11.04.2011
Набор неписанных правил или Беломорская правда жизни
http://flotnews.narod.ru/archives/0/3204.html

Набор неписанных правил или Беломорская правда жизни

В рамках нашей статьи мы постараемся рассмотреть вопросы использования яхтенной этики там, где какой либо инфраструктуры нет, самих яхт крайне мало, а большинство жителей побережья видели современные парусные яхты только по телевизору или на картинке. Вопрос о том, как строить взаимоотношения с людьми, встречными маломерными судами и представителями властей в дальних, находящихся, на «Задворках великой империи» мест обязательно возникнет у парусного путешественника, отправившегося к берегам Студеного моря.

Мы не рассматриваем мегаполисы и промышленные центры, такие как Архангельск, Северодвинск менталитет и жителей и властей в них практически не отличается от Питерского или Московского. Другое дело - малые поселения, начиная буквально в 50-ти мильном удалении от «Беломорских центров цивилизации». Но именно малые села и деревни находятся в самых интересных и мало затронутых урбанизацией местах Белого моря. Населяют их поморы – «люди у моря, люди живущие морем».

Вы пришли с моря под парусом, через шторма и сулои, этот факт сам по себе вызывает уважение «местных» и отношение к Вам будет крайне доброжелательное. Так как поморы – «люди моря», не понаслышке знают, каким подчас совсем не ласковым оно бывает.

Поморы - особый этнос, сформировавшийся к 16-му веку из русских, финно-угорских и лопарской народностей и создавший огромный исторический и культурный пласт, который стал основой не только «поморского», но и Российского мореплавания. Именно в Поморье зародился Российский флот, из «поморского» во многом архаичного типа парусных судов лодей, кочей, карбасов, шняк, сойм и однодревок. Архаичных, но настолько надежных, продуманных и технологичных, что позволяло с 16-го века осваивать океанские просторы Ледовитого «море – океана», те просторы, в которых и сейчас Капитаны современных и «напичканных» электроникой судов испытывают неудобство и чувство повышенной опасности. А попавшие в горле Белого моря в шторм, с содроганием вспоминают бушующую арктическую стихию.

И в этих маленьких, почти вымирающих селах еще чувствуется влияние того старинного поморского уклада сформировавшего, этот особенный менталитет в отношениях людей к морю. Людей имеющих свой собственный язык - «поморскую говорю».

«Море кормит, море поит, море новую жизнь рождает, … и забирает».

Поморы всегда находились в тесном торговом контакте с европейцами норвежцами, голландцами, датчанами, англичанами , французами и шведами, которые как полагают современные яхтсмены , и заложили основу яхтенной и морской этики, хорошей морской практики. На ее формирование оказало непосредственное влияние и поморской мореплавание.

На основе международной торговли на Севере образовался особый торговый язык. “Лингва франка” своего рода.

Интересен тот факт, что норвежцы были уверены, что они говорят на русском языке. Поморы же, в свою очередь, считали, что говорят по-норвежски.

В 1914 году, с началом Первой Мировой войны, когда немецкие военные суда стали угрожать Мурману, поморы перестали ходить в Норвегию. Так и закончилась 300-летняя поморская торговля.

В 1920 году, когда красные русские вытеснили белых русских с Севера, многие поморы, не захотевшие жить под большевиками, ушли на своих судах в Норвегию. И Норвегия приняла их. До сих пор в Финмаркене и Тромсе встречаются норвежцы со странными фамилиями Петрофф, Попофф, Сидорофф и т. д.

Сейчас все активнее устанавливаются культурные связи между потомками поморских торговцев и норвежских рыбаков. И как знать, может быть через какое-то время мы услышим на улицах Архангельска, Мурманска или Тромсе, как два голубоглазых, светловолосых северянина, русский и норвежец, бойко разговаривают между собой на языке «моя-по-твоя»

Многое интуитивно понятно, но если вы будете общаться с поморами, они будут использовать именно эти термины. Если что-то не понятно, то стоит переспросить, никто не обидится, а ваш словарный запас пополнится интересными словами.

Поморы в Беломорских селеньях, при отсутствии летних автодорог, зачастую имеют связь с «большой землей» только по воде или вертолетом, либо зимой. Эти люди достаточно открытые, гостеприимные, доброжелательные. Если Вы найдете с ними общий язык, словоохотливые обладают некоторым здоровым бытовым «скупердяйством», почти детской непосредственностью и любопытством, при этом настороженны и рассудительны, в общении с «чужаками».

Здесь принято верить «на слово», и если что-то пообещали - выполняют, каких бы трудностей это не стоило. Здесь всегда помогут «всем миром» в случае поломки судна, и просто помогут пришедшим с моря.

В большинстве поморских сел, к сожалению, Вам предстоит рейдовая стоянка и сход на берег при помощи «тузика». Марин с причалами и мурингами ожидать не придется. Но пришедшим с моря всегда откроют продуктовый магазин, если он есть, да же глубокой ночью, помогут с баней и предложат плоды своего нелегкого труда – Рыбу (Рыбу – именно с большой буквы, Рыбой поморы называют только семгу, остальное треска – пертуй, зубатка – собака, сельди). Домашний хлеб.

Что главное в общении, если Вы попали в поморское село – это, безусловно, вежливость. Здороваются здесь часто, да же если лично не знакомы. Обращаются по имени отчеству или отчеству, при этом с мужчинами с легким «панибратством» на - Ты, с замужними женщинами на – Вы.

Дома не закрывают на замок, а просто приставляют палку к двери. В поморской семье сильно почитание старости и опыта. Практически все поморы православные и в каждом доме есть «красный угол» с иконами. Культурным центром поморья были и остаются Соловки, которые яхтсмены посещают в первую очередь, и лучшим знаком внимания для жителей посещаемого Вами села будет небольшая освященная иконка из Соловецкой церковной лавки.

В большинстве сел есть церковь или часовня, по вашей просьбе ее обязательно откроют и покажут.

Если вас пригласили на «чай» в гости, чай могут пить из настоящего самовара до «7-го пота», покрывая стол различной снедью. Отказавшись от угощения, можно обидеть хозяина дома.

Так же не стоит начинать знакомство с «водочного» хлебосольства, вы рискуете получить перманентных гостей маргинального склада характера. К сожалению «пьянство» настоящий «бич» малых сел и в замкнутом обществе может принимать ужасающие формы, что характерно для всей нашей необъятной страны.

Что однозначно нельзя делать, заходя на яхте к поморскому селу и на рыболовную тоню (место, где ведут промысел) - это подходить или «не дай бог» проверять чужие сети, последствия могут быть непредсказуемыми и привести к локальной «войне», из которой владельцы сетей однозначно выйдут победителями, вы полностью потеряете уважение в глазах поморов (а может и часть здоровья) и ни на какую помощь или поддержку уже никогда не сможете рассчитывать, новость о «не правильном» поведении разнесется по всему побережью мгновенно и дальнейший поход будет испорчен.

Бывали случаи, когда сети наматывали на винт или на фальшкиль. Если это произошло, то разрезав и сняв сеть, стоит первым найти хозяина тони, а не ждать или, что еще хуже, бросить остатки снастей и уйти. Вы вместе взаимно ошиблись, рыбак что поставил сети без четко видных «кубасов» - буйков и Вы плохо ведя наблюдение за обстановкой. У нас во всех подобных случаях дело кончалось дружественными переговорами и яхта продолжала поход со свежей рыбой на борту.

Если вы хотите половить Рыбу сами, спиннингом или удочкой Вам всегда подскажут где, как и когда это сделать лучше. Для жителей поморья, ваши снасти – «детское баловство». Ну, а сети мы бы ставить не рекомендовали, не узнав кому принадлежит тоневой участок, и не спросив согласия хозяина.

Если Вы хотите отблагодарить кого-то деньгами или приобрести «колониальные товары», не стоит выставлять финансовое благополучие «на показ» и «сорить» деньгами, в большинстве своем люди с которыми Вам придется общаться, не богаты и подобное поведение может их оскорбить.

О воровстве с судна. За 20 лет хождения по Белому морю под парусом, мы ни разу в поморских селах не сталкивались с подобными фактами и надеемся, не столкнемся.

Вот наверное далеко не полный перечень рекомендаций, как вести себя в Беломорской глубинке и тогда радость и добрые воспоминания о посещении берегов Белого моря, общения с добрыми и хорошими людьми, долгие месяцы будет согревать душу путешественника.

Юрий Рыбаков. «Чупинский морской яхт-клуб»

Источник: Всероссийская Федерация Парусного Спорта


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz