http://flotnews.narod.ru/archives/1/2941.html
Подлая тайна нацистского пирата
Казалось бы, с чем может ассоциироваться название чистящего порошка "Комет"? Представьте себе, с одной из тайн сталинизма. И о невольном участии в ней земляка-седовца, Героя Советского Союза, капитана-полярника М.П. Белоусова.
В 1940-м вовсю шло братание двух вождей - Гитлера и Сталина. Телеграммы с поздравлениями, уверения в дружбе, обеспечение немцев необходимыми им ресурсами... Всё это потом сыграло немалую роль в трагическом для нашего народа ходе военных действий в первые годы войны.
2 июля в Берлине, в ресторане, встретились три высокопоставленных нациста: командующий подводными силами рейха К. Дениц, военно-морской атташе рейха в Москве фон Баумбах и капитан-цурзее Р. Эйссен. Фон Баумбах сообщил коллегам радостную весть: Кремль разрешил проводку северным морским путём в Тихий океан немецкого рейдера!
Выпили за сногсшибательное известие и радостные разъехались. Дениц в свой штаб, Баумбах в Москву, а Эйссен в Готенхафен (Гдыня), где давно ждал готовый выйти в море корабль - тот самый рейдер, командиром которого он и был.
Немцы знали, что делали: договор о дружбе с СССР ничего для них не значил. Они планомерно готовились войне, и разведка русского Севера им была необходима.
Ещё до получения "добра" Кремля немцы переоборудовали транспорт "Эмс" в крейсер-рейдер, который получил название "Шифф-45". Укомплектовали военным экипажем, установили по бортам, за открывающимися портами, по три орудия. Спрятали в надстройках зенитные орудия и торпедные аппараты, на юте - торпедный катер и гидросамолет. Трюмы загрузили продуктами для длительного плавания.
Вечером 3 июля рейдер в сопровождении эскорта вышел в море. По Балтике и датским проливам шли не маскируясь. Утром 6 июля в Северное море вышел уже якобы советский теплоход "Дежнёв" (флаг и все опознавательные знаки были как у наших).
Немцы всё-таки трусили: новоявленный "Дежнёв" крался на север только вдоль берегов оккупированной гитлеровцами Норвегии. 12 июля корабль вошёл в территориальные воды СССР. Впереди была полная свобода изучения состоящими в экипаже специалистами экстра-класса гидрологии, гидрографии, метеорологии, лоции нашего Севера. Их интересовало всё - глубины, дно, солёность вод, ветры, течения, температуры, рельефы берегов...
Немцы тринадцать раз меняли стоянки. Баренцево море было исследовано ими вглубь, вдоль и поперёк. 15 июля рейдер был у пролива Маточкин Шар.
Шпионско-научная деятельность немцев дорого обошлась советскому народу, и не только ему. В годы войны Север стал зоной активных действий гитлеровских подводных лодок. Они сделали сотни минных постановок на путях караванов. Списки потерь (наших и союзников) просто огромны!
И сегодня на северных островах и на Таймыре находят следы пребывания нацистов. Они чувствовали себя там как дома...
В Маточкином шаре рейдер опять стал "немцем" под названием "Донау". На его борт поднялись наши лоцманы Сергиевский и Карельский. Они гордились заданием Кремля и добросовестно вели рейдер на восток, по нашим навигационным картам. Знали бы они, чем обернётся их добросовестность!
Немцы продолжали "спектакль". Эйссен ничем не интересовался явно, а вот старпом... Им был капитан Хюшенбет, обладающий феноменальной зрительной памятью. В Германии он имел прозвище "Аргус" (это всевидящее греческое божество). Ему достаточно было взглянуть на любую карту, чтобы безошибочно воспроизвести увиденное на чистом листе. Что он и делал. Так все наши секретные навигационные документы стали известны нацистам.
Лоцману Сергиевскому та добродушно слитая информация стоила жизни: в 1942 году он погибнет на торпедированном гитлеровцами теплоходе "Сталинград".
16 августа "Донау" высадил на Новой Земле "десант", имитируя штурм побережья. "Наштурмовавшись", немцы подошли к острову Тыртов, где два дня ждали ледокол "Ленин", который повёл их на восток к проливу Вилькицкого. Теперь изучались Карское море и берега Таймыра. Всё фиксировалось, даже выбросы Обью и Енисеем сплавного леса (это был хороший строительный и отопительный материал, который тоже мог пригодиться в будущей войне).
В проливе Вилькицкого "Ленина" сменил мощный ледокол "Сталин". Впереди было море Лаптевых. Здесь и случилось то, о чём пишу с громадным сожалением.
Капитаном "Сталина" был ростовчанин Белоусов. Последовали дружеские беседы в капитанской каюте, сопровождаемые распитием русской водки. Нацисты рассказывали о "Донау", Белоусов о "Сталине". Он даже впустил гостей в капитанскую рубку ледокола (что было строжайше запрещено), ознакомил их с новейшими картами Севморпути, с ледовой обстановкой района...
30 августа, преодолев с помощью "Сталина" льды моря Лаптевых, немецкий рейдер вышел в Восточно-Сибирское море. Дальше его вёл ледокол "Каганович".
1 сентября корабли вошли в полосу разреженных льдов. Остановились у острова Айон. Здесь "Каганович" покинул "немца" и ушёл помогать нашим судам, идущим на Запад. Вернулся он с известием, что дальнейшее плавание невозможно в связи с ухудшением метеоусловий и осложнившейся ледовой обстановкой. Мелехов, руководитель штаба проводок, согласно указанию Папанина, предложил "Донау" повернуть обратно.
Что же испугало Сталина, когда немцы были уже рядом с Беринговым проливом?
Версии разные, многое засекречено. Вероятно, поводом послужило то, что в Беринговом море были замечены корабли Британского содружества, и мог последовать международный скандал: англичане не потерпели бы соседства с немецким кораблём!
Выслушав Мелехова, Эйссен попросил передать Папанину, что, как офицер ВМФ Германии, он обязан выполнять приказ своего командования. А потому дальше продолжит путь сам...
2 сентября "Донау" и "Каганович" встали на якоря у мыса Шелагский. Началось шлюпочное движение с одного корабля на другой за ответом Папанина. Тот молчал, немцы нервничали. Наконец, 3 сентября "добро" Папанина (или Москвы?) было получено, и уже по чистой воде "Донау" самостоятельно пошёл на восток. "Каганович" тремя гудками распрощался с ним и двинулся на запад.
Увеличив ход до 14 узлов, "Донау" в ночь с 5 на 6 сентября прошёл Берингов пролив, став опять "Дежнёвым". Нацистский пират, выпущенный Сталиным в Тихий океан, приступил к своей страшной работе...
Вот перечень его жертв: 25 ноября им был уничтожен английский сухогруз "Холивуд", 27 ноября грузопассажир "Ренгитания", 6 декабря сухогруз "Триона", 7 декабря "Винни", 8 декабря "Комета".
Ещё три британских сухогруза погибли уже в 1941 году. А в канун 1941-го Эйссен был произведён в контр-адмиралы.
Все потопленные гитлеровским пиратом суда погибли вместе с экипажами. А везли они в Англию ценные стратегические грузы.
13 октября 1942 года наступила расплата. Уже под названием "Комет" рейдер, обнаруженный у французских берегов, был уничтожен англичанами. "Привидение из Готенхафена" кануло в морской пучине.
Мучила ли "отца народов" совесть за санкционированную им гибель наших людей и кораблей в северных морях, за жертвы союзников в Тихом океане? Думаю, нет. А вот капитанов, лоцманов и моряков наших ледоколов - наверняка. Но признание означало подписание себе смертного приговора. И на многие десятилетия всё сотворённое получило гриф "Совершенно секретно".
Краевед Сергей Шелобод
Источник: Новости флота
|