http://flotnews.narod.ru/archives/1/1908.html
Первые итоги Таможенного союза
С 1 июля 2010 года был запущен Таможенный союз в составе России, Беларуси и Казахстана. Самое главное достижение союза - это создание единой таможенной территории и связанная с этим поэтапная отмена таможенного контроля на российско-белорусском и российско-казахстанском участках границы. Однако, если российско-белорусское сотрудничество в таможенных вопросах прошло длительный исторический путь (с 1995 года), то практическая реализация российско-казахстанского взаимодействия в таможенной сфере началась с 1 июля 2010 года.
Первые месяцы функционирования Таможенного союза вызывает острожный оптимизм. В первую очередь - явные выгоды от формирования единого таможенного пространства России, Беларуси и Казахстана. По оценкам российских экспертов в области международной логистики, формирование ТС позволило решить следующие задачи:
* сформировалась Единая таможенная территория с сохранением государственных границ стран-участниц ТС;
* дан серьезный импульс взаимной торговли, так как внутри ТС исчезли таможенные барьеры, дополнительные затраты на брокеров и оформление экспортных деклараций внутри ТС;
* увеличен до 4-х месяцев срок подачи деклараций, ранее он был 15 дней. Это дополнительная отсрочка для бизнеса, выходящего на новые рынки сбыта;
* сокращен нормативный срок выпуска товаров в свободное обращение;
* теперь не применяются в рамках ТС для стран-участниц меры нетарифного регулирования, такие как требования лицензий, разрешений, соблюдения квот к участникам ВЭД;
* на Единой таможенной территории (ЕТТ) между странами - членами Таможенного союза можно беспошлинно перемещать как товары собственного производства, так и иностранные товары, выпущенные в свободное обращение в одной из стран-участниц ТС, при наличии соответствующих документов.
Но вопросы, связанные с реализацией положений Таможенного кодекса Таможенного союза, возникают. Так, на состоявшемся 29 октября 2010г. в г.Ростове-на-Дону “круглом столе”, организованным Комиссией по вопросам транспорта и экспедирования ТПП ЮФО, Статс-секретарь-заместитель Министра транспорта РФ Сергей Аристов отметил, что принятый Таможенные кодекс Таможенного союза глобальных проблем для транспортного комплекса не создал. И сейчас стоит главная задача – обеспечить свободный проход товаров через границы. Например, таможенники продавили решение, по которому контейнеры в ТК ТС считаются транспортным средством. В результате, при прохождении контейнера через границу от перевозчиков на него требуют все документы как для транспортного средства. В частности, контейнер должен иметь паспорт транспортного средства. Вопросы возникают, но они решаемы.
За первые сто дней функционирования ТС объем взаимной торговли вырос на 25-30%. Наиболее впечатляющий рост показал товарооборот между Беларусью и Казахстаном - за десять месяцев 2010 года товарооборот странами между составил $419,3 млн, что в сравнении с прошлым годом говорит о 97,8 % увеличении показателя.
Этот фактор необходимо использовать для увеличения транзитного потенциала России. Если говорить о Южном федеральном округе, то увеличение транзитного потока грузов невозможно без развития инфраструктуры. Региональная транспортно-логистическая система должна включать в себя сеть терминально-логистических комплексов и межотраслевых информационных логистических порталов.
На Юге России необходимо объединить усилия автомобильных перевозчиков, портовиков и железнодорожников для создания в крупных транспортных узлах (Новороссийск, Ростов н/Д и Астрахань) современных интермодальных логистических центров, обладающих в режиме реального времени информацией обо всех составляющих транспортного процесса, необходимыми полномочиями по координации грузопотоков и соответствующей материально-технической базой (накопительные терминалы, резервные площадки, подвижной состав и т.п.).
Задержки грузов в российских портах значительно превышают среднеевропейские нормы. Эксперты Всемирного банка и Международной финансовой корпорации (IFC) рассчитали, что каждый день задержки (пребывания) товара в пути от ворот завода до порта снижает объем экспорта страны приблизительно на 1%. Российскому экспорту на прохождение к порту и оформление формальностей требуется в среднем 29 дней, Китаю и Чили - 20, в Европе - менее 10 дней.
В целом в Южном федеральном округе наблюдается динамика роста, но для дальнейшего повышения эффективности работы транспорта, осуществляющего перевозки внешнеэкономических грузов, и сокращения сроков доставки грузов необходимо активизировать работу по обустройству пунктов пропуска через государственную границу РФ. В ЮФО большинство пунктов пропуска работают по временной схеме.
По данным Южного таможенного управления ФТС России, объемы импорта превысили уровень прошлого года в 1.4 раза (10.2 млрд. долл.). Перечисления от импортных операций увеличились на 31% (69.3 млрд. рублей). За десять месяцев текущего года таможенными органами ЮТУ в федеральный бюджет перечислено 103 млрд. рублей таможенных платежей, что составляет 102% от установленного значения (экспорт – 111% (26,7 млрд. рублей), импорт – 99,1% (74,6млрд. рублей). Темпы совершения импортных операций опережают прошлогодние, однако докризисный уровень не достигнут.
Функционирование Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС обусловило активизацию ввоза в Россию товаров из Казахстана. На долю этой страны в осуществлении импортных операций до 1 июля приходилось около 9% стоимости импортных операций со странами СНГ. Если среднемесячные объемы первого полугодия оценивались в 34 тыс. тонн, то в третьем квартале в 2.2 раза больше – более 75 тыс. тонн, что составило бы к уплате 376 млн. рублей таможенных платежей.
Как и предполагалось, первые месяцы работы Таможенного союза потребовали реальной координации работы многих министерств и ведомств. Профильные ведомства Беларуси и России уже подготовили проект плана по формированию объединенной транспортной системы на 2011-2012 годы. Об этом заявил министр транспорта России Игорь Левитин на встрече с премьер-министром Беларуси Сергеем Сидорским. "Мы сделали проект плана по формированию объединенной транспортной системы на 2011-2012 годы и будем просить правительства Беларуси и России утвердить этот план. Мы начинаем смотреть реформирование наших транспортных комплексов, унификацию тарифной политики и выходить на совместные проекты", - сказал Игорь Левитин. Российский министр транспорта отметил, что аналогичное соглашение Россия готовит к подписанию и с Казахстаном.
Преобразования таможенного регулирования, связанные с функционированием Таможенного союза, на текущем этапе находятся в активной фазе. В частности, с 1 января 2011 года в государствах-членах ТС изменяются правила декларирования товаров, а с 1 июля 2011 года планируется отменить таможенный контроль на внутренних границах России и Казахстана. Однако в настоящее время существенным препятствием к этому является отсутствие единого и полноценного информационного взаимодействия между таможенными органами Российской Федерации и Республики Казахстан.
Ю.В.Кокра
Член Экспертного совета Комитета по транспорту Государственной думы РФ,
Председатель Комиссии по вопросам транспорта и экспедирования ТПП ЮФО.
Источник: Новости флота
|