Военно-морской флот — счастье моё, боль моя!

Самое ценное, что было всегда в Военно-морском флоте, — это люди: офицеры и матросы его корабельного состава, которые формировали традиции и святые понятия о Родине, чести и воинском долге. Черты: особая самоотверженность, способность сохранять боевой дух в любых ситуациях и верность своему флагу, которые были введены в практику вооружённой борьбы на море ещё Петром Великим, — были присущи только российской Военно-морской школе и передавались из поколения в поколение вплоть до «ельцинской эпохи».

После распада Советского Союза океанский флот оказался не нужным государству. В одночасье в провозглашённой «теории выживания» подверглись испытанию на прочность и вековые традиции флота. Политиканами как специально в это время вводится концепция «никто на нас не нападает», которая расхолаживала патриотические чувства людей, работала, как нельзя кстати, на тех, кто кровно заинтересован в слабости России. Незаметно, исподволь была подброшена на довольно-таки высоком уровне и мысль о патриоте-гражданине России, только на этот раз как изгое государства, и его полной ненужности.

Вместо того, чтобы на государственном уровне с участием руководства ВМФ разработать программу поддержания и возрождения флота с учётом характера будущей войны на море, заключаются договора с американскими фирмами на утилизацию подводных лодок, правда, за их же деньги. И они с радостью выполняют заказы. Делая вид, что их интересует только экономическая составляющая.

В течение Холодной войны с 1958 года был создан советский океанский ракетно-ядерный флот, как второй флот в мире, который по ряду показателей превосходил флот США, заодно прекратив его безраздельное господство на море.

Целыми бригадами подводных лодок военные моряки годами непрерывно несли военную службу у берегов вероятного противника на расстоянии многих тысяч миль от родных берегов, при этом не считаясь с неимоверными физическими и моральными нагрузками.

За какие-то 15 лет «перестройки» Военно-морской флот России стал прибрежным (!), потеряв списанными, проданными и оставленными на территориях сопредельных государств более 150 подводных лодок, почти все авианесущие и ракетные крейсера. А оставшиеся просто доживают свой век. И это в то время, когда западные политики отдают приоритет в своей национальной безопасности именно флоту, получая за это в свои руки Мировой океан с его богатствами и морские коммуникации.

Флот России выстоял в Холодной войне! Заплатив за это в мирное время многими сотнями жизней своих экипажей. Однако из более чем 300-летней его истории никому из власть предержащих не пришло в голову просто прочитать лежащие на поверхности ответы на проблемы, стоящие в это непростое время перед государственными и военными структурами в вопросах строительства и применения военно-морских сил.

И самое обидное — не видят, что полностью (!) утрачено господство на Черноморском и Балтийском морских театрах, предельно ограничены возможности флотов ВМФ России в океанских зонах Арктики, Атлантического и Тихого океанов, что то там, то здесь возникают территориальные притязания к нам в Арктике, Баренцевом море, на Балтике, Чёрном и Каспийском морях и на Дальнем Востоке.

США, Англия, Франция, Германия, Италия, а также Япония и Турция — не только не партнёры нам, как это модно сегодня их величать, а наши исторические соперники на море. Ослабление флота России неминуемо влечёт постепенное изменение внешнеполитической ориентации стран в сторону противодействия России.

Но это сказанное выше, как говорят, о «железе». В Крымскую и Русско-японскую войны флот был потерян из-за его технической отсталости. В годы Гражданской войны — из-за смены общественно-политического строя. Уже в четвёртый раз по счёту именно из-за политики (сколько нужно ещё ошибок, чтоб научился и умный и не умный?) флот переживает трагедию своего положения, утрачивает эволюционный путь своего развития.

И несёт утрату своего кадрового, самого дорогого потенциала. Морские офицеры поставлены в самое сложное положение. Чиновники различных мастей являются государственными служащими, офицеры — нет. В бесчисленных боевых службах и походах они хранили верность долгу и Отечеству, под советским Военно-морским флагом добывали славу России. И люди страны по праву гордились ими.

За 10—12 лет практически потерян дееспособный командный состав. Назначаемые командиры кораблей «живого моря никогда не видели», командиры соединений не представляют себе, что такое учения.

После окончательного раздела Черноморского флота между Россией и Украиной боевые офицеры-профессионалы остались на перепутье. Как ножом по живому прошла эта межа раздела. Единожды приняв присягу на верность Родине — России, они остались в городе-герое Севастополе и городах Крыма и черноморского побережья ни с чем. Бросая нажитое годами, они вместе с семьями, детьми и скромным скарбом самостоятельно искали место службы. Месяцами не получали заработную плату (!?). Маскируясь под гражданских людей, разгружали по ночам на железнодорожных станциях товарные вагоны, занимались малым извозом, чтобы утром «как штык» в белой рубашке быть на подъёме флага своего корабля.

На Крайнем Севере — выживали. Вынуждены каждый раз писать рапорты на продолжение военной службы по контракту на очередной год, не имея возможности законно уволиться в запас, так как не имеют квартиры для проживания ни в одной области огромной территории России, превращая своё и своих семей существование в пытку.

И при этом продолжали нести ответственность за технику и людей. Не подавая своим подчинённым вида, что чем-то обделены. Кто скажет, что творилось в их душах? И о каком патриотизме в такой ситуации будешь думать?

Офицеры постарше возрастом вынуждены, как бы то ни было, дослуживать до установленного срока, который гарантировал бы им получение хоть какой-то пенсии, офицеры помоложе — десятками уходили на «гражданку», стремясь не потерять время, «сохранить» возраст и закрепиться в коммерческом бизнесе.

Пётр I, создавая регулярную армию и флот, определил, что основой их является офицерский корпус. Ранее его комплектовало только дворянское сословие. В советское время — интеллигенция, рабочие и крестьяне. В настоящее время рабочего класса и крестьянства как таковых нет. Это беднейшие слои населения, которые сегодня зачастую не могут получить образование и поступить в военные институты (училища). Средний класс и выходцы из богатых слоёв общества служить в армии и на флоте «не желают-с». Их благородия желают взять от действующих реалий в жизни, как говориться, по полной. Самое страшное в проводимой, как будто бы, разумной политике — сегодня провалена контрактная основа комплектования Вооруженных сил России!? На подводных лодках ВМФ результаты таких «экспериментов» недпредсказуемы и чреваты тяжёлыми последствиями.

Как не вспомнить слова адмирала А.А. Берилёва, сказанные на заседании правительства ещё 14 августа 1904 года: «Бедная Россия! У неё есть замечательные общественные деятели, но задушено общественное мнение; есть самоотверженные патриоты с пылким сердцем, но нет свободы для национального чувства; есть великие учёные, но в целях науки; есть флот и прекрасные моряки — нет подготовленного личного состава флота...».

Все революционные скачки, перевороты в государстве неразрывно связаны с нашим прошлым и будущим. Поэтому важно, строя российский флот, знать исторические закономерности, извлекать уроки и делать выводы. Это позволит сохранить сильный флот и сильную Россию!

Морская мощь любого государства, как и России, определяется научно-техническим потенциалом, новейшими технологиями, промышленной базой вооружения и кораблестроения и должна быть адекватной потенциальным угрозам. Этого никогда не надо забывать. Флот является одним из важнейших атрибутов российской государственности! И хочется в очередной раз только верить — он вновь возродится и будет таковым!

Вячеслав АЛДАНОВ, командир подводных лодок «К-318», Б-515», «Б-546» Краснознамённого Северного флота ВМФ России, командир Краснознамённого соединения кораблей Арктического регионального управления ФСБ России, капитан I ранга


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz