

№№

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ**

Категория

ВСЕГО

I

ВК

1.

Председатель гоночного комитета

34

43

77

2.

Председатель и члены протестовых комитетов

34

50

84

3.

Группа старта - финиша

33

29

62

4.

Главные секретари (из них мужчин)

34(8)

27(10)

61 (18)

5.

Ампайры матчевых гонок

12

13

25

6.

Мерители (крейсерских, олимпийских и детских классов

14

17

31

7.

Установщики дистанции

13

1

14

8.

Судьи соревнований парусных досок и кайтов

2

6

8

9.

Судьи соревнований радиоуправляемых судов

5

5

10

10.

Судьи зимних видов парусного спорта

1

2

3

11.

Судья на знаке

7

1

8

12.

Хронометрист

--

4

4

13.

Судья при участниках

--

2

2

Примечания:

*) Данные получены путем обработки 197 анкет судей;

**) В анкетах судьи указывали свои специализации сами, при том, что многие из них специализируются более чем в одной роли

2.2. Аттестация судей (включая присвоение категорий)

Несмотря на указания и приказы Минспорттуризма, аттестация судей надлежащим образом не проводится.

Судейские категории присваиваются в соответствии с Приказом Минспорттуризма (Приложение 3 к Приказу Росспорта № 898 от 21 декабря 2007 г. Необходимо отметить, что процедура оформления высшей - всероссийской категории неоправданно затянута. Многим достойным судьям приходится ждать от одного до трех лет, прежде чем они получат свои удостоверения. Имеются случаи утраты представлений, что приводит к необходимости оформлять и переоформлять представления по два- три раза.

С таким положением дела нельзя мириться. Сложность процедуры и длительность в оформлении категорий представлений приводят к тому, что многие перспективные судьи утрачивают интерес к судейству и отказываются от дальнейшей практики.

2.3. Обучение судей.

Ежегодно в РФ проводится как минимум три-четыре семинара судей, включая всероссийский семинар, а также семинары по специализациям матчевых гонок, ампайров гонок флота, мерителей. В последние годы в России проводится как минимум два международных семинара по программам и под руководством официальных инструкторов ИСАФ. С прошлого года в Новороссийске организован и проводится объединенный семинар для судей гонок флота, ампайров матч-рейса, мерителей. В текущем году семинар получил статус всероссийского.

Возрождается система региональных и областных семинаров, которые проводят судьи-инструкторы ВФПС. Исполком получил отчеты о проведении 12 таких семинаров.

Необходимо и дальше развивать систему семинаров, а также вводить современные формы заочного обучения с использованием средств и возможностей интернета.

2.4. Регламентная и учебная литература

Исполком ВФПС издал в 2009-2010 гг. все международные действующие правила и их официальные интерпретации: ППГ-09, Книга Случаев ИСАФ, «Книга шкипера и ампайра матчевых гонок». Изданы Правила парусных соревнований ВФПС (ППС 2009-2012) и «Правила по оборудованию в парусных гонках ИСАФ».

В то же время ощущается явная нехватка методических разработок и переводных учебных материалов.

2.5. Обеспечение судей

Действующие нормы оплаты судей (Приказы Минспорттуризма)

не отвечают сегодняшним реалиям. Судья Всероссийской категории получает на руки деньги, которых едва хватает на питание в дешевых столовых. Процедура возмещения оплаты проезда усложнена до такой степени, что судья получает свои деньги с задержкой до полугода.

Рекомендованные нормы оплаты судей, разработанные Исполкомом ВФПС, используются только в матчевых гонках и некоторых соревнованиях, с привлечением спонсорского финансирования, но практически не применяются в гонках флота.

Не решены вопросы по спецэкипировке судей (непромокаемые костюмы, обувь, элементарные электронные инструменты) и парадной одежде. Из числа зарегистрированных только 22 чел. имеют анемометры, 15 чел. имеют GPS. Некоторые судьи не имеют на руках книг Правил.

Внешний вид и экипировка наших судей вместо того, чтобы вызывать уважение к профессии, служить дополнительным стимулом для молодежи, скорее вызывают сочувствие и никак не способствуют привлечению новых кадров к судейству.

2.6. Выводы и предложения:

- Привести в соответствие с требованиями Минспорттуризма систему аттестации судей.

- Разработать и утвердить новую систему тестирования судей, не прошедшие переаттестацию не допускаются к проведению соревнований.

- Совместно с региональными коллегиями судей разработать программу дальнейшей подготовки и продвижения судей первой категории на всероссийскую категорию.

- Разработать план подготовки российских судей - кандидатов на международные категории и включения в систему обмена судьями по программе ЕвроСАФ.

- В Ежегоднике ВФПС печатать списки судей, официально допущенных к судейству соревнований.

- Разработать программу заочного обучения для судей (через Интернет).

- Проводить большее количество семинаров с учетом специализации для различных групп судей: гоночных комитетов (ГК), судей протестовых комитетов (ПК), ампайров, секретарей.

- Разработать регламент, определяющий принципы и порядок назначения главных судейских бригад (ГК, ПК) на всероссийские соревнования.

- Разработать и вести электронный банк отчетов о проведении соревнований, сделать его единым и обязательным при проведении соревнований любого уровня.

- Разработать и использовать анкеты для опроса судей, организаторов, тренеров, участников о качественном уровне проведения соревнований.

- Разработать алгоритм подсчета для определения ведущих судей по судейским специализациям и проводить награждение 1-3 судей ежегодно предметами профессиональной экипировки.

- Включить в систему поощрений возможность получить вызов на соревнования, выбранные самим судьей.

Приложение 1

Распределение судей по территориям РФ (на основании анкетирования судей по состоянию 14.02. 2011г.)

Центральный федеральный округ :

1. Москва и Московская область - 50 судей: 13 – 1 кат. + 37 судей ВК.

Южный федеральный округ – 36 анкет:

1. Краснодарский край - 23 анкеты (19 судей 1 кат + 4 судьи ВК)

2. Астраханская область - 2 анкеты (1 судья: 1 кат и 1 ВК)

3. Волгоградская область - 1 анкета (1 судья 1 кат)

4. Ростовская область - 10 анкет (8 судей 1 кат + 2 судьи ВК)

Северо-западный федеральный округ -38 анкет:

1. Архангельская область - 15 анкет ( 14 судей 1 кат + 1 судья ВК)

2. Калининградская область - 10 анкет (6 судей 1 кат + 4 судьи ВК)

3. Новгородская область - 1 анкета (1 судья ВК)

4. Санкт-Петербург - 12 анкет (7 судей 1 кат и 5 судей ВК)

Дальневосточный федеральный округ – 18 анкет:

1. Приморский край - 10 анкет (6 судей 1 кат и 4 ВК)

2. Хабаровский край - 8 анкет (7 судей 1 кат и 1 ВК)

Сибирский федеральный округ – 5 анкет:

1. Новосибирская область - 1 анкета (1 судья в стадии оформления ВК)

2. Омская область - 4 анкеты (3 судьи 1 кат и 1 ВК)

Уральский федеральный округ – 18 анкет:

1. Свердловская область - 10 анкет (6 судей 1 кат и 4 ВК)

2. Челябинская область - 8 анкет (5 судей 1 кат и 3 ВК)

Приволжский федеральный округ – 29 анкет:

1. Республика Башкортостан - 1 анкета (1 – 1 кат)

2. Пермский край - 10 анкет (8 судей 1 кат и 2 ВК)

3. Нижегородская область - 4 анкеты (1кат)

4. Самарская область - 12 анкет (8 судей 1 кат и 4 ВК)

5. Саратовская область - 1 анкета (1 – 1 кат)

6. Ульяновская область - 1 анкета (1кат)

Приложение 2

Список республик, краев и областей от которых не получено судейских анкет

Белгородская область

Вологодская область

Забайкальский край

Брянская область

Тюменская область

Красноярский край

Владимирская область

Ленинградская область

Иркутская область

Воронежская область

Ненецкий автономный округ

Кемеровская область

Ивановская область

Амурская область

Ханты-Мансийский АО — Югра

Калужская область

Магаданская область

Ямало-Ненецкий автономный округ

Костромская область

Сахалинская область

Курганская область

Курская область

Еврейская автономная область

Республика Марий Эл

Липецкая область

Вологодская область

Республика Мордовия

Орловская область

Тюменская область

Республика Татарстан

Рязанская область

Чукотский АО

ПсковскаЯ область

Смоленская область

Республика Саха (Якутия)

Мурманская область

Тамбовская область

Камчатский край

Удмуртская Республика

Тверская область

Томская область

Чувашская Республика

Тульская область

Республика Алтай

Оренбургская область

Ярославская область

Республика Бурятия

Пензенская область

Республика Адыгея

Республика Тыва

Кировская область

Республика Калмыкия

Республика Хакасия

Республика Северная Осетия — Алания

Республика Карелия

Алтайский край

Чеченская Республика

Республика Дагестан

Кабардино-Балкарская Республика

Ставропольский край

Республика Ингушетия

Карачаево-Черкесская Республика

Источник: Всероссийская Федерация Парусного Спорта


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz