26.02.2011
http://flotnews.narod.ru/archives/1/2682.html

Сергей шелобод о тайне нацистского пирата

Газета "Вечерний Ростов" опубликовала 18 февраля 2011 г в рубрике "Далёкое-близкое" исследования, которые краевед Сергей Шелобод посвятил переходу в 1940 году нацистского рейдера из Балтики по Северному морскому пути в Тихий океан. Упоминает Сергей Шелобод имена Михаила Белоусова и Ивана Папанина. Сайт "Новости флота" ждал этой публикации.

Как сообщает Сергей Шелобод, 2 июля 1940 года военно-морской атташе Третьего рейха в Москве Норман фон Баумбах сообщил в Берлин командующему подводными силами рейха адмиралу Карлу Деницу и капитан-цурзее Роберту Эйссену - получено разрешение Кремля на проводку рейдера Северным морским путём. Транспорт "Эмс" был переоборудован в крейсер-рейдер. За открывающимися портами с каждого борта было установлено по три орудия. В палубных надстройках установили зенитные орудия и торпедные аппараты. На юте стоял торпедный катер и гидросамолёт. Трюмы были заполнены в расчёте на длительный поход.. Уже 3 июля рейдер вышел в море из порта Готенхафен (Гдыня) с именем "Шифф-45". В Северное море этот рейдер вошёл уже как советский теплоход "Дежнев". В территориальные воды Советского союза корабль вошёл 12 июля 1940 года. Рейдер тринадцать раз менял стоянку. Баренцево море было скрытно промеряно. К приливу Маточкин Шар рейдер вышел 15 июля 1940 г. Здесь корабль стал "Донау" и поднял фла г рейха. На борт поднялись два лоцмана - Сер

гиевский и Карельский. Старпом "Донау", капитан Хюшенбет, обладавший феноменальной зрительной памятью, ознакомился с секретными советскими документами по навигации в этих широтах.

На Новой Земле 6 августа 1940 г. "Донау" высадил десант, имитируя штурм побережья. Через два дня "Донау" встретил у острова Тырнов ледокол "Ленин". В проливе Велькицкого его сменил мощный ледокол "Сталин". Впереди было море Лаптевых. В Восточно-Сибирском море около острова Айон, в полосе разреженных льдов, 1 сентября 1940 г. ледокол "Сталин сменил ледокол "Каганович". Метеообстановка ухудшилась, руководитель штаба проводки, руководствуясь указаниями руководителя Северного морского пути Ивана Папанина, предложил "Донау" вернуться обратно...

Что остановило движение рейдера, когда Берингов пролив был уже совсем рядом? Версии были разные, пишет Сергей Шелобод, вероятно, поводом послужило, что в Беринговом море были замечены корабли Британского содружества. Мог произойти международный скандал.

Капитан-цурзее Роберт Эйссен попросил Мелехова передать Папанину, что как офицер ВМС Германии, он обязан выполнить приказ своего командования. Поэтому дальше пойдёт один. Возле мыса Шелагский 2 сентября 1940 г. "Донау" и "Каганович" стали на якоря. Папанин не отвечал. Эйссен нервничал. Но 3 сентября 1940 г. разрешение Папанина (из Кремля?) было получено. "Донау" пошёл самостоятельно на восток.

Ночью с 5 на 6 сентября 1940 "Донау" прошёл Берингов пролив, и, уже как теплоход "Дежнев", вышел в Тихий океан. Роберт Эйссен отправил благодарственную телеграмму советским морякам.

Нацистский рейдер «Эмс» - «Шифф-45» - «Дежнев» - «Донау» - «Дежнев», сообщает Сергей Шелобод, 25 сентября 1940 г.уничтожил английский сухогруз "Холивуд", 27 ноября 1940 г. – грузопассажирский теплоход "Регитания", 6 декабря 1940 г - сухогруз "Триона"., 7 декабря 1940 г. - транспорт "Винни", 8 декабря 1940 г.- транспорт "Комета".

Ещё три британских сухогруза были потоплены рейдером в 1941 г. В канун 1941 г. Эйссен был произведён в контр-адмиралы.

Все потопленные судна погибли вместе с экипажами. Везли они ценные стратегические грузы.

"Приведение из Готенхафена", уже под именем "Комет", было обнаружено англичанами у французских берегов 13 октября 1942 г и уничтожено.

Как сообщил сайту "Новости флота" краевед Сергей Шелобод, подробности привёл в своей статье Ростислав Горчаков. Около мыса Аг в Бретани, пройдя Брест, рейдер шёл с боевым охранением. Его атаковали английские торпедные катера и эсминцы. В два часа ночи рейдер Третьего рейха разломился пополам и затонул после торпедного залпа англичан.

Окончание на сайте "Новости флота".

Источник: Новости флота


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz