27.12.2010
Экологическая сертификация российского промысла баренцевоморской трески, пикши по стандартам MSC: каково мнение WWF
http://flotnews.narod.ru/archives/1/2042.html

Экологическая сертификация российского промысла баренцевоморской трески, пикши по стандартам MSC: каково мнение WWF

Одним из эффективных методов оценки «экологичности промысла» является его оценка на соответствие стандартам Кодекса ответственного рыболовства ФАО в рамках процесса экологической сертификации по стандартам MSC.

WWF считает, что в Баренцевом море наряду с его высокой продуктивностью имеет место успешный опыт совместного управления запасами ВБР Россией и Норвегией. Благодаря этому состояние запасов трески и пикши на сегодняшний день не внушает опасений, однако есть данные о возможном их снижении в будущем. И в этом случае превентивные меры по защите морской среды обитания и воспроизводства запасов приобретают особое значение.

Процесс сертификации промысла российскими рыбаками трески и пикши Баренцева моря по стандартам MSC официально начался в декабре 2008 года и занял два года.

Если говорить вкратце, методика оценки по стандартам MSC предполагает оценку промысла по трем критериям:

* состояние запаса;

* влияние промысла на запас и окружающую среду;

* система управления промыслом.

Каждый критерий разделен на показатели – в целом около 30 показателей, каждый из которых оценивается по 100-балльной шкале. Оценку осуществляла группа экспертов из признанных специалистов в области рыболовства. Более подробно с методикой можно ознакомиться на сайте http://www.msc.org и в публикациях WWF. В случае, если какой-либо показатель получает меньше 80 баллов, рыбопромысловая компания получает т.н . «условие для выполнения», которое носит обязательный характер и направлено на повышение «экологичности» деятельности компании по этому показателю. Выполнение поставленных условий проверяется в результате ежегодного аудита.

24 ноября 2010 года MSC официально объявил об успешной сертификации промысла трески и пикши Баренцева моря. Сертификат MSC действует с 27 февраля 2010 года на весь вылов трески и пикши, добытый 16-ю рыбопромысловыми траулерами, принадлежащими российским компаниям, базирующимся в Мурманске: ОАО «Рыбпроминвест», ООО «Альтернатива», ОАО «Мурманский траловый флот», ОАО «МТФ-1», ООО «МТФ-4», ОАО «Карат», ОАО «Карат-1», ОАО «Рыболовная компания Согра». Промысел ведется в I и II районах ИКЕС (ICES), в пределах НЭЗ, РЭЗ и международных открытых вод Баренцева моря. В 2009 году объем вылова этих судов составил 65535 тонн трески и 23837 тонн пикши. Таким образом, можно говорить о том, что около 30 % российской национальной квоты вылова трески и около 30 % российской национальной квоты вылова пикши Баренцева моря ближайшие пять лет могут продаваться с логотипом MSC на упаковке по всему миру. Часть вылова перегружается в море и доставляется в порты Нидерландов, откуда большими т ранспортными судами доставляется в Европу и

Северную Америку, а также в Китай для вторичной переработки. Часть рыбопродукции традиционно поставляется в Россию, однако российские компании не планируют размещать на упаковке логотип MSC, т.к. не производят продукцию в упаковке, готовой для оптово-розничной продажи. Остальная рыбопродукция выгружается в Северной Норвегии и затем перевозится транспортными судами в Нидерланды или иные порты Европы.

Заказчиком сертификации, т.е. организацией, которая осуществляла финансирование процесса сертификации и после её успешного прохождения становится владельцем такого сертификата, является группа компаний Ocean Trawlers Group / Three Towns Capital, основанная в 1997 году и совладельцами которой, по информации IntraFish, являются Виталий Орлов и Магнус Рот (Magnus Roth). Компания Ocean Trawlers является одним из мировых лидеров в области переработки и реализации «белой рыбы» с годовым оборотом около 300 млн. долларов. Она разработала собственный кодекс ответственного рыболовства, создала собственную систему размещения на судах поставщиков квалифицированных наблюдателей за ведением промысла, которыми обычно являются сотрудники Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО).

