Не умеют жить по-другому...

Буксир «Шлюзовой-65» (судовладелец ОАО «Донреч-флот») стоял на якоре на Донецком рейде порта Ростов-на-Дону. Экипаж и капитан Александр Анатольевич Чумак трудились в режиме ожидания — прибытия теплохода «Озёрный-202» (экипаж намеревался поставить пустую баржу, забрать гружёную для буксировки в Усть-Донецк), а также прибытия буксира «ОТА-876» из дока ОАО «Моряк», где судну вели ремонтные работы, без отрыва от основного курса навигации-2010.

Маловодье и штормовой ветер (лучшие помощники журналистов при проникновении на борт судна для интервью) помогли и в этот раз нашему специальному корреспонденту встретиться с донречфлотовцами и узнать, как живёт экипаж буксира «Шлюзовой-65» в навигацию 2010 года?

Настроение в экипаже царило позитивное. Микроклимат создавал и капитан Александр Анатольевич Чумак, требующий флотского порядка от каждого речника в экипаже, и рядовые речники, стремящиеся почерпнуть опыта и знаний у ветеранов флота.

Капитан А.А. Чумак на флоте с 1976 года, когда после учёбы в Ростовском речном училище пришёл на теплоход «Сурож» в распоряжение опытного капитана Алексея Ивановича Трушкина, смолоду научившего Чумака и флотскому порядку, и навыкам судовождения. За науку Александр Анатольевич благодарен по сей день, и даже этим летом, когда баржи грузились серой в Усть-Донецке, А.А. Чумак навестил 80-летнего наставника, порадовал душу старика рассказом о том, что наука его жива и работает на благо Российского флота.

В интервью с корреспондентом вспомнились Александру Анатольевичу Чумаку годы работы на судне «Виктория» (11 лет жизни и труда, сам писал имя на борту и верил, что «Виктория» принесёт «победу в судьбе»); на сухогрузе «Еловатка», где стал вторым помощником капитана. Теплоход «Пермь» памятен тем, что в 1994 году А.А. Чумак стал у его штурвала на капитанском мостике впервые в должности капитана. Помнит капитан все суда, где приходилось работать, людей, с кем сводила судьба. Рад, когда встречает теплоходы на рейдах и в ходу.

Флот людей, как правило, закаляет. В экипаже буксира мне даже точно определили, в какие сроки, сказав:

- Кто отработает на флоте пять лет, уже не уйдёт! (Чрезвычайные происшествия не в счёт.)

Что говорить об А.А. Чумаке, который свою первую пятилетку завершил на теплоходе «Светлогорск», став старшим помощником капитана в 23 года.

Были, конечно, разные обстоятельства в жизни. А.А. Чумак как-то проработал семь месяцев на фармацевтической фабрике главным инженером. Но случай этот только подтверждает правило.

Сегодня в экипаже «Шлюзового-65» третьим помощником механика по электрооборудованию трудится Владимир Алексеевич Храпов, который считает капитана «крёстным отцом», ведь 11 лет тому назад А.А. Чумак поверил в него как в специалиста и назначил вчерашнего практиканта электромонтажником теплохода «Виктория». И сегодня, говоря о работе В.А. Храпова, капитан с большим уважением подчёркивает: могу положиться на Владимира Алексеевича полностью!

Взаимовыручка в экипаже — первое дело. И даже опытные речники не стесняются спросить у капитана что-то неясное по работе, с чем столкнулись впервые, как, к примеру, было этим летом при прохождении шлюзов Волго-Донского судоходного канала и движении по Волге.

С марта по июнь экипаж «Шлюзового-65» привычным маршрутом водил баржи с серой. В июле экипаж был направлен на проводку судов, которая запомнилась следующими рейсами. От приёмного буя Азово-Донского морского канала до порта Азов буксир «Шлюзовой-65» сопроводил морской буксир «Сикармаран». Были проводки «Нефтерудовоза-25» и «Нефтерудовоза-15» из Красноармейска до «Миделя» — для прохождения капитального судоремонта. Эти рейсы длились по две недели каждый и запомнились тем, что проходили в невероятную жару, в самое пекло.

- Хорошо ещё, что погода не отразилась на безопасности движения! — говорили в экипаже.

В начале августа буксир «Шлюзовой-65» сопроводил от Александровского рейда порта Ростов-на-Дону до Астрахани теплоход «Патрис».

С сентября экипаж снова стал водить баржи с серой из Усть-Донецкого порта до приёмного буя АДМК. Надеются, что до закрытия навигации на Волго-Донском судоходном канале таких рейсов погода позволит совершить побольше. Этого требует и закалка, и характер передовиков, не умеющих жить по-другому. Говорю не для красного словца.

Речники мне рассказывали, что работа у них в крови до такой степени, что они ночью могут проснуться, если затихнет шум двигателя. В прямом смысле этого слова болеют на берегу и выздоравливают на воде. А начала навигации ждут с нетерпением. Причём за пять лет на флоте такие привычки обретают молодые специалисты, о ветеранах и говорить нечего. Даже женщины (в экипаже, кроме повара Елены Викторовны Бедаревой, работает мотористом Нелли Александровна Штефан) — флотские души до мозга костей. За это и экипаж их уважает:

- За флотский порядок готовы «драться»! — говорят они о качестве жизни, которое им в экипаже обеспечивают женщины.

Я не случайно подчеркнула, что в экипаже дорожат микроклиматом. Здесь даже в шутку предупреждают:

- Не делайте папе нервы! — это фраза-пароль для того, чтобы всё было сработано качественно и капитан был доволен. Зато и капитан не поленится похвалить за самостоятельность и инициативность в работе. А похвалу приятно услышать и таким асам, как Владимир Николаевич Климин, сменный капитан; Владимир Алексеевич Храпов, третий помощник механика по электрооборудованию. И молодёжи: А.А. Братишке, А.В. Логинову, А.В. Фисенко, мотористам-рулевым. Это только кажется, что в наше коммерциализированное время людей не интересуют грамоты и слова признательности за труд.

Осень на Дону — «очей очарованье», а в последние навигации погода не просто хороша, а гораздо лучше летней и даже весенней. «Шлюзовой-65» живёт ровной рабочей жизнью. Экипаж ушёл в свой очередной рейс, когда готовился к выходу в свет номер «Речника Дона». Какой по счёту рейс? Это надо полистать судовой журнал... В навигацию-2010 рейсов было много.

Татьяна Акименко


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz