26.11.2010

Текст фотоальбома "Ростов-город морской"

Фотоальбом "Ростов-город морской" издан в Ростове-на-Дону в типографии "Лаки Пак" тиражом 500 экземпляров 2008 году.

Текст фотоальбома

"Ростов - город морской"

1. Колыбель флота

С древних времён наш народ связан с морем. Его экономическое, политическое и культурное развитие во многом зависело от свободных выходов к морям, за которые приходилось вести тяжёлую борьбу, отстаивая независимость и целостность государственных границ.

Азовское море - старинный водный путь, активно использовавшийся греками, скифами, сарматами, хазарами, древними руссами. Их влекли сюда географические преимущества Приазовья - плодородные земли, изобилие рыбы, близость к морю. Волнами прокатывались орды кочевников, сметая небольшие селения, возникающие на берегах реки, которую греки именовали Танаисом, а местные племена назвали Доном. Танаис (III век до н.э.) - торговая фактория греков и порт, созданный на границе реки и моря. Безопасность якорных стоянок определила выбор первых мореплавателей. От Танаиса древние географы проводили границу между Европой и Азией. За время, прошедшее с момента гибели Танаиса, Дон далеко в море выдвинул дельту. Бывший город оказался почти в десяти километрах от моря, подобно кораблю, осевшему на покинутой приливом отмели.

С 1067 года охраняет донское устье Азов - один из старейших городов Юга России. Он зарождался как поселение - гавань и торговый центр. Бастионы Азова видели итальянских и генуэзских купцов, воинов жестокого Тамерлана, турок - завоевателей и ратников великого Петра I.

После первого, неудачного, похода Петра I на Азов возникла необходимость в создании собственного флота России. В декабре 1694 года в Воронеже началось строительство морских лодок по образцу голландских и английских кораблей. Первый Российский военный флот, азовский, насчитывал более 50 разных судов. Он просуществовал 10 лет и положил начало крупномасштабному военному кораблестроению. Боевая мощь эскадры помогла Петру одержать победу под Азовом и открыла Российскому государству "ворота" в южные моря.

В 1696 году после Указа Петра I, который начинался словами "Морским судам быть…", Россия приступила к строительству регулярного военно-морского флота. Можно гордиться, что жизнь российского военного флота в ХVII столетии началась на Дону.

Во время Азовских походов в 1698 году юный царь задумал основать столицу России на берегу Азовского моря на высоком мысу Таган Рог. Таганрог вычерчивался на штабных картах как крепость - гавань. Разные причины помешали осуществлению этого проекта, в том числе и мелководье. Зато Таганрог стал городом нового типа для России, опыт его строительства был генеральной репетицией сооружения Санкт-Петербурга.

2. Ворота в море.

От Ростова-на-Дону до Таганрогского залива примерно 25 миль (46 км). Дельта начинается в 6 км от центра города, ниже по течению реки. Здесь от Дона отделяется старое русло, известное, как речка Мёртвый Донец, с отсутствующим практически течением. За медленное, спокойное течение - 0,5 м в секунду - народ и прозвал Дон Тихим. При впадении в Азовское море река разбивается на 40 рукавов. Дельта Дона (340 кв. км) - рай для зверей и рыбных нерестилищ.

Основной сток Дона долгие годы шёл по крупному рукаву - Кутюрьме. У самого моря глубина реки составляла около 1,5 метров. Работы по углублению фарватера начались ещё при Петре I, но потерпели неудачу. Сегодня важнейшим водным путём служит обеспечивающий нужные глубины Азово-Донской морской канал, начинающийся от Азова и выходящий в море по Песчаному гирлу. Канал позволяет крупным морским судам заходить в Азовский и Ростовский порты, следовать в центр России и обратно. Не так велик Дон-батюшка, как Волга, но именно в устье Дона в 1702 году был построен первый маяк в России, указывающий путь кораблям.

Протяжённость канала - 37 км, в том числе речная часть - 14 км, морская - 23 километра. Когда ветер дует с моря ("низовка"), вода в дельте Дона поднимается почти на полметра. При "верховке" сгон воды в море приводит к снижению уровня воды даже в черте Ростова-на-Дону. Бывало, днями приходилось простаивать в море судам, выжидая увеличения воды, чтобы двигаться по реке вверх. Во время Крымской войны (1853-1856) эскадра противника зашла в Таганрогский залив. Неожиданно поднявшийся норд - ост отогнал донские воды далеко в море, и корабли оказались на мели. Сегодня земснаряды неустанно углубляют подходные каналы к Азову и Таганрогу. Зимой часть моря промерзает, и ледовую проводку судов осуществляют ледоколы.

3. Город и порт

Путешественники начала ХХ века отмечали полуморской вид Ростова. Здесь стояли прекрасные морские шхуны, барки, турецкие расписные кочермы, целый лес мачт. В разрывах между ними вдоль всего берега виднелись лодки, плоты леса. Позади уступами вздымались на берег городские кварталы, купола собора. Внизу всё пространство под береговым обрывом занимал торговый порт.

Сегодня Ростовский порт - крупнейший терминал на Юге России. Отсюда пролегает путь к 16 морям и 2 океанам, в принципе, к любой точке земного шара. В Ростовском порту можно встретить корабли из Белого, Балтийского, Азовского, Чёрного, Каспийского, Эгейского, Мраморного и Средиземного морей.

Сам город ведёт свой отсчёт с Указа Императрицы Елизаветы Петровны от 15 декабря 1749 года об основании Темерницкой таможни на левом берегу Темерника. В средние века окрестности полноводной речки, впадающей в Дон недалеко от Азовского моря, называли Тимуриком, то есть местом охоты хана Тимура. Отсюда нынешнее название - Темерник.

Оценил удобство Темерницкой гавани великий Пётр. Одна из первых верфей, где строился русский флот, располагалась на судоходном тогда Темернике. По легенде на территории Ростова он не только испил воды из источника, который назвал Богатым, но и участвовал в постройке корабля своей флотилии под названием "Предистинация" ("Предзнаменование"). Уменьшенная его копия расположена в самом начале Большой Садовой, главной улицы города.

Место оказалось удобным для порта и таможенных построек. Товары с проходивших судов выкладывались на берегу Дона вверх по течению. Из русских губерний сюда шли хлеб, кожи, парусное полотно, воск, канаты и верёвки, которые грузились на корабли иностранных купцов и уплывали в Константинополь, Грецию, Италию, Англию. Европе нужны были рыба, холст "всяких рук", сало, масло коровье, железо, чугун. В Россию доставляли вина, фрукты, пряности, ткани и другие востребованные товары.

Уже весной 1750 года "без всяких жителей и поселений" в устье Темерника, а затем Богатого источника, появляется Ростовский порт. Здесь строятся пристань, пакгаузы, здание таможни, карантин и помещения для служащего гарнизона.

Порт рос стремительно, одновременно укреплялась Темерницкая таможня. В 1756 году начала заморскую торговлю "Российская в Константинополь торгующая коммерческая компания", которой жалованы "великие привилегии".

По Белгородскому договору с Турцией русские не обладали правом иметь свой флот в Азовском море. Перевозки осуществлялись на иностранных кораблях, капитаны которых распоряжались российским товаром по своему усмотрению. В то время это был единственный на Юге России порт, откуда велась торговля со странами Чёрного и Средиземного морей.

Столь важный торговый порт нуждался в надёжной защите. Решающим фактором для выбора места крепости стали крутые Донские берега и Богатый Колодезь - источник, "где ключевая вода имеется, и которая весьма здорова".

23 сентября 1761 года был заложен первый камень в крепость Святого Дмитрия Ростовского. Государевым людям наказано было контролировать торговлю с южными странами. Так родился Ростов-на-Дону, который рос и развивался одновременно с портом.

Под прикрытием крепости строились суда, селились греческие, турецкие и болгарские купцы. Росли торговые обороты порта, одновременно разрасталось новое поселение. После заключения мира с Турцией Россия получила право свободного плавания судов по Азовскому и Черному морям и прохода через проливы Босфор и Дарданеллы.

В 1793 году все Донские земли и исключительные права на беспошлинную торговлю и лов рыбы в реке были переданы Войску Донскому в награду за его боевые действия против внешних врагов России.

Ростовский порт, градообразующее предприятие, давал работу пришлым людям, помогал становлению города.

Ни один порт на юге России не знал столь стремительного роста экспорта. Город "пророс" на зерне, точнее на его торговле, хранении и переработке. С 1836 по 1860 годы вывоз хлеба из Ростовского порта увеличился более чем в 100 раз. Уездный город выдвинулся из безвестности, а по вывозу хлеба вышел на первое место в стране.

Во Францию, Англию, Германию, Италию, Голландию, Швецию, Норвегию суда морем везли пшеницу и рожь, ячмень и овёс. На улицах и в порту слышалась греческая, английская, немецкая речь.

Как на грибах росли пароходства. Весь берег в Ростове был куплен, арендован, всё в частном владении, ни клочка свободной земли. Вперемежку со складами - пристани и конторы пароходств. В справочнике за 1900 год их называлось двадцать четыре. Пароходства были разные - от десятков судов до одной двух единиц во владении торгового дома. Сейчас похожая ситуация, только хозяева другие.

В последнее десятилетие от порта отделились новые структуры, создав полтора десятка коммерческих причалов по обе стороны реки ниже железнодорожного моста. Образовалась впечатляющая портовая зона, хорошо просматриваемая, если идти на судне вниз или вверх по фарватеру. Создана служба капитана порта, регулирующая и координирующая деятельность водников, железнодорожников, автомобилистов - всех участников транспортного конвейера.

29 июля 1998 года в Ростовский порт вошло первое иностранное судно под мальтийским флагом. В 2000 году Ростов стал центром Южного федерального округа, здесь разместилось представительство Президента России. Указом президента ОАО "Ростовский порт" включён в перечень стратегических предприятий.

Сегодня международный Ростовский порт территориально состоит из четырёх независимых районов - первого (Центральный), второго (Аксайский Ковш), третьего (Ростовский Ковш) и нового, четвертого, расположенного ниже разводного железнодорожного моста. Соседние порты Азовский и Таганрогский - конкуренты Ростовскому. Но работы хватает всем, специализация у каждого своя.

4. Корабли и экипажи

Дон стал оживлённой водной магистралью, по которой ежедневно идут вверх и вниз десятки судов. За навигацию по реке проходят тысячи кораблей типа "Волго-Балт", "Волго-Дон", "Сормовский", "Сибирский", "Омский", "Амурский", "Нефтерудовоз", иностранные суда. Это не океанские гиганты, но каждый занимается своим делом. Все ограничены максимальной осадкой у причалов 3,6 м и грузоподъемностью до 5 тысяч тонн.

Ростовские судоводители, механики и матросы имеют международную квалификацию. Они бороздят морские просторы по всему миру, чаще работая вокруг Европы и Африки, доставляя грузы без дополнительной перевалки в порты назначения.

Тенденция сегодняшнего дня - увеличение импорта. На первое место вышли перевозки нефтепродуктов, металлолома, зерна. Появились нефтерудовозы, транспортирующие грузы в обоих направлениях - туда нефть, а обратно - руду. На просторы Дона вышли маслотанкеры - теплоходы, перевозящие растительное масло. Не забыты и наиболее перспективные способы доставки оборудования и товаров - контейнерные перевозки. Часто можно видеть на судах, идущих вверх по Дону, крупногабаритные грузы, которые закупают за границей строящиеся предприятия России. Моряки без дела не сидят.

Больше всего в городе судоходных компаний, занятых перевозкой различных грузов и пассажиров. По Дону снуют буксиры и катера, обслуживающие сложное морское и речное хозяйство. Река напоминает водный перекрёсток. Уходят и возвращаются по Дону морские корабли, которых ждут.

Учебные заведения города заняты подготовкой и переподготовкой экипажей судов. Учебно-тренажёрные центры готовят моряков к действиям в экстремальных ситуациях, выдают сертификаты международного образца, признанные в любом порту мира. Ростовский филиал Московской государственной академии водного транспорта (бывшее речное училище) занимается образовательной деятельностью на уровне среднего профессионального и дополнительного образования.

В Ростове каждая собака мечтает прокатиться на корабле. Моряки охотно берут с собой в рейс собак и кошек. Ростовская киностудия сняла документальный фильм "Ионический пёс, или ходили мы походами", который рассказывает о любимице экипажа - дворняжке по кличке Бакс.

5. Морские предприятия

Где корабли, там должны быть налажены их ремонт, бункеровка, обслуживание и агентирование. В Ростове сформировался ряд предприятий, занятых решением этих проблем. Не будь реки и морских перевозок, эти фирмы остались бы без работы.

Корабли бывают разные: морские и речные, пассажирские и грузовые, большие и маленькие, новые и давно сошедшие со стапелей. Растёт количество яхт, которым по силам прогулки на океанских просторах. Любые суда, как дети, нуждаются в заботе и своевременном уходе. Перед рейсом каждое судно прихорашивается по-своему: одному достаточно простой покраски, другому необходим ремонт или капитальное обслуживание систем в соответствии с международными конвенциями о безопасности мореплавания. Ростовские фирмы выполняют все виды работ по транспортно-экспедиционному и рейдовому обслуживанию идущих по Дону судов.

Ростовское Центральное проектно-конструкторское бюро "СТАПЕЛЬ" осуществляет весь спектр проектно-конструкторских и технологических работ на водном транспорте у нас в стране и за рубежом. Учёные и конструкторы бюро научились работать не хуже иностранцев, зато дешевле и быстрее, что привлекает зарубежных специалистов.

Завод "Горизонт" изготавливает навигационные системы, которыми оснащены корабли Военно-Морского флота России и стран, закупающих наши военные суда.

В Ростове-на-Дону и Аксае расположены судоремонтные заводы. На них можно отремонтировать или зачистить корпус корабля, восстановить дизельное оборудование, наладить средства связи и навигационное оборудование. На стапелях Ростова строятся новые суда.

В черте города над рекой переброшены пять мостов, обеспечивающих работу железнодорожного и автомобильного транспорта. Начато строительство ещё одного, который разгрузит возросшие автомобильные транспортные потоки. Выше и ниже города на реке расположены рейды, на которых в ожидании таможенного оформления и проводки под разводным железнодорожным мостом скапливаются десятки судов.

Сложное хозяйство подчиняется Азово-Донскому государственному бассейновому управлению водных путей и судоходства, которое занимается эксплуатацией и развитием водных путей и гидротехнических сооружений, государственным регулированием деятельности водного транспорта всех форм собственности.

Возросшее судоходство представляет опасность для экологии региона. Пока река терпит. А если случится беда, потерпит аварию судно? Руководство города и водники задумываются над этой проблемой. Проводятся учения по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на воде. В них участвуют все аварийные службы города - МЧС, речники, милиция и службы спасения, авиация и судоходные компании. Отрабатываются различные ситуации - тушение пожаров, спасение пострадавших людей, локализация розливов нефти.

6. Рыбаки

Донской край не мыслим без рыболовства, с давних пор кормившего прибрежное население реки и Таганрогского залива. Мелкое Азовское море, более 70 видов рыб, река Дон с её многочисленными притоками, озёра - все способствовало развитию рыбного промысла, было важной статьей экспорта. Браконьерство и оживлённое судоходство сделали свое черное дело - рыболовство пошло на убыль. И всё же рыба есть, хотя и не в таком количестве как раньше.

Регулярно выходят в Таганрогский залив на каюках рыбаки приморского посёлка Порт-Катон. Прибрежный лов самый романтичный, но и самый трудный. Ставник - десятка полтора прочных шестов, гундарей, вбитых в морское дно, по периметру которых натянуты сети. Задача рыболовецкой бригады - собрать накопившийся за сутки улов. Тонкая наука - постановка ставников в море. От удачного выбора местечка зависит количество выловленной рыбы. У местных рыбаков, поколениями живущих морским промыслом, есть свои секреты и заветные рыбные места.

Самый знаменательный час промысла, когда "подрезают" сети. Живое серебро на дне каюка - нет больше радости сердцу рыбака. Рыболовные сети - главное орудие прибрежного лова - время от времени обрастают морской растительностью, нуждаются в чистке и ремонте. Это забота рыбачек.

Гордость азовчан - промышленный лов рыбы. Здесь сберегли рыболовецкие суда, оснастили их навигационным оборудованием для поиска и лова рыбы, поддерживают в рабочем состоянии. Образовалась флотилия промысловых сейнеров и приёмно-транспортных рефрижераторов, которые тралят в акватории Азовского моря, ходят в Чёрное море. Рыболовные суда и их экипажи ведут кошельковый лов в открытом море в любую погоду. Присутствие чаек и дельфинов, неизменных спутников рыбаков, означает: рыба есть. Продукцию местного рыбозавода знают по всей стране и даже за рубежом.

Рыбаки прислушиваются к советам учёных из Азовского научно-исследовательского института рыбного хозяйства. Вместе растят молодь для воспроизводства поредевшего стада осетровых. Ростовская область - лидер прудового рыбоводства. Рыбоводы и ученые разводят бестера, новую породу, выведенную путём гибридизации белуги и стерляди. Икра бестера ничем не отличается от икры белуги.

7. Мореходка

Традиционно морским местом в Ростове считается Ростовский морской колледж им Г.Я. Седова. Над его главным корпусом рядом с флагом России гордо реет Андреевский. Здесь чаще всего можно встретить людей в морской форме, которая обязательна для ношения курсантами, преподавателями, всеми сотрудниками. Такова традиция, установленная для флота Петром I. В старинных корпусах всё напоминает о море.

История колледжа берёт начало от мореходных классов, открытых в 1876 году по инициативе общественности Донского края для подготовки штурманов каботажного плавания. Создание учебного заведения было вызвано интенсивным ростом флота, расширением районов плавания и надобностью обеспечения судов отечественными специалистами.

Морской колледж готовит кадры для судов морского флота. Курсанты поэтапно получают профессиональную квалификацию от матроса до дипломированного инженера, что позволяет выпускникам успешно работать во всех морских бассейнах земного шара. Для подготовки специалиста, соответствующего международным требованиям, в учебном процессе используются современные тренажёры, налажено сотрудничество с пароходствами и предприятиями отрасли. Здесь проходят переподготовку специалисты, уже немало походившие по морям и океанам.

Морское образование неоднократно реформировалось, учебное заведение меняло свои названия. Ростовчанам оно больше известно как "Седовка" или просто - мореходка. Морской колледж имени Г.Я. Седова стал филиалом федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Новороссийская морская государственная академия имени адмирала Ф.Ф.Ушакова" в г. Ростове - на - Дону.

За годы своего существования учебное заведение подготовило для флота десятки тысяч специалистов. В разные годы это были шкиперы и гидротехники, штурманы и судовые механики, эксплуатационники и штурмана-багермейстеры.

Воспитанники принесли колледжу всемирную известность, прославили трудовыми подвигами, беззаветным служением флоту России. Среди них Герои Советского Союза полярный капитан М. Белоусов и легендарный командир подводной лодки Н. Лунин, капитан крупнейших парусников "Крузенштерн" и "Седов" И. Шнейдер и Герой Социалистического Труда женщина-капитан дальнего плавания Н. Кисса. Колледж носит имя своего выпускника Г.Я. Седова - легендарного полярного исследователя.

Выпускники мореходки стали руководителями пароходств, директорами заводов. Из этих стен вышли известные лоцманы, механики судов, строители крупнейших гидротехнических сооружений, капитаны земснарядов, дипломаты, военачальники. Коллектив гордится династиями своих выпускников. За большой вклад в развитие морской отрасли в 1976 году колледж награждён орденом "Знак Почёта".

В процессе обучения каждый курсант должен пройти производственную практику, набрать плавательный стаж. Случается, это бывают самые крупные в мире российские барки "Седов" и "Крузенштерн". Общение с морем и парусами, долгие рейсы и заграничные порты оставляют неизгладимое впечатление в сердцах и умах мальчишек. Интересные снимки напоминают о дальнем морском рейсе. Те, кто выдержал все испытания, остаются на всю жизнь моряками. Не забывают они свою "Альма-матер", ежегодно встречаются. Шлют подарки и весточки о себе в музей колледжа.

8. Фёдор Ушаков.

24-летнего мичмана Фёдора Ушакова с командой матросов Балтийского галерного флота направили в Донскую экспедицию под начальство контр-адмирала А.Сенявина. Это была эпоха, когда флот был доведён до наивозможнейшего совершенства и мощи. Не забывали и устремления Петра I к Азовскому и Чёрному морю. 30 июля 1769 г. Ушакова произвели в лейтенанты. Моряку не раз приходилось проводить построенные суда по Дону. Однажды его смекалка помогла спасти груз гибнущих судов. На праме № 5 он плавал по Дону, в 1770 г. командовал этим прамом при устье реки Кутюрьма.

Юного лейтенанта назначили на достраивающийся фрегат "Первый". Он участвовал в его проводке до Таганрога, затем командовал четырьмя транспортными судами, доставлявшими лес для достройки фрегатов. В кампанию 1772 г. он принял командование палубным ботом "Курьер" и сопровождал фрегат "Первый" на переходе по Азовскому морю из Таганрога в Кафу (Феодосию). Когда суда ушли на зимовку, бот Ушакова занял брандвахтенный пост у Керчи.

В кампанию 1773 г. на боте "Курьер" Ушаков курсировал между Керчью, Кафой и Таганрогом, участвовал в боях с турецкими судами. Весной 1775 года Ушакова вернули на Балтийский флот.

Памятник адмиралу установлен на набережной. На территории морского колледжа возведена часовня в честь Святого праведного Фёдора Ушакова, канонизированного Русской православной Церковью. Мощи святого хранятся в иконе с его изображением.

9. Ростовское Морское собрание

Нет будущего у тех, кто не помнит прошлого. В этом видят свою главную задачу моряки, бывшие и настоящие, объединившиеся в Морское собрание. Сохранившие морскую форму, активность и дисциплину, неравнодушные к истории Российского флота, они задают тон во флотских мероприятиях.

Вот темы, о которых писал "Вестник Морского собрания". Отмечался юбилей героического подвига "Варяга". На Братском кладбище под Андреевским флагом состоялась церемония открытия мемориала на могиле матроса-артиллериста И. Е. Капленкова, единственного ростовчанина, участвовавшего в геройском сражении с японской эскадрой на крейсере "Варяг". Моряки помогли выполнить реставрационные работы, пригласили дочь героя и внучку, взяли шефство.

На базе военно-исторического клуба создана группа реконструкции, изучающая историю отечественной морской пехоты. Ветеран войны майор П.В. Лукин, воевавший в отряде морских пехотинцев Ц. Куникова, у памятника Ф. Ушакову передал на вечное хранение в общественную организацию "Ростовское-на-Дону Морское собрание" Военно-морской флаг, с которым бойцы шли на штурм врага.

Морская общественность отмечала 100-летие со дня рождения известного подводника Н.А. Лунина, выпускника Ростовской мореходки. На почтамте состоялось спецгашение марки и конверта в честь героя. Члены Морского собрания разработали рисунок штемпеля для гашения, устроили выставку морских картин.

Ростовчане традиционно отмечают все флотские праздники. Активисты Морского собрания собираются у памятника Ф.Ушакову в любую погоду. Каждой осенью на набережной с участием Нептуна и его свиты проходит красочный ритуал посвящения в курсанты учащихся морского колледжа. Идущие по реке суда, флагами расцвечивания и гудками сирен приветствуют собравшихся моряков и горожан.

10. Море и дети

Дети грезят морем. В Ростовском дворце творчества детей и молодежи существует клуб "Юный моряк", который с интересом посещают мальчики и девочки из ростовских школ. Они изучают морское дело, радиосвязь, учатся плавать, встречаются с бывалыми моряками. Клуб имеет плавсредства, на которых школьники путешествуют по Дону, осваивая специальности штурманов и судомехаников.

В Ростовском областном центре технического творчества учащихся строят корабли. Настоящие, только маленькие. Судомоделизм выбирают мальчишки, которые грезят морем и кораблями.

Соорудить радиоуправляемый корабль, на вид игрушечный, на деле практически настоящий, непросто. Надо обладать немалыми знаниями и навыками для этого Если юный корабел решил построить подлодку, она должна обладать всеми пропорциями настоящей субмарины, погружаться на глубину и через время, по команде, всплывать. Ребят учат наставники, бывшие судомоделисты, да и сегодня оставшиеся ими в душе.

Донские просторы позволяют проводить соревнования по судомоделизму и судомодельному спорту на открытой воде. Среди 16 команд России победителями стали ростовские школьники. На соревнованиях радиоуправляемых яхт моторчик по команде спортсмена только разворачивает паруса. Гоняясь за ветром, судёнышко выделывает грациозные кульбиты и повороты. И это очень красиво.

Ряды судомоделистов растут. К юным дарованиям присоединяются отслужившие в торговом флоте или ВМФ профессиональные моряки. Увлечение судомоделизмом пришло к ним во время долгих морских переходов.

11. Жизнь под парусами

Дон и Таганрогский залив идеальное место для занятий парусным спортом. Местные яхтсмены регулярно принимают участие в Российских и зарубежных регатах, освоили просторы Чёрного и Средиземного морей. Ростовские спортсмены не единожды бросали вызов океанской стихии.

Река становится красивее, когда при сильном ветре её бороздят крупные яхты. Опытные яхтсмены демонстрируют чудеса выучки и мастерства. Готовят спортсменов с малых лет в специализированных яхт-клубах Азова, Таганрога и Ростова-на-Дону.

Умение "ходить под парусом" входит в программу подготовки курсантов Ростовского морского колледжа им. Г.Седова. Спортсмены мореходки традиционно участвуют в походах по Азовскому морю на ялах, встречаются со своими сверстниками из других портов и ветеранами войны на местах былых сражений.

12. Отважные мореходы

Наш город называют портом пяти морей. Это название Ростов-на-Дону получил с пуском в 1952 году Волго-Донского судоходного канала, который связал бассейн Волги с Азовским и Чёрным морями. Появилась возможность по каналам, соединяющим Волгу с Белым и Балтийским морем, ходить вокруг матушки Европы. Ростов не минует ни одно судно, направляющееся в глубь России из Чёрного моря и обратно.

Донскими берегами любовались украинские и белорусские спортсмены, направляясь на средневековой ладье "Сварог" в Каспийское море, движимые только вёслами и силой своих рук. Когда-то так бороздили моря струги казаков, старожилов этих мест.

Ереванский Клуб Морских Исследований построил на озере Севан копию торгового парусного корабля ХIII века "Киликия". Мореходы из Армении отправились средневековым маршрутом вокруг Европы. В экспедиции сохранялись навигационные приборы, еда, одежда, быт моряков того времени. Побывав в Венеции, Портсмуте, дошли до Санкт-Петербурга, затем по рекам и каналам России спустились к Чёрному морю. В Ростове-на-Дону сделали продолжительную остановку. Нахичеванские армяне устроили теплую встречу соотечественникам, доказавшим, что когда-то Армения (Киликия) была морской державой.

У ростовской набережной швартовалась яхта, зарегистрированная в Российском морском регистре как учебно-тренировочная парусно-моторная яхта "Святитель Пётр Митрополит Московский". Семеро смельчаков прошли от Белого моря до Красного и обратно. 13 месяцев и 7000 морских миль российских моряков оберегали мощи Святого Фёдора Ушакова

Это судно, воссоздающее облик поморской ладьи 17-18 века, полностью изготовлено из дерева - киль, шпангоут, борта, настил палубы. Души моряков в трудном рейсе согревали иконостас и колокольная звонница на палубе. Как и положено парусному кораблю, нос его украшен скульптурной фигурой ангела хранителя Святого Петра с крестом в руках, деревянная копия той, что установлена на шпиле Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. В летящей над волнами фигуре живёт душа корабля, поэтому моряки скульптуру всячески оберегали. Старинные орудия и бочонок для пожертвований - явно не лишние детали в дальнем морском походе.

Ростовские энтузиасты отправились в Петрозаводск, чтобы по морю обогнуть север Европы на поморской ладье "Надежда". Когда ладья прибыла в Ростов, она стала украшением города и морским аттракционом, которым с радостью воспользовались тысячи ростовчан и ростовчанок.

13.Музеи

Самый посещаемый морской музей расположен в Морском колледже им. Г. Седова. Частые гости здесь школьники, курсанты мореходки, моряки, гости города, все кто интересуется морем или связан с ним по работе. Огромное количество экспонатов рассказывает о выпускниках ростовской мореходки разных лет, их биографии и нынешней работе. На основе собранных экспонатов и полученных путём переписки материалов хранитель музея, преподаватель колледжа, бывший капитан дальнего плавания, В. Алекумов издал полтора десятка книг, настоящую морскую энциклопедию ростовских мореходов.

Ростовский областной музей краеведения регулярно проводит морские выставки. На таких встречах звучат морские байки, воспоминания, выступают юные артисты, поют морские песни ростовские барды, готовят свои репортажи местные журналисты.

В музее прошли выставки раковин всех морей и океанов, восковых фигур известных российских моряков и флотоводцев, моделей судов в бутылках. Демонстрировалась эксклюзивная коллекция моделей кораблей мира с вылепленными фигурками моряков на борту. Исторически достоверные и мифические, все они глубоко индивидуальны яркими характерами, самобытностью моряков разных стран и веков.

Большой популярностью пользовалась коллекция миниатюрных парусников, выполненных из ценных пород дерева. Каждый из них - это удивительное мгновение эпохи, уникальное произведение искусства.

Вид бесшумно скользящего по волнам парусного корабля вряд ли оставит кого-нибудь равнодушным. Как утверждают французы, в мире есть три самых прекрасных зрелища - скачущая лошадь, танцующая женщина и корабль, идущий под всеми парусами. В самом деле, парусный корабль, не смотря на его техническую сложность, удивительно красив. Он являет собой пример гармоничного сочетания рациональности и экологической чистоты. Роль, которую ему выпало сыграть в развитии цивилизации, невозможно переоценить. Модели парусников сегодня востребованы, их охотно покупают на подарки и для украшения интерьеров.

14. Маринисты.

Люди творческих профессий часто посвящают свой дар морской романтике.

В Ростове всегда были художники-маринисты, писавшие море и всё, что с ним связано: флот и его историю, дальние походы и людей в море - гражданских и военных, их трудовой и боевой героизм; корабли и маяки; морской быт; морские берега и жителей приморских городов и посёлков; портов. Не счесть всего, что можно увидеть, находясь у такого изменчивого, но в любую погоду прекрасного и величественного морского пейзажа.

Художники выезжали к морякам, вели беседы о маринистической живописи, часть работ дарили экипажам, проводили выставки своих картин, писали новые холсты. Многие картины с успехом демонстрировались на региональных и Всероссийских выставках. Морское собрание обратило внимание на эту сторону культуры, помогло организовать отчёт творческой группы ростовских художников: "Виват! Российский флот!".

Флотская и городская общественность не однажды любуются многоликим в своих проявлениях морским пейзажем на полотнах ростовских художников-маринистов. В своих картинах художники стараются рассказать зрителю о неповторимой красоте и поэзии "свободной стихии", а самое главное - привить любовь к людям нелёгкого морского труда. Не жить нам без моря.

15. Морские песни

"Левый берег Дона" - самая популярная песня о Ростове. Неофициальный гимн города, который знают и любят по всей России и за границей:

"Вдоль нашей юности вдвоём

Неторопливо поплывём,

На этих спусках, узнавая каждый дом,

Мосты, причалы, а потом,

Ростов растает за бортом,

И мы на самой дальней линии сойдём…"

Цикл "Ростовских песен" родился в 1989 году благодаря содружеству композитора и певца К. Ундрова, тележурналиста И. Кононова, звукорежиссёра Д. Федосеева. Затем появилась песня о рыбаках "Порт-Катон", и тоже стала популярной:

"Многие столицы

Кормит рыбой

Порт-Катон…"

Её тепло восприняли рыбаки и жители донского края, которые стали прообразами и участниками событий, описанных в песне. Так вошёл в мир русского шансона поэт, бард и исполнитель морских песен Донского Приазовья Константин Ундров.

Изданы на дисках его песни: "Речка Темерничка", "Ах, причал ты мой", "Дедушка Азов", "Флотский вальс", "Южный ветер", "В Далеке- далёком", "Отходная", "Запах моря", "Дядя Толя", "Нижнедонские мудрецы", "Моряк", "Валька-мореход", "За кормою Донская земля", "Черноморочка Наташа", "Обратно лоцманам пора". Костя - морская душа - охотно сочиняет морские песни и мастерски их исполняет перед флотским людом. Моряк без песни, что чайка, без крика - девиз певца и композитора.

16. Что видят моряки

Фотоаппарат доступен каждому. Отправляясь в дальний рейс, ростовские моряки часто берут с собой камеру - плёночную или цифровую, фотографируют моменты судовой жизни, различные состояния моря, быт экипажа, встречные корабли, заморские страны.

Разглядывая эти снимки, легче понять мысли и душу моряка. Ведь запечатлеть хочется в первую очередь то, что привлекло внимание, чем можно поделиться с родными и близкими, вспомнить в кругу друзей и коллег. Несколько таких снимков включены в этот альбом.

17. Знаки моря

Внимательный человек, пройдясь по улицам Ростова, с удивлением обнаружит массу знаков, выдающих морское мышление горожан. Город расположен на реке, но ведь речной вокзал и гостиница "Якорь" на пассажирской пристани не зря напоминают громадный океанский лайнер, который направлен в сторону Азовского моря.

Набережная - излюбленное место отдыха горожан и гостей города. Возникла она благодаря Ростовскому порту: без гранитных причалов суда не могли вплотную подойти к берегу для грузовых операций. Строительство набережной велось на рубеже 19-20 веков. За полтора десятка лет удалось построить две с половиной версты - миллион рублей одна верста. Именно тогда на набережной установили знаменитые причальные тумбы завода Д.А. Пастухова. Более ста лет верой и правдой служат они кораблям, к ним до сих пор швартуются пассажирские теплоходы с туристами, путешествующими по реке.

Кто надоумил специалистов по озеленению заложить цветочную клумбу, очертаниями напоминающую парусник с раздутыми парусами? Въезжающих в город по Аксайскому мосту приветствуют мачты и реи ресторана "Океан". На шпиле центрального универмага вращается флюгер - парусник. Бронзовый барельеф парусника отмечает здание Донречфлота. Бороздит морские просторы украинский контейнеровоз "Ростов-на-Дону", кают-компанию которого украшают снимки города, отдавшего кораблю своё имя.

У входа в Центральный парк установлен круглый бронзовый знак, обозначающий центр города и стороны света, указаны расстояния от Ростова до полюсов и крупных портовых городов мира. В парке зазывает на дискотеки ночной клуб, стилизованный под подводную лодку "К-21". В летнюю жару взрослые и дети катаются на аттракционах центра водных развлечений "Осьминожек". Приглашает в ряды дайверов Центр подводного плавания и путешествий. Заполнены бассейны "Коралл", "Волна", "Бриз" и дельфинарий. Бронзовый лев защищает "Царевну - рыбку". Только в Ростове девушки целуют в губы скульптуру морского конька и дефилируют на торжественных мероприятиях в головных уборах, походящих на старинные парусные корабли. Не случайно всё это.

Бизнесмены используют морскую символику в названиях и логотипах фирм. Якоря и цепи обрамляют офисы судоходных компаний. Обувная фирма продаёт мужские босоножки, на подошве которых оттиснута карта Средиземного и Чёрного морей, берега Италии, Турции, Греции, Франции и Испании - как раз пути-дороги ростовских моряков. Популярно мороженое с надписью на упаковке "Морским судам быть" на фоне петровских кораблей. Задолго до появления тату-салонов ростовские моряки отмечали вступление во всемирное морское братство замысловатой татуировкой, выполненной на островах Тихого океана. Всего не перечесть, каждый сам найдёт морские приметы в облике города и его жителей.

Ростовчане гордятся мостами, соединяющими Европу с Азией. Они сами работают по-европейски, но уже давно отдыхают по-азиатски. Из-под шатра ресторана - дебаркадера пришвартованного у правого берега Дона, а значит, в Европе, можно наблюдать за тем, что происходит на левом Азиатском берегу и на реке.

На Левбердоне, так именуют левый берег Дона, разместился ресторан "Петровский причал", выполненный в манере Азовских походов Петра I. На паруснике под Андреевским флагом можно отобедать в адмиральском салоне, покрутить штурвал, ударить в колокол фрегата, выстрелить из пушки. Обслуживают это диковину молодые официанты, выправкой и нарядом напоминающие петровских гардемаринов. Молодожёны сразу после загса устремляются сюда. Говорят, паруса приносят удачу. Можно пройтись по реке на "Атаманском" паруснике ресторана, ведомом экипажем дипломированных моряков. После прогулки и купания в реке хорошо половить раков и приготовить шашлык в понравившемся месте на берегу.

Ростовчан тянет к реке. Здесь удивительным образом сочетается Донской колорит и морская тема. Надо видеть девушек, радующихся солнцу, волнам, парусам и загорелым телам молодых капитанов.

У нас своё море, Азовское, до которого рукой подать. Оно самое мелкое на планете, его максимальная глубина не превышает 14-15 метров, а средняя - всего лишь восемь. Площадь водного зеркала - 39000 кв. км. Через Керченский пролив Азовское море соединяется с Чёрным морем, связанным в свою очередь, со Средиземным морем.

Для Ростовской области Приазовье - важный район. По морю и проливу проходит государственная граница России с Украиной. Здесь находятся два крупных города и порта Таганрог и Азов, здесь же основной район рыболовства и излюбленное место отдыха горожан. До середины осени море манит песчаными пляжами, тёплой водой, солнечными днями, парусами, чайками и бесконечным простором. Как на дрожжах здесь растут пансионаты и дома отдыха. Количество туристов вырастет после создания крупной игорной зоны "Азов-Сити" на границе с Краснодарским краем.

Для современного мегаполиса - культурного, научного и экономического центра - Дон больше чем просто река, дающая необходимую ему воду - это один из двигателей его развития. Река - кормилица города и вечная спутница. Быть может его душа - тихая, глубокая, источник любви и творчества. Город на реке - особый город, со своим характером и нравом.

Ростов-на-Дону называют воротами Кавказа, город-купец, Ростов-папа, порт пяти морей. А мы назвали бы его просто: Ростов- город морской.

Использованная литература:

С.Д. Швецов. На высоком Донском берегу. (Очерки из прошлого Ростова). Ростовское книжное издательство. 1982.

В.Н. Лобжанидзе и О. И. Грызлов. Все дороги ведут в Ростов, 2005 .

Н.Н. Редьков, Г.Л. Беленький, А.В. Огарёв. Дон-река жизни. Очерк истории водных путей и судоходства на Юге России. "Донской издательский дом". Ростов-на-Дону, 2005.

Ростов-на-Дону. Путеводитель "Дон тихий, Ростов добрый". Ростов-на-Дону. 2006г.

Ростов-на-Дону. Фотопутеводитель. ООО "Омега Паблишер". 2006 г.

В альбоме использованы фотографии и картины, любезно предоставленные моряками И. Дробязко, И. Карасёвым, В. Алекумовым, художниками В. Копейко, Г. Гарбузовым, В.Жевтушко. Особая благодарность сотруднику Аксайского музея В. Гладченко за подборку фотографий и старинных открыток о Морском колледже им. Г. Седова.

© Ю.И. КОНОНОВ. Текст и фотографии.

© А. ВОЛОШАНОВСКАЯ. Дизайн и макет.

Автор благодарен спонсорам, оказавшим финансовую поддержку в издании фотоальбома:

Юрий Кононов

Источник: Новости флота


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz