http://flotnews.narod.ru/archives/1/3692.html
Крупный альянс на российском стивидорном рынке: настоящее и перспективы
Создание альянса «Суммы Капитал» Зиявудина Магомедова и АК «Транснефть» привело к появлению игрока, контролирующего 37 % отечественного стивидорного рынка. Шансов у конкурентов догнать его пока нет.
Две связанные сделки по присоединению к Новороссийскому морскому торговому порту (НМТП) Приморского морского торгового порта (ПМТП), а также по приобретению 50,1 % акций самого НМТП «Транснефтью» и «Суммой Капитал» были закрыты в январе 2011 года. Генеральный директор НМТП Игорь Вилинов тогда сообщил, что приобретение второго по грузообороту порта России является трансформационной сделкой для Группы НМТП, которая позволит компании диверсифицировать географию присутствия, снизить волатильность грузопотоков, получить доступ к новым рынкам и дополнительные возможности органического роста.
Если суммировать грузооборот Новороссийского и Приморского портов, то в итоге получится, что мощность альянса в 2010 году вплотную приближается к отметке 150 млн тонн, что соответствует порядка 27 % всего российского стивидорного рынка. Добавив к этому значению оборот двух терминалов «Транснефти» – Специализированного морского нефтеналивного порта Козьмино и КТК-Р, не входящих в совместный холдинг с «Суммой», получается, что суммарная доля группы составляет уже 37 %. Отметим, что второе место на рынке стивидорных услуг с существенным отрывом от лидера (около 6 %) занимает холдинг UHCL Владимира Лисина.
По итогам 2010 года выручка НМТП сократилась на 6 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 635 млн. долларов США, а операционная прибыль оказалась на уровне 346 млн. долларов, на 6 % ниже год к году. Снижение выручки в основном связано с сокращением объемов перевалки зерна после введенного эмбарго на экспорт. Чистая прибыль выросла на 2,5 %, cоставив 258 млн. долларов, благодаря сокращению чистых финансовых расходов на 43 %.
Дозагрузка Приморска
При этом возможности альянса «Транснефти» и «Суммы» для дальнейшего роста полностью не исчерпаны. НМТП – универсальная компания, ресурсы Новороссийского порта позволяют обрабатывать все основные виды грузов, перевозимые морским транспортом, – наливные, навалочные, смешанные и контейнеры. Приморский порт же пока серьезной универсальностью похвастать не может, основная и практически единственная его специализация – перевалка нефти и нефтепродуктов. Однако оставлять порт узкоспециализированным новые акционеры не намерены.
«В планах развития ПТП – диверсификация грузов, – сказал «Ф.» генеральный директор Приморского торгового порта, член совета директоров Новороссийского морского торгового порта Борис Тихоненко. – На основании проведенного исследования планируется организация перевалки навалочных и генеральных грузов. В настоящий момент идут переговоры с потенциальными грузовладельцами по вопросам сотрудничества в области перевалки и хранения таких грузов».
Под будущее развитие Приморска уже подтягивается инфраструктура.
«По информации, распространенной в СМИ пресс-службами РЖД и Росжелдора, в 2012 году планируется завершить строительство железнодорожной инфраструктуры, которая даст возможность поставлять в порт Приморск навалочные и генеральные грузы», – отмечает Борис Тихоненко.
Изначально Приморский порт планировалось развивать в двух направлениях. Действующий портовый район Ермиловский сосредоточится на перегрузке сырой нефти, темных и светлых нефтепродуктов с доставкой трубопроводным и железнодорожным транспортом. Второй район – Высокинский – предполагается под обработку сжиженных газов, генеральных, контейнерных, навалочных грузов с доставкой трубопроводным, железнодорожным и автотранспортом.
Эксперты уже обратили внимание на то, что, работая с наливом в Приморске, альянс «Суммы Капитал» и «Транснефти» получил серьезный опыт в сфере его перевалки, однако практики работы с другими грузами, например с контейнерами, у них нет. На это представители альянса отмечают, что намерены сохранить менеджерскую команду обладающего широкой специализацией НМТП и привлечь сильных менеджеров из-за границы.
«Операционная деятельность – это зона ответственности менеджмента компании, – отмечает Борис Тихоненко. – Поэтому, во-первых, контролирующие акционеры, которые считают преемственность важным фактором для дальнейшего развития НМТП, сохранили команду менеджеров. Во-вторых, понимая важность этого направления, они [контролирующие акционеры] пригласили на руководящую работу в группу НМТП одного из самых известных и эффективных менеджеров отрасли – Радо Антоловича».
Г-н Антолович работает в портовой сфере с 1976 года, а с 1997 года занимается управлением контейнерными терминалами мощностью более 1 млн. TEUs.
В качестве подтверждения правильности выбранного курса в «Сумме Капитал» ссылаются на результаты работы Новороссийского порта в первом квартале текущего года. «В январе – марте 2011 года объем перевалки контейнерных грузов позволил выйти на максимальный уровень загрузки контейнерных терминалов. Контейнерооборот в двадцатифутовом эквиваленте в январе – марте 2011 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 77,6 % и составил 153 тыс. TEU. В том числе рост контейнерооборота на терминале НЛЭ составил 115,8 %; на терминале БСК – 105,4 %; на терминале НМТП – 13,5 %», – отмечает Тихоненко.
Портовое укрепление
Амбиции новых собственников Новороссийского порта не остались не замеченными конкурентами. Приход новых акционеров в НМТП уже привел к изменениям в работе терминалов в порту. Владельцы «Национальной контейнерной компании» (НКК) группа First Quantum и бизнесмен Андрей Кобзарь в марте объявили о продаже 50-процентной доли в контейнерном терминале НУТЭП (Новороссийское узловое транспортно-экспедиционное предприятие). Этот актив НКК развивала совместно с группой «Дело» Сергея Шишкарева. По некоторым данным, именно «Дело» и выкупило пакет у НКК, став в итоге 100-процентным собственником НУТЭП. НКК причины продажи пакета в терминале, который развивала с нуля в течение 9 лет, не сообщала, ограничившись дежурной фразой о том, что развитие компании пойдет в соответствии с ее приоритетами.
Однако есть предположения, что НКК решила выйти из актива, чтобы избежать жесткой конкуренции с НМТП. Накануне этой сделки в Новороссийске разразился серьезный скандал. Сергей Шикарев обвинил новых владельцев НМТП в том, что после их прихода сменились правила работы во всем порту Новороссийска.
«Выдавливаются с рынка экспедиторы, бункеровщики, агентские компании, которые на этом транспортном узле работали годами», – возмущался г-н Шишкарев. Ответная реакция не заставила себя долго ждать. Вице-президент по правовым и корпоративным вопросам НМТП Петр Максимов в официальном заявлении компании предположил, что «за обвинениями в ”нерыночности“ просматриваются личные мотивы г-на Шишкарева».
НУТЭП является прямым конкурентом «Новороссийского морского торгового порта», однако, в отличие от последнего, дела у НУТЭП идут неважно. Оборот НУТЭП в 2010 году снизился на 37 % до 1,4 млн. тонн. За два месяца 2011 года он сократился еще на 15 %.
В «Сумме Капитал» не видят ничего предосудительного в своем стремлении заработать на сервисе. «Сервисы в портах – неотъемлемая часть тех услуг, которые должны быть предоставлены логистическими компаниями своим клиентам, поэтому они должны быть обеспечены вне зависимости от доходности и способствовать операционной эффективности и сокращению времени обработки на протяжении всей логистической цепочки», – отмечает Борис Тихоненко.
«В своей работе мы нацелены на производителей и конечных потребителей, продолжает он. – Очевидно, что качественные дополнительные услуги на протяжении всей логистической цепочки повышают эффективность бизнеса наших клиентов. А это, в конечном итоге, приводит к взаимовыгодному сотрудничеству со всеми нашими контрагентами».
Плюсы и минусы
О перспективах и прочности нового альянса аналитики рассуждают очень осторожно.
«Отдавать группе первое место "навечно" опрометчиво, - полагает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. – Ведь мы же не знаем, какие слияния и поглощения могут произойти на российском рынке, вдруг появится еще более крупный игрок.
При этом серьезных изменений в направлении движения грузопотоков эксперты не ожидают.
«Загрузка ряда терминалов группы НМТП близка к максимальной, по словам ее представителей, – отмечает Дмитрий Баранов. – Вряд ли стоит ожидать массового перехода грузоотправителей и грузополучателей из одних портов в другие и изменения грузопотоков, следующих в Россию и из России. С учетом восстановления экономики после кризиса и прогнозируемого увеличения грузооборота работы хватит всем портам, даже с избытком».
Со времени сделки прошло не так много времени, и пока сложно правильно оценить ее последствия. У состоявшейся сделки есть как плюсы, так и минусы. Плюсы – усиление политического веса отрасли, снижение в долгосрочной перспективе некоторых накладных расходов. Для клиентов открывается больший спектр услуг, предоставляемых одним поставщиком, растут логистические возможности. Минусы – тонкая грань между рынком и монополией.
Источник: Морской бизнес-атлас
|