Однако в ноябре 2010 года в «Рыбацкой газете» появилась статья, резко критикующая саму систему сертификации. Разделяя озабоченность автора этой статьи по поводу некоторого несовершенства системы оценки объемов вылова, прилова и ряда других недостатков проведенного «аудита», мы не можем согласиться с оценкой процесса сертификации по стандартам MSC, как очередного трюка по выкачиванию денег из рыбаков.

В последнее время звучат предложения создать свою систему экосертификации в России. Такие предложения были озвучены и на очередном съезде рыбаков, и в процессе проведения семинара, который WWF и MSC организовали в ноябре в Мурманске. Другие оппоненты подвергают резкой критике вообще всю сиcтему MSC и качество сертификации ряда промыслов – в частности, криля в Антарктике, клыкача и хоки в Новой Зеландии. Но в целом, несмотря на некоторые недостатки самого процесса и необходимость развивать свою отечественную систему экосертификации, на настоящий момент MSC является самой признанной, узнаваемой и качественной системой экологической сертификации промыслов в мире. И пройдет много лет, прежде чем удастся создать столь же признанную в мире собственную систему экологической сертификации в России. Мы уверены, что настанет время, когда наш российский рынок будет требовать прозрачности и ответственности со стороны производителей рыбопродукции. Об этом свидетельствуют наши пер еговоры с ритейлерами и оптовиками, работающ

ими в России.

В соответствии с методикой сертификации MSC, любой человек или организация могут быть заинтересованной стороной в процессе сертификации, заявив об этом соответствующим образом, что дает право высказать свои вопросы, замечания и предложения как по содержанию, так и по форме процесса сертификации. Всемирный фонд природы принимал участие в процессе сертификации в качестве заинтересованной стороны. Первый раз замечания WWF были высказаны в устной форме группе экспертов, которые проводили оценку промысла на соответствие принципам MSC в Мурманске в декабре 2009 года. Затем на основе устного обсуждения были подготовлены письменные вопросы и предложения, в основном касающиеся второго и третьего принципа сертификации. В третий раз в рамках обсуждения предварительного отчета сертифицирующей организации в сентябре 2010 года было высказано мнение о том, что промысел может быть сертифицирован только после внесения ряда изменений в управлении и мониторинге запасов трески и пикши, а также некоторых мер по снижению воздейств

ия промысла на окружающую среду. Все замечания WWF включены в итоговый отчет сертифицирующей организации с комментариями экспертов, который доступен на сайте MSC.

Вопросы и предложения, высказанные WWF, были объединены в несколько тематических групп.

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ПРОМЫСЛА НА ЭКОСИСТЕМУ

Как известно, во время ведения промысла трески и пикши существует т. н. «неизбежный прилов», когда вместе с целевым видом, ради которого судно вышло на промысел, в трал попадается т. н. «ненужная рыба». «Ненужной» она называется потому, что не представляет интереса для рыбака, т.к. не может быть продана, заранее убыточна или превышает разрешенный правилами рыболовства объем прилова. К этой категории относится молодь основного объекта промысла (рыба меньше разрешенного к вылову размера), а также прилов других видов рыбы (морской окунь, зубатки, палтус, скаты и др.) или донной фауны – глубоководных мадрепоровых кораллов, губок, и т. п. Последние служат убежищем и местом размножения многих ценных видов, в том числе морского окуня. Такой вылов либо остается на борту и идет на производство рыбной муки, либо выбрасывается за борт. Третьего не дано. Никакой информации о наличии РМУ и переработке прилова в финальном отчете сертифицирующей организацией не представлено. Поэто му с большой долей вероятности можно допусти

ть, что ненужный, т. е. коммерчески невыгодный прилов выбрасывается за борт.

Вот цитата из автореферата диссертации К. Соколова, который разработал методику оценки такого прилова:

«В 1986 - 1987 гг., в 1991 - 1994 гг., 1997 - 1998 гг. и в 2003 - 2005 гг. наибольшая доля выбросов приходилась на ИЭЗ РФ. За весь рассматриваемый период в этом районе в среднем ежегодно за борт выбрасывалось около 2,5 млн. экз. трески, что составляет около 40 % от общего количества выброшенной трески по всему морю. В отдельные годы выбросы, произведенные в ИЭЗ РФ, составляли более половины от их общей величины».

Если в приведенной цитате речь идет обо всем флоте, работающем в указанные периоды, то расчеты, выполненные в соответствии с методикой К.Соколова, позволяют говорить о том, что при вылове в 2009 году 65 535 тонн трески и 23 837 тонн пикши неизбежный прилов маломерной рыбы, с учетом структуры вылова по зонам промысла, может составлять 1,2 млн. особей трески общей массой, близкой к 750 т, и 1,8 млн. экз. пикши общей массой 950 т. Таким образом, общий прилов маломерной трески и пикши в 2009 году может составлять порядка

1700 тонн, т. е. порядка 1,9 % от общего объема вылова. К сожалению, в отчете сертифицирующей организации не сказано о том, куда делась эта рыба в условиях отсутствия на борту судов РМУ и утверждения, что «выбросы рыбы с судов, находящихся в процессе сертификации, отсутствуют» . Однако не исключается возможность того, что указанный прилов был в полном или частичном объеме переработан на борту для производства рыбопродукции.

Сертифицированный промысел в качестве орудий лова применяет донные тралы. WWF допускает возможность применения донных тралов, но только в том случае, если такое использование не ведется в районах обитания холодноводных кораллов и других редких донных видов, а также если их применение строго регулируется.

К сожалению, существует очень мало публикаций по оценке воздействия широкомасштабного донного тралового промысла на донные сообщества. WWF опубликует в ближайшее время брошюру сравнительного анализа влияния ярусного донного и тралового промысла. Но уже сейчас существуют оценки, позволяющие говорить о серьезности этой проблемы. На наш взгляд, сертифицирующая организация не уделила достаточного внимания этой проблеме, хотя и снизила оценку промысла по этому параметру.

Как было указано выше, одной из инициатив компании Ocean Trawlers (ОТ) для успешного прохождения сертификации является программа размещения на борту промысловых судов научных наблюдателей, которые собирают и анализируют научную информацию, позволяющую более точно учитывать прилов и снижать впоследствии негативное воздействие на экосистему. Кроме того, по инициативе ОТ на судах, подлежащих сертификации, в дополнение к существующим, ведется специальный бортовой журнал MSC, в котором еженедельно фиксируются все случаи прилова видов, находящихся под угрозой исчезновения (краснокнижных видов), а также случаи подъема на борт объектов донной флоры. Исполнение этих инициатив контролируется ежегодно в ходе годового аудита промысла.

Однако компания ОТ хотя и ведет мониторинг процесса лова, включая объемы прилова, на сегодняшний день не планирует делиться этой информацией с общественностью, рассматривая такие данные как свою интеллектуальную собственность. Именно поэтому WWF настаивает на введении национальной системы независимых квалифицированных наблюдателей на всех крупных судах, ведущих промысел в Российской эконом. зоне. Но документы, подготовленные Фондом, которые определяют статус таких наблюдателей, их права и обязанности, систему их обучения «застряли» где-то в коридорах Федерального агентства по рыболовству (ФАР).

В то же время приходится констатировать, что все эти вопросы следует решать не только рыбакам и покупателям нашей рыбы, но и российским органам власти, осуществляющим управление и мониторинг, ведь современная система управления рыболовством далека от совершенства. Чего только стоит российская законодательная норма, обязывающая выбрасывать научный вылов? А норвежское законодательство, которое обязывает доставлять на берег абсолютно все, что было поймано, делает из всех российских рыбаков потенциальных браконьеров.

Основное промысловое время суда компаний, прошедших сертификацию, проводят в экономической зоне рыболовной юрисдикции Норвегии и районе архипелага Шпицберген, где контроль, особенно за российскими судами, очень строгий. Хотя и их система несовершенна. Недавно норвежский WWF подверг резкой критике крупную компанию Акер (Aker) за выбросы маломерной рыбы за борт. Действительно, в некоторых случаях есть вынужденная необходимость выбрасывать улов, однако необходимо вести жесткий учет таких выбросов и учитывать эту величину как негативное влияние на экосистему при оценке ОДУ. С этой целью WWF считает необходимым усовершенствовать Правила рыболовства и систему мониторинга рыболовства.

Помимо функционирования системы независимых наблюдателей, необходимо максимально ускорить внедрение электронного промжурнала (ЭПЖ) совместно с электронными весами для взвешивания ВСЕГО улова, поступившего на борт, что позволяет оценивать прилов. Ведь даже глава Росрыболовства А. Крайний говорит о том, что зачастую существуют три судовых журнала в бумажной форме – для себя, для компании и для проверяющих органов.

Некой альтернативой наблюдателям, а также возможно более дешевой может быть система наблюдения, когда с помощью видеокамер, установленных на промысловой палубе и на фабрике, можно визуально фиксировать весь вылов. К слову сказать, стоимость такого оборудования невелика – около 50 тыс. евро на одно судно – и оно уже успешно применяется, например, на промысле в Северном море. Рассматривается введение такой системы и в США на промысле палтуса, но это тема отдельной статьи.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ РЫБОПРОДУКЦИИ «ОТ ЛОДКИ ДО ГЛОТКИ»

С 2010 года вступил в действие европейский сертификат происхождения вылова, когда продукция может быть принята европейскими потребителями только при наличии специального документа, выданного уполномоченным органом, которым в нашей стране является Росрыболовство. Данная мера в совокупности с системой портового контроля и системой VMS позволили значительно снизить (а некоторые оптимисты считают, что даже искоренить вовсе) ННН-промысел в Баренцевом море. Однако WWF, признавая реальное снижение нелегального промысла в Баренцевом море, считает, что, например, у системы спутникового мониторинга есть ряд пробелов, которые могут быть использованы недобросовестными компаниями для нелегального вылова и получения дополнительной прибыли. Эти недостатки и предложения по их устранению были описаны в специальной брошюре, подготовленной экспертами в этой области, которая доступна на сайте WWF. Не совсем также понятна система взаимоотношений и обмена информацией между береговой охра ной пограничной службы России, осуществляюще

й контроль за промысловыми операциями и органом, осуществляющим управление рыбными запасами – Росрыболовством (ФАР), практически отсутствующим на промысле, что может поставить под сомнение сам сертификат происхождения рыбопродукции, выдаваемого ФАР.

Компания ОТ разработала и внедрила систему, позволяющую проследить цепочку прохождения товара от момента поставки покупателю до судна, на борту которого данная продукция была произведена. Таким образом, при необходимости можно получить район и период промысла, ФИО ответственного технолога и т. д. Компаниям, которые хотят получить сертификат MSC, необходимо изучить этот опыт.

Экологическая сертификация MSC позволит сделать российскую систему управления рыболовством более открытой и прозрачной. Именно по этому пути сейчас идет весь мир. На последнем заседании Общественного совета при Росрыболовстве в ноябре этого года нами было предложено рассмотреть международный опыт т. н. traceability”- «отслеживаемости» прохождения рыбопродукции во всероссийском масштабе и эти предложения были одобрены Советом. И мы надеемся на плодотворный обмен мнениями и сотрудничество с группой компаний, сертифицированных при партнерстве фирмой ОТ, получивших бесценный опыт в этой области, а также с компаниями, только ступившими на этот путь.

На прошедшем 16 ноября 2010 года в Мурманске научно-практическом семинаре по теме «Сертификация по стандартам MSC рыбных промыслов северо-восточной Атлантики» участники приняли, в частности, следующие решения:

* Предложить законодательным органам России и Норвегии законодательно решить вопрос о единых мерах технического регулирования в отношении прилова и выбросов. Обсудить данные предложения в рамках СРНК для принятия единых правил и технических мероприятий, что позволит обеспечить единые меры экологической защиты ВБР.

* Рекомендовать ФАР унифицировать систему отслеживания происхождения рыбопродукции, ускорить внедрение электронного промыслового журнала, ликвидировать пробелы в системе спутникого мониторинга, а также провести скорейшее принятие национального плана по борьбе с ННН-промыслом.

* Предложить рыбопромышленным компаниям и ассоциациям обсудить целесообразность создания Фонда устойчивого рыболовства для независимого финансирования и координации работ по совершенствованию системы управления рыболовством.

* С учетом положительного опыта сертификации норвежских рыбаков, а также опыта, полученного в результате экологической сертификации российских компаний Северного бассейна (заказчик – Ocean Trawlers), рекомендовать для экологической сертификации по стандартам MSC весь российский промысел трески и пикши в Баренцевом море. Предложить НО «Союз рыбопромышленников Севера» стать заказчиком сертификации и получить одобрение Федерального агентства по рыболовству.

ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ И МЕТОДОЛОГИИ СЕРТИФИКАЦИИ ПО СТАНДАРТАМ MSC

Как уже было сказано, созданный при непосредственном участии WWF Морской попечительский совет теперь является самостоятельной организацией. Методика экологической оценки промысла по стандартам MSC разрабатывалась большой группой авторитетных ученых в области управления рыболовством и за более чем десять лет претерпела две коренные переработки. Вместе с тем WWF продолжает участвовать в работе по совершенствованию методики оценки. В частности, WWF настаивает на включении российских ученых в группу экспертов, предлагает переводить финальные отчеты на язык страны, компании которой проходят сертификацию, а также определить срок, за который анализируются данные по промыслу. Представители WWF входят в руководящие органы управления MSC, что позволяет продвигать действительно природоохранные цели.

Кроме того, WWF провел исследования и опубликовал отчеты на тему «Сравнение ярусного и тралового донных видов промысла в Баренцевом море для разработки предложений по устойчивому использованию морских биоресурсов Баренцева моря» и «Экономическая эффективность использования российского рыбопромыслового флота в Баренцевом море», основные выводы которых говорят о следующем:

* низкая эффективность работы промыслового флота, связанная с его старением, стимулирует перелов. Состав российского рыболовного флота в Баренцевом море не соответствует уровню биологических ресурсов;

* для повышения экологической и социально-экономической эффективности работы промыслового флота необходимо повышение доли ярусных судов.

Вызывает вопросы и система оценки воздействия рыболовства на окружающую среду, когда оценивается только ОДУ и не оценивается воздействие орудий лова на другие объекты флоры и фауны, но это тоже тема отдельного большого разговора.

WWF считает опыт сертификации компании ОТ и ее партнеров в Баренцевом море полезным. Компании, получившие право на голубой значок MSC должны помнить про то, что это не «папская булла», отпускающая все грехи, это большая ответственность и необходимость дальнейшего совершенствования практики. Одними из направлений такой деятельности будет реализация условий, которые предъявила сертифицирующая организация, подготовка к ежегодному аудиту. Хотелось бы, чтобы рыбаки оказали содействие в продвижении указанных выше мер, способствующих совершенствованию управления рыболовством в России, помогли бы в создании так называемых рыбохозяйственных заповедных зон для ограничения антропогенной нагрузки на ключевые места обитания, нагула и нереста.

На сегодняшний день на пути к получению сертификата MSC находится промысел минтая в Беринговом и Охотском морях. В сумме эти два промысла дают около миллиона тонн рыбы в год, и их качественная сертификация будет существенным шагом на пути к внедрению международно признанных принципов ответственного рыболовства и экосистемного подхода к управлению промыслом, суть которого заключается в оценке воздействия не только на основной объект промысла, но и на всю экосистему моря в целом и разработка мер по внедрению многовидового рыболовства и снижению воздействия на морские экосистемы. Международное сообщество внимательно следит за тем, чтобы столь значимый промысел отвечал самым высоким стандартам устойчивого рыболовства. Близится ежегодный аудит промысла лосося у Курильских островов. О вступлении в процесс сертификации заявили несколько компаний на Сахалине, в Хабаровском крае и Камчатке.

Всемирный фонд природы надеется на совместную работу со всеми рыбаками, ответственно подходящими к развитию своего бизнеса. Только вместе мы сможем сохранить и, возможно, приумножить богатства северной природы, которые так щедро дарят нам российские моря Арктики и Дальнего Востока.

Константин Згуровский,

к. б. н., Координатор морской программы WWF России,

член общественного Совета при Росрыболовстве

Станислав Фомин,

к. э. н., координатор морской программы

Баренцевоморского отделения WWF России

Источник: Морской бизнес-атлас


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz