Приморские рабочие побоялись утилизировать атомную подлодку

В 2010 году подошла очередь утилизации атомной подводной лодки К-431 проекта 675, на которой в 1985 году произошла ядерная катастрофа. Согласно графику, работы должны быть произведены на 30-м судоремонтном заводе Министерства обороны России, расположенном в Приморском крае. Однако будет ли АПЛ утилизирована, сказать пока сложно. Работники завода отказались проводить "распил" подлодки, ссылаясь на радиационную опасность как для самих себя, так и для соседнего поселка Дунай.

Пилить или не пилить

В коллективном письме, которое работники 30-го судостроительного завода направили в информационное агентство "Интерфакс", говорится, что дальневосточный завод "Звезда", отвечающий за утилизацию К-431, намерен арендовать у приморского предприятия плавучий док, а саму атомную подлодку планируется утилизировать с не выгруженным из реактора топливом. По данным специалистов 30-го судоремонтного завода, радиационная обстановка внутри и снаружи реакторного отсека К-431 по прошествии почти 25 лет после аварии все еще остается опасной.

Открытое письмо послужило началом диспута между сотрудниками 30-го завода и руководством "Звезды". В частности, как передает "Интерфакс", специалисты завода "Звезда" объявили о полной безопасности проведения работ на АПЛ как для работников, так и для жителей Дуная. По словам генерального директора "Звезды" Андрея Рассомахина, утилизация АПЛ будет произведена "по классической схеме, безопасной для работников предприятия". "Утилизация аварийной АПЛ с заводским номером 175 - одна из важных задач этого года, поставленная правительством России", - добавил Рассомахин.

По словам начальника управления утилизации "Звезды" Александра Кисилева, особенность "распила" К-431 будет заключаться в том, что в реакторном отсеке работы проводиться не будут. "На сегодня лодка герметизирована, реакторный отсек надежно изолирован от окружающей среды и никакого влияния оказывать не будет. Специалисты прогнозируют, что ухудшение радиационной обстановки в районе проведения работ не произойдет", - объяснил Кисилев.

Что в итоге имело в виду руководство "Звезды", непонятно. Классическая схема утилизации АПЛ предполагает выгрузку из реакторного отсека отработанного и облученного ядерного топлива, снятие необлученного оборудования, а затем вырезку реакторного и двух смежных отсеков. После этого полученная секция герметизируется, покрывается антикоррозионными материалами и хранится на плаву. То есть сам отказ от выемки топлива из реакторного отсека уже говорит о существенном отступлении от классической схемы утилизации.

Представляет ли К-431 в настоящее время существенную опасность, судить сложно. После аварии на АПЛ в 1985 году оценка количества оставшегося в реакторном отсеке топлива не проводилась. Между тем сама подлодка уже неспособна самостоятельно находиться на плаву, а состояние корпуса К-431 и цистерн, поддерживающих ее на воде, крайне плохое. Поэтому, по словам Кисилева, "чем скорее пройдет утилизация, тем безопаснее для нашего края".

По данным руководства завода "Звезда", решение об утилизации К-431 на 30-м судоремонтном заводе связано с практически полной загрузкой доковых мощностей самой "Звезды". Кроме того, транспортировка полусгнившей АПЛ на "Звезду" может представлять определенную опасность для окружающей среды. При этом, как утверждает руководство "Звезды", утилизация на 30-м заводе является наиболее удобным вариантом с точки зрения транспортировки останков К-431 на хранилище "ДальРао" в бухте Разбойник.

Таким образом, стороны, вовлеченные в спор, оказались в очень сложной ситуации. С одной стороны, "распил" радиоактивной подлодки и впрямь может представлять серьезную опасность для жизни как рабочих, так и населения Дуная. С другой, дальнейшая отсрочка утилизации подлодки, хранящейся на плаву, может привести к еще более серьезным последствиям, особенно если предположить, что какое-то количество облученного ядерного топлива в реакторном отсеке после аварии все же осталось.

История

АПЛ К-431 была построена в 1965 году в Комсомольске-на-Амуре и была принята на вооружение СССР под индексом К-31. В К-431 подлодка была переименована в 1978 году. В общей сложности за время своей службы она прошла 181 тысячу миль за 21,4 тысячи ходовых часа. В 1985 году К-431 была поставлена на прикол завода ВМФ СССР в поселке Шкотово-22 в бухте Чажма. На АПЛ планировалось произвести перезарядку активной зоны реактора.

10 августа 1985 года были начаты работы по выгрузке отработанного ядерного топлива и перезарядке реакторов. Эта работа, сама по себе представляющая серьезную опасность, выполнялась с нарушением правил - в частности, была нарушена технология подъема крышки реактора. Предположительно, при подъеме крышки последняя зацепила одну из топливных ячеек реактора, в результате чего произошел двойной взрыв.

Первым взрывом крышку реактора подбросило и ударило о корпус К-431. При этом в ходе неконтролируемой ядерной реакции были выброшены колоссальные объемы энергии, что привело к резкому возрастанию температуры в реакторе и реакторном отсеке. Вода, находившаяся в реакторе, превратилась в пар и погасила реакцию. Однако немного позже пар в реакторе сконденсировался в воду и цепная реакция возобновилась. Произошел второй взрыв, в результате которого крышку реактора вновь подбросило и снова ударило о корпус подлодки.

Два взрыва и удары крышкой реактора раскололи реакторный отсек, из-за чего началась утечка радиации в окружающую среду. Впоследствии команды матросов, занимавшиеся ликвидацией последствий аварии, сливали облученную воду из реакторного отсека прямо в море. В результате катастрофы радиоактивный выброс пересек полуостров Дунай и вышел к морю на побережье Уссурийского залива. Более масштабному распространению радиации помешали безветренная погода, туман и небольшой дождь. По некоторым данным, донные воды в бухте Чажма по сей день представляют определенную радиационную опасность.

К-431, пострадавшая после взрыва, была признана непригодной для ремонта и дальнейшей эксплуатации. Лодку заварили, а аварийный отсек забетонировали. После этого законсервированная АПЛ была доставлена на хранение в Павловск, где позже было создано хранилище "грязных" атомных подводных лодок Тихоокеанского флота СССР. Вместе с К-431 в очередь на утилизацию была поставлена АПЛ К-42, в момент катастрофы находившаяся поблизости.

В результате катастрофы в бухте Чажма погибли десять человек. Еще у десятерых была зафиксирована острая лучевая болезнь и у 39 - лучевая реакция. В общей сложности от радиации пострадали 239 человек.

Василий Сычев, ООО "Лента.Ру"


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz