14.12.2010
http://flotnews.narod.ru/archives/1/1865.html

Госполитика в Арктике: не мычим, не телимся

Последние четверть века России было не до Арктики. В этом регионе свернули практически все геологоразведочные, исследовательские, строительные работы, люди уезжали с севера, бросали квартиры, дома, города. Даже военные покинули многие свои объекты. Только недавно правительство вновь обратило внимание на этот стратегически важный регион и разработало «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». В сентябре 2008 года документ подписал президент Дмитрий Медведев. Как в нём записано: «…на первом этапе (2008–2010 годы) должно быть обеспечено:

* проведение геолого-геофизических, гидрографических, картографических и других работ по подготовке материалов для обоснования внешней границы Арктической зоны Российской Федерации;

* расширение возможностей международного сотрудничества, в том числе для эффективного освоения природных ресурсов Арктической зоны Российской Федерации;

* реализация целевых программ, финансируемых за счёт средств бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников, включая формирование государственной программы развития Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года, в рамках которой в качестве базовых создаются высокотехнологичные производственно-энергетические и производственно-рыбохозяйственные кластеры, особые экономические зоны;

* реализация перспективных инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнёрства, связанных со стратегическим развитием Арктической зоны Российской Федерации».

Что же сделано за два года? Этот вопрос обсудили в пятницу, 10 декабря, члены Экспертного совета по Арктике при Председателе Совета Федерации. Совет создали в прошлом году с целью согласовать решения госорганов в отношении Арктики и подготовить почву для реализации госполитики. Однако Совету не удалось далеко продвинуться: он споткнулся о законодательство, а без него о решении всех остальных проблем и речи не идёт. Федеральное законодательство в нынешнем виде не позволяет осуществить всё, что записано в Основах, а потому было необходимо принять специальные арктические федеральные законы – «Об Арктической зоне РФ» и о Севморпути.

Сергей Миронов, под чьим председательством проходило заседание экспертного совета по Арктике, перечислил ключевые проблемы региона: законодательство, определение границ, слабый уровень геолого-геофизической изученности, недофинансирование разведки залежей углеводорода на арктическом шельфе. По его данным, «финансирование геологоразведочных работ за счёт недропользователей в 2009 году было на 10 процентов меньше, чем в 2008 году, низкий уровень финансирования этих работ опасен в целях обеспечения энергетической безопасности страны». Кроме того, Миронов обратил внимание на свёртывание градообразующих производств, упадок инфраструктуры, отток населения, сокращение числа полярных станций, неудовлетворительное состояние ледокольного флота, тяжёлую жизнь коренных народов, неоднородное развитие арктических регионов, слабую научную база и такое же международное сотрудничество в Арктике. По его мнению, отсутствуют надёжные системы связи, навигационный, гидрометеорологический и климатический мониторинг, прогнозная база

. Налицо плохая изученность арктических морей, особенно моря Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского, дефицит инженерно-научных кадров. Для решения этих проблем, по словам г-на Миронова, необходимо масштабное привлечение отечественных и зарубежных инвестиций, а научное и образовательное законодательство страны должно быть проанализировано с точки зрения арктических интересов.

До сих пор не пересмотрены наши морские границы и границы экономической зоны в Арктике, тогда как другие страны это уже сделали. Мы пользуемся границами территории, принятыми Советом министров в 1984 году. Тогда за основу брали береговую линию и зону наибольшего отлива, но климат и потепление Арктики изменили эти параметры. Перечень географических координатных точек и исходных линий, по которым будет определяться территориальное море и экономические зоны страны, готовит Минэкономразвития, и весной 2011 года эта работа должна быть сдана. Как сказал помощник министра Минэкономразвития Борис Моргунов, результат работы совершенно конкретный: либо приращение российской территории в Арктике, либо – её сокращение.

Уточнить границы, спору нет, очень важно, но гораздо важнее принять стратегию развития Арктической зоны РФ и разработать программу её социально-экономического развития. Минрегионразвития, которое отвечает за это, с задачей пока не справляется. Проект стратегии развития Арктической зоны РФ должен быть сдан в I квартале 2009 года. Но в правительство его передали только в октябре этого года, а в ноябре вернули обратно – для согласования с Минфином. По словам представителя Минфина, буквально на следующей неделе проект стратегии вновь будет представлен в правительство. Все страны, входящие в Арктический регион, подготовили свои стратегии ещё в середине XX века. Когда это сделает Россия, теперь остаётся только гадать. Не лишне отметить, что в основе разрабатываемого Минрегионразвитием проекта лежит гипотеза: альтернативу нефти и газу до 2020 года в мире найти не удастся.

Транспортные проблемы в Арктике общеизвестны, но решение их откладывается до тех пор, пока не будет создана законодательная база. И чем скорее это произойдёт, тем лучше. Экономическая активность в Арктике повышается, что связано с ростом цен на углеводороды. Учитывая, что северные морские шельфы содержат гигантские запасы ископаемого топлива, четверть которых приходится на российскую территорию, грех, конечно, до них не добраться в ближайшие годы. Наши транспортные пути и ледокольный флот – очень привлекательны для грузоперевозок, в том числе транзитных между Европой и Азией. По оценкам Минтранса, грузооборот в Арктике к 2016 году может достичь 30 миллионов тонн. В основном речь пойдёт о перевозке углеводородов. Инфраструктуры, обслуживающей такой грузопоток, разумеется, нет. Сейчас у России есть шесть действующих линейных атомных ледоколов и пять линейных дизель-электрических ледоколов. Это самый крупный ледокольный флот в мире, и его нужно поддерживать, если мы хо тим остаться в Арктике. В 2015–2016 годы два

атомных ледокола будут выведены из эксплуатации, и новые вместо них нужно строить уже сейчас. Разговоры о постройке новых атомоходов ведут давно, и, по словам представителя Минтранса, переговоры о финансировании строительства близки к завершению. Хорошо, если бы они всё-таки завершились в обозримом будущем, и тогда у России к 2020 году будут новый атомный ледокол мощностью 60 мегаватт и три дизельных ледокола с двойной осадкой, способных ходить и в море, и в устьях арктических рек. По Севморпути в этом году состоялись экспериментальные рейсы, и в будущем году Совкомфлот намерен сделать ещё 10 рейсов с использованием крупнотоннажных танкеров для перевозки газоконденсата. Однако запустить перевозки по Севморпути – это только полдела, одновременно нужно реанимировать порты, которые сейчас находятся в упадочном состоянии, и создать спасательную службу с опорным пунктом в порту Тикси. А работа спасателей невозможна без связи. Со связью же в Арктике очень плохо.

Представитель Минкомсвязи напомнил, что главными узлами инфраструктуры связи в регионе будут система ГЛОНАСС и МКС «Арктика». Последняя система разработана в подпрограмме «Освоение и использование Арктики» ФЦП Мировой океан. МКС «Арктика» состоит из трёх подсистем. «Арктика М предназначена для гидрометеорологического и климатического мониторинга, начало её лётных испытаний запланировано на 2014 год, эксплуатация – на 2016 год. «Арктика Р» создаётся для радиолокационного мониторинга ледовой обстановки. Начало её лётных испытаний состоится в 2015 году, эксплуатация – в 2018 году. «Арктика МС» – это спутниковая связь, вещание и навигация. Её коммерческий сегмент – «Арктика МС1» – разрабатывает ООО «Газпром – космические системы», «Арктика МС2» – это государственный сегмент. Аппараты системы будут находиться на высокоэллиптических орбитах, потому что спутниками на геостационарных орбитах арктические широты покрываются ненадёжно. В 2011–2015 годах в планах заложено созда ние единого информационного пространства Арк

тической зоны РФ. Рассматривают и прокладку кабеля по дну арктических морей – систему «Поларнет». Также в регионе запланировано развивать телерадиовещание, системы связи для управления судами и самолётами по кроссполярным трассам. Полёты через Северный полюс в последние годы участились. В 2001 году состоялся 841 кроссполярный полёт, а в 2009 году – 8,5 тысячи, и это несмотря на то, что за самолётом в высокой Арктике никто не следит, потому что связи нет. Полёты такого типа выполняют 11 авиакомпаний, включая российские, канадские, американские и китайские. Разумеется, маршрут воздушных судов проходит над нашей арктической территорией, а значит, Россия обязана обеспечить безопасность полётов, иначе за нас это сделают другие страны.

Большинство выступающих на заседании экспертного совета по Арктике говорили о том, что за два года, с тех пор как Основы госполитики в Арктике были подписаны, не принят ни один документ, направленный на их реализацию. Напомним, что проект федерального закона «Об Арктике» разрабатывался по ФЦП «Мировой океан», и, по плану, его должны были принять в 2002 году. В 1998 году проект закона «Об Арктической зоне Российской Федерации» действительно внесли в Госдуму, но правительство его не поддержало, и он так никогда и не был принят. Члены совета также говорили о том, что подготовка многих документов и проектов ведётся разными ведомствами, по разным программам, и что необходимо это координировать, иначе работы будут тормозиться, и бюджетные деньги будут неэффективно расходоваться. Правильным решением будет создание особого органа власти, отвечающего за развитие Арктики, то есть фактически речь идёт о создании «Министерства Севера». Мы опаздываем с решением проблем, сроки ре ализации госполитики смещаются вправо. Такое

промедление опасно, ведь активность других стран в Арктике заметно усилилась, туда рвутся уже не только те, кто имеет выход в северные моря. Китай уже давно обосновался на Шпицбергене и купил у Украины ледоход, Южная Корея достраивает собственное ледовое судно. В то же время Россия, чей арктический берег самый протяжённый, всё медлит и медлит.

Источник: http://strf.ru/


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz