18.12.2010
Лед и вода по цене рыбной продукции
http://flotnews.narod.ru/archives/1/1928.html

Лед и вода по цене рыбной продукции

В замороженных морепродуктах станет меньше льда. Новые санитарные правила, сокращающие количество глазури на мороженой рыбе, могут привести к повышению ее цены.

Покупатель чувствует, что его надули

Обычная ситуация: купив килограмм мороженной рыбы, самарские хозяйки получают в лучшем случае граммов шестьсот готового продукта. Еще печальней обстоит картина с креветками. Каждая креветка в пакете окружена «шубой», которая чуть ли не вдвое превышает объем самого ракообразного. Ситуация получается анекдотическая: покупатель чувствует, что его надули, но не знает, как именно. Все дело в ледяной глазури, которая может составлять до трети веса животного морепродукта.

Однако в скором времени ситуация может измениться. С 1 октября 2010 года в силу вступило в силу постановление главного санитарного врача РФ, утверждающее новые санитарные правила, в которых регламентировано использование глазури на рыбную продукцию. Согласно новым требованиям, масса ледяной глазури, нанесенной на мороженную рыбную продукцию, не должна превышать 5 % массы нетто, из креветки – 6 %. На морепродукты, произведенные из водных беспозвоночных (моллюсков), водорослей и других водных животных не должна превышать 8 %. Кроме того, согласно нормам нового постановления, маркировка должна наноситься на потребительскую тару и должна содержать дополнительную информацию относительно однородной пищевой продукции. Например, что это мороженная рыбная продукция, глазированная. При этом на упаковке масса нетто должна быть указана без массы глазури.

Воланд неправ: вторая свежесть есть

Как сообщили в управлении Роспотребнадзора по Самарской области, проверки качества мороженной рыбы и морепродуктов уже начаты. Так, в текущем году были проведены внеплановые проверки в «Ашане», сети магазинов «Пятерочка» и «Перекресток». Специалисты Роспотребнадзора взяли образцы замороженной рыбной продукции. Результаты мероприятия были, мягко говоря, неоднозначными: две трети проверенной продукции новым санитарным нормам не соответствовали. Правда, по словам представителей Роспотребнадзора, большая часть проверенной продукции была произведена до 1 октября, поэтому изъять ее из торговой сети с юридической точки зрения невозможно.

В новом году, говорят специалисты Роспотребнадзора, в Самаре и области будут организованы уже плановые проверки крупных сетевых ритейлеров. Если в ходе них будет обнаружено, что мороженые морепродукты не соответствуют новым стандартам, вся партия будет снята с реализации, а магазин будет оштрафован.

Руководитель сектора маркетинга и рекламы самарской региональной дирекции ООО ТД «Копейка» Елена Беляк сообщила, что «никаких проверок пока у нас не было».

– Изменений в качестве замороженной рыбной продукции мы пока не замечаем, – отметила в частности Елена Беляк. – Мы не контролируем качество поступающих нам товаров, полностью доверяя нашим поставщикам.

Директор торговой сети «Ананас» Галина Кочеткова также сообщила, что проверок на предмет замороженной рыбопродукции у них не было. Однако она не исключает, что они могут последовать в дальнейшем.

– Мы не ожидаем, что с введением нового регламента у нас возникнут проблемы с рыбопродуктами, – говорит Галина Кочеткова. – Но если возникнут какие-либо «шероховатости» с проверяющими органами, нам придется менять поставщиков, находя более добросовестных.

Ритейлеры не пострадают

Итак, проверки уже начаты. Как это отразится на производителе, сетевых ритейлерах, а главное – на конечном потребителе?

В Россию, как известно, морская рыба поступает из многих стран, таких как Норвегия, Китай, Вьетнам, Великобритания, Исландия и т. д. А вот разделывается и расфасовывается она, как правило, в российских компаниях. Здесь она и приобретает ледяную корку разной толщины.

– Могу предположить, что установление нового регламента коснется, прежде всего, конечного потребителя для которого цены на означенную продукцию могут вырасти примерно на 25 %, – сообщил заместитель генерального директора самарского ООО «Рыбоперерабатывающий комбинат «Акватория»» Герман Давыдов. – Также установление новых правил может коснуться и производителей, который должны будут приложить некоторые усилия для того, что бы привести свой продукт к нормам нового регламента. По мнению Германа Давыдова, ритейлеры от новых санитарных правил не пострадают.

– Производитель, если он не захочет потерять место на полке супермаркета, которое досталось ему так тяжело, все-таки предпримет меры для соблюдения этого регламента, – считает он. – Просто по истечении времени, отведенного производителю на устранение недостатков, на полки магазинов будет поступать более качественная продукция. Естественно, по более высокой цене.

За что платить?

Так за что же предположительно будет платить около 25 % конечный потребитель? Правильно, за лучшее качество продукта. Однако, по мнению аналитиков проводивших исследования рынка рыбной продукции, такая «накрутка» необъективна и является ничем иным, как стремлением производителя к получению сверхприбыли. Вот что, в частности, сообщил начальник аналитического отдела Информационного агентства «КредитИнформ Северо-Запад» Валерий Скобелев:

– По данным наших исследований, цена на рынке замороженной рыбной продукции сегодня завышена в 3 - 5 раз. Такое завышение не обусловлено экономически и объясняется только желанием получить большую прибыль.

При этом, качество рыбопродукции, поступающей на прилавок, у разного производителя может быть разным. Так, если один производитель замораживает продукт один раз, то другой может это делать несколько раз, увеличивая тем самым ледяную корку и, соответственно, вес продукта. При этом, по словам Валерия Скобелева, фактически потребитель может выяснить, насколько добросовестен тот или иной производитель в этом технологическом моменте, только «на глаз».

– Думаю, что с введением нового регламента производители будут вынуждены привести продукт в соответствие нормам, – говорит Валерий Скобелев. – И даже если для этого производителю не нужно будет нести дополнительные затраты на закупку нового оборудования, цена все равно возрастет, потому что он не захочет потерять прибыль.

Мнение

Валерий Скобелев, начальник аналитического отдела Информационного агентства «Кредит Информ Северо-Запад»:

– Замороженная рыба – это удивительный продукт, с которым можно творить чудеса. Так, например, в ходе наших исследований мы обнаружили, что одну и ту же замороженную рыбу можно продавать по совсем разным ценам. Стоит только один и тот же продукт упаковать в разную упаковку и снабдить различной маркировкой. Такое происходит во многих сетях федерального уровня. Причем, по нашей информации, делается это именно в сетях. Я очень рад введению нового регламента, поскольку считаю, что ситуация на рынке замороженных рыбопродуктов вышла из-под контроля проверяющих органов.

Факт

Для придания замороженной рыбе товарного вида и большего веса ее нашпиговывают специальными влагоудерживающими добавками. Они связывают воду, имеющуюся в рыбе, предотвращая или существенно замедляя ее испарение. В качестве влагоудерживающих добавок в рыбной промышленности чаще всего используют полифосфаты, которые фигурируют в реестре разрешенных пищевых добавок под номером Е-452.

Источник: Морской бизнес-атлас


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz