09.11.2010

Удары и столкновения

За время транзитной навигации 2010 года с 1 апреля по 30 сентября произошло девять транспортных происшествий (ТП), которые классифицируются как эксплуатационные происшествия (ЭП), по видам подразделяются: семь — удар, два — столкновение. Четыре ЭП произошло по причине невыполнения судоводителями требований, установленных в нормативных документах по безопасности судоходства, и своих должностных обязанностей; четыре — по причине недостаточной профессиональной пригодности (судоводительская ошибка); и одно — из-за нарушения трудовой дисциплины, выразившегося в управлении судном лицом, находящимся в нетрезвом состоянии.

Семь ЭП произошло на участке Нижнего Дона от Кочетовского гидроузла до порта Ростов-на-Дону в зоне ответственности ФГУ «Азово-Донское ГБУВПиС», а два ЭП в шлюзах №№10, 6 Волго-Донского судоходного канала (ВДСК), в зоне ответственности ФГУ «Волго-Донское ГБУВПиС». К судоводителям, ударившим гидротехнические сооружения, применены меры административного характера в виде штрафа, по статье 11.6 «Действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте» и статье 11.7 «Нарушение правил плавания» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). На нарушителя трудовой дисциплины составлен протокол по статье 11.9 «Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения» КоАП РФ. По материалам административных правонарушений судом принято решение о лишении капитана и старшего помощника судна права управления судном на полтора и два года соответственно.

В транзитную навигацию-2009 за девять месяцев произошло пять ТП: два удара, две посадки на мель и одно повреждение гидротехнического сооружения — по причине невыполнения судоводителями требований, установленных в нормативных документах по безопасности судоходства, и своих должностных обязанностей.

Большое влияние на численность ТП оказывает интенсивность движения в зоне ответственности, которая по сравнению с прошлым годом увеличилась на 32,2%. По информации ФГУ «Азово-Донское ГБУВПиС» грузооборот за девять месяцев 2009 года составил 12393 тысячи тонн, а 2010 — 16383 тысячи тонн.

Этим отчасти и объясняется увеличение ТП в 2010 году по сравнению с 2009 годом. Однако нельзя списывать всё на увеличение судопотока. Столкновений не было с 2007 года, сейчас они снова появились, вдвое больше произошло случаев повреждения гидротехнических сооружений. Причины: не были своевременно приняты меры предосторожности; халатность судоводителей при расхождении со встречными судами, при подходе к гидротехническому сооружению или при заходе в шлюз. Судовладельцам необходимо провести профилактическую работу и повысить требования к судоводителям по безопасности судоходства.

К 18 октября 2010 года ситуация по транспортным происшествиям следующая.

1. Во время расхождения в 05.50 11 апреля 2010 года капитан танкера «Кижуч» (судовладелец ООО «Транспетрочарт»), следуя снизу, на 2905,8 км реки Дон на траверзе белого буя №556 перевала Камышевский допустил столкновение с теплоходом «Волго-Дон-175» (судовладелец ОАО «Волжское пароходство»), следующим сверху. Суда получили повреждения главной палубы, фальшборта, привального бруса.

Причиной столкновения «Кижуча» с «Волго-Доном-175» явилось нарушение должностных обязанностей судоводителями обоих судов, предусмотренных нормативно-распорядительными документами: правилами 15, 16, 135, и 150 «Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации» (Правил плавания по ВВП РФ); статей 246(01), 256(11) Устава службы на судах Министерства речного флота РСФСР.

В соответствии с ч. 1 ст. 11.7 КоАП РФ Нижне-Донским линейным отделом (НДЛО):

- на капитана «Кижуча» А.Е. Шишкова за нарушение Правил плавания по ВВП РФ наложен штраф в размере 1000 рублей;

- на второго штурмана «Волго-Дона-175» И.В. Баринова за нарушение Правил плавания по ВВП РФ наложен штраф в размере 1000 рублей.

2. Теплоход «Гранит» (судовладелец ООО «Астрафлот») 3 мая 2010 года двигался из Аксайского затона навстречу теплоходу «Санкт-Петербург» для перегрузки металлических бочек с моторным маслом. В районе 3123 км начал выполнять оборот через левый борт для швартовки к теплоходу «Санкт-Петербург», который следовал вверх по Дону в том же районе. При выполнении манёвра разворота первый штурман «Гранита» не заметил двигавшегося за ним пассажирского теплохода «Анатолий Папанов» (судовладелец ООО «Квайт Дон»). Из-за малого расстояния между судами теплоход «Анатолий Папанов» при создавшейся аварийной ситуации не смог предотвратить столкновения. Произошёл удар носовой частью теплохода «Анатолий Папанов» в район левого борта машинного отделения «Гранита». После столкновения судов у «Гранита» произошло частичное затопление машинного отделения.

Причина — невыполнение командным составом требований, установленных в нормативных документах по безопасности судоходства:

- капитаном «Гранита» В.Н. Калининым ч. I ст. 11.9 КоАП РФ (передал управление судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения);

- первым штурманом «Гранита» В.А. Болдаревым ч. I ст. 11.9 КоАП РФ (управлял судном, находясь в состоянии опьянения) и правил 13, 15, 16, 23, 116, 152 Правил плавания по ВВП РФ;

- капитаном теплохода «Анатолий Папанов» М.Н. Сульженко правил 15, 120 Правил плавания по ВВП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка №3 Аксайского района Ростовской области от 21.05. 2010 года, в соответствии с ч. 1 ст. 11.9 КоАП РФ:

- капитан «Гранита» В.Н. Калинин лишён права управления судном сроком на полтора года за нарушение Правил плавания по ВВП РФ, на него наложен штраф в размере 1000 рублей;

- первый штурман «Гранита» В.А. Болдарев лишён права управления судном на два года за управление судном в состоянии опьянения, за нарушение Правил плавания по ВВП РФ на него наложен штраф в размере 1000 рублей.

3. При заходе судна сверху в камеру Кочетовского гидроузла 5 мая 2010 года вахтенный начальник теплохода «ОТА-907» с баржей «ВД-3761» (судовладелец ОАО «Донречфлот») не учёл действия свального течения в районе оголовка верхней правобережной направляющей палы в сторону плотины, что привело к удару левым носовым упором баржи о левобережную направляющую палу в районе пятой причальной тумбы. В результате удара причальная стенка гидроузла получила повреждения.

Причина — невыполнение первым штурманом «ОТА-907» С.А. Гречкиным правил 15, 16 Правил плавания по ВВП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 11.7 КоАП РФ НДЛО на сменного капитана теплохода «ОТА-907» С.А. Гречкина за нарушение Правил плавания по ВВП РФ наложен штраф в размере 1000 рублей.

4. В момент захода в камеру шлюза №10 ВДСК 20 мая 2010 года носовая часть теплохода «Суманус» (судовладелец ООО «ВТС-транс») уклонилась влево. Чтобы избежать удара, капитан запустил двигатели в режим заднего хода, но предотвратить удара не удалось. Произошёл удар кормовой частью правого борта судна о причальную стенку верхнего бьефа в районе секции №10. В результате удара причальная стенка гидроузла получила повреждения.

Причиной удара явилось нарушение судоводителями должностных обязанностей, предусмотренных нормативно-распорядительными документами:

- капитаном «Сумануса» В.И. Михеевым правил 11, 15, 16 Правил плавания по ВВП РФ, пп. 69, 72, 249(05) Устава службы на судах МРФ РСФСР;

- старшим механиком «Сумануса» В.А. Василенко пп. 15, 139 Устава службы на судах МРФ РСФСР, пп. 4.3.1.1, 4.10.1, 4.10.3 Правил технической эксплуатации речного транспорта;

- электромехаником «Сумануса» А.С. Буснюковым пп. 15, 161 Устава службы на судах МРФ РСФСР, пп. 4.3.1.1, 4.10.1, 4.10.3 Правил технической эксплуатации речного транспорта.

В соответствии с ч. 2 ст. 11.6 КоАП РФ Калачёвским линейным отделом (КЛО):

– на капитана «Сумануса» В.И. Михеева за повреждение ГТС наложен штраф в размере 2000 рублей;

- на механика В.А. Василенко за нарушение Правил плавания по ВВП РФ наложен штраф в размере 1000 рублей.

5. Состав из теплохода «БТ-219» с баржей «ВД-464» (судовладелец состава ООО «Виктор и К», рейс — Быстрянский карьер реки Северский Донец – Семикаракорск, груз — 571 тонна щебня) 23 мая 2010 года в вернем бьефе Кочетовского гидроузла (3000 км Дона) ожидал шлюзования. В это время выявлено поступление забортной воды в баржу. Чтобы баржа не затонула, её отбуксировали на мелководье. Пострадавших, загрязнения окружающей среды нет. Затруднений для судоходства не создано.

Причиной затопления и выброса баржи «ВД-464» на мель явилось поступление забортной воды в форпик баржи в результате удара о подводный предмет при выходе состава за пределы судового хода у правого берега на 3002,1 км (носом в берег без якоря) для ожидания шлюзования. Нарушены должностные обязанности судоводителя и должностного лица, предусмотренные нормативно-распорядительными документами:

- ответственным за безопасность судоходства ООО «Виктор и К» В.С. Денисовым ст. 14 Кодекса ВВТ РФ, который допустил эксплуатацию состава без судовых документов, подтверждающих годность его к плаванию;

- капитаном-механиком «БТ-219» Г.М. Парниковым п. 24 Правил плавания по ВВП РФ (управлял составом без судовых документов, подтверждающих годность его к плаванию); п. 11 Правил плавания по ВВП РФ (не принял должных мер по обеспечению безопасности плавания судна и предотвращения вреда судну).

В соответствии с ч. 1 ст. 11.7 КоАП РФ НДЛО на капитана теплохода «БТ-219» Г.М. Парникова за нарушение Правил плавания по ВВП РФ наложен штраф в размере 1000 рублей.

6. В районе 0,5 км реки Аксай 2 июня 2010 года, при выходе судна «Волго-Дон-5041» (судовладелец ООО «Фаространсфлот») задним ходом из реки Аксай в реку Дон, второй штурман не учёл действия ветра, в результате произошёл удар носовой частью судна о понтон лодочной станции «Аксай-1». Повреждено четыре маломерных судна.

Причина — невыполнение командным составом судна и должностным лицом требований, установленных в нормативных документах по безопасности судоходства:

- капитаном «Волго-Дона-5041» В.А. Ткачёвым п. 5 «Особенностей движения и стоянки судов в Донском бассейне» (при отсутствии действующих удостоверений о проверке специальной лоции района плавания управлял судном без лоцмана); правила 15 Правил плавания по ВВП РФ, выразившееся в непринятии всех мер предосторожности с целью предотвращения повреждения судов, плотов, плавучих и гидротехнических сооружений;

- ответственным за безопасность судоходства Ю.П. Обуховым п. 2 ст. 34 КВВТ, допустившим выход в рейс судна с экипажем, не укомплектованным согласно Свидетельству о минимальном составе экипажа.

В соответствии с КоАП РФ НДЛО:

- на капитана «Волго-Дона-5041» В.А. Ткачёва за нарушение ч. 1 ст. 11.7 наложен штраф в размере 1000 рублей;

- на ответственного за безопасность судоходства Ю.П. Обухова за нарушение ч. 1 ст. 11.13 наложен штраф 1000 рублей.

7. Капитан толкаемого состава «Константин Пронский» с баржей №7702 (принадлежащего ООО «Волгостройсервис») в районе 3140 км реки Дон 06.07. 2010 года в 11.40, во время выполнения манёвров при подходе к причалу №42 ОАО «Ростовский порт», не учёл действия внешних факторов и допустил удар о стенку причала, в результате удара стенка причала получила повреждение.

Причина — невыполнение командным составом требований, установленных нормативными документами, регламентирующими безопасность судоходства:

- капитаном – сменным механиком теплохода «К. Пронский» А.Н. Вишняковым, осуществлявшим руководство движением состава, правила 11 Правил плавания по ВВП РФ (не принял должных мер по обеспечению безопасности плавания судна и предотвращения вреда судну, а именно: не выбрал безопасного курса и скорости, с учётом манёвренных характеристик судна, условий и обстоятельств, сопутствующих этому процессу, вследствие чего допустил удар состава о причал);

- сменным капитаном-механиком С.В. Овчаренко, управлявшим составом, правила 15 Правил плавания ВВП РФ (не принял всех мер предосторожности с целью предотвращения повреждения судов, плотов, плавучих и гидротехнических сооружений, а именно: не снизил скорости вплоть до минимальной, при необходимости — с отдачей якоря, вследствие чего допустил удар состава о причал).

В соответствии с ч. 1 ст. 11.7 КоАП РФ НДЛО на капитана-механика А.Н. Вишнякова за нарушение Правил плавания по ВВП РФ наложен штраф в размере 1000 рублей.

8. Теплоход «Капитан Пушкарёв» (принадлежащий ОАО «СК «Волжское пароходство») в районе шлюза № 6 ВДСК 30.08. 2010 года в 02.40, при подходе к створу подъёмно-опускных ворот шлюза, совершил удар носовой частью левого борта о верхнюю криволинейную палу шлюза. В результате удара шлюз получил повреждения.

Причины: невыполнение капитаном теплохода «Капитан Пушкарёв» В.Г. Мавлюдовым своих должностных обязанностей, предусмотренных нормативно-распорядительными документами по безопасности судоходства:

- правил 11, 12, 15, 16 Правил плавания по ВВП РФ;

- пунктов 69(01), 72, 246(01), 246(02) Устава службы на судах МРФ РСФСР;

- пункта 5.1.3. Наставления по штурманской службе на судах МРФ РСФСР (часть III).

В соответствии с ч. 1 ст. 11.7 КоАП РФ КЛО на капитана В.Г. Мавлюдова за нарушение Правил плавания по ВВП РФ наложен штраф в размере 1000 рублей.

9. Толкаемый состав «Шлюзовой-57» с баржей №591 (принадлежащий ООО «Саратовское речное транспортное предприятие») в районе 3112 км реки Дон 16.09. 2010 года в 22.00, следуя вверх, при расхождении с теплоходом «Бразерс-14» столкнулся с маломерным катером типа «Dolрhin» (бортовой номер Р 98-88 РО). После столкновения маломерный катер затонул. Участие в спасении людей с маломерного катера принимали экипажи теплоходов «Бразерс-14» и «Шлюзовой-57». В настоящее время расследование ещё не завершено.

10. В октябре произошло ещё одно ЭП. 14.10. 2010 года в 19.20 на 2660,5 км ВДСК столкнулись состав теплохода «ОТА-954» и баржи «Секция №10» (судовладелец ООО ТНК «Нерудойл») с теплоходом «Блю Спринтер» (судовладелец ООО СК «Альброс-Петербург», С.-Петербург) в двух километрах от шлюза №11. Оба судна получили повреждения в носовой части, но на движение судоходства по каналу это ЭП не повлияло.

В настоящее время расследование ещё не завершено, но уже за многочисленные нарушения в ходе осмотра «ОТА-954» командирский состав был привлечён к административной ответственности по КоАП РФ:

- ч. 1 ст. 11.7 на старшего помощника капитана П.В. Кривощекова наложен административный штраф 1000 рублей за то, что он не обеспечил безопасного расхождения со встречным судном, не принял всех должных мер, диктуемых практикой судовождения или особыми обстоятельствами, на основании нарушения правил 15, 16, 23, 133, 136 Правил плавания по ВВП РФ;

- ч. 1 ст. 11.7 на капитана С.И. Герасимова наложен административный штраф 1000 рублей за выход в рейс и осуществление движения по ВВП РФ без Судового санитарного свидетельства, чем нарушил п. 24 Правил плавания по ВВП РФ; наложен административный штраф 1000 рублей за выход в Цимлянское водохранилище с разрядом «О» и осуществление движения судна с допустимым разрядом «Р», с превышением осадки и загрузки баржи «Секция №10»; наложен административный штраф 1000 рублей на основании нарушений пп. 12, 18, 19 Правил плавания по ВВП РФ, ст. 46(03), ст. 68 Устава службы на судах МРФ РСФСР, пп. 4.11.7, 4.2.7(в) Правил технической эксплуатации речного транспорта;

- ч. 1 ст. 11.8 на капитана С.И. Герасимова наложен административный штраф 1000 рублей за выход в рейс и осуществление движения по ВВП РФ с неисправным якорным устройством толкаемой баржи «Секция №10», на основании нарушений п. 12 Правил плавания по ВВП РФ, ст. 46(03) Устава службы на судах МРФ РСФСР, пп. 4.3.2.1, 4.11.7, 4.3.2.3 Правил технической эксплуатации речного транспорта.

В итоге — каждый месяц с апреля по октябрь включительно случалось по одному ЭП, кроме мая, в котором их было четыре. Счёт ТП в навигацию начат со столкновения и заканчивается тем же.

17.10. 2010 года в 16.53 у причала станицы Багаевской Ростовской области на 3074,4 км (ч. 2 тома 8 Атласа ЕГС РФ) произошёл чрезвычайный случай (ЧС) — взрыв с последующим возгоранием теплохода «СВМ-7» (нефтеналивное судно) и пожаром на теплоходе «ОС-5» (нефтеналивное судно), которые были ошвартованы одним бортом (судовладелец обоих судов ООО «Ространсшип»). В результате возгорания на «СВМ-7» погиб один из членов экипажа, двое госпитализированы, на «ОС-5» пострадавших нет, разлива нефтепродуктов с судов нет. В результате пожара частично затоплен «СВМ-7» (лёг на грунт). Данные суда находились в отстое, поэтому этот ЧС к учёту и расследованию Южным управлением госморречнадзора не принят.

На месте происшествия работали сотрудники Южного УГМРН Ространснадзора. Расследование причин возгорания по подведомственности ведёт МЧС РФ по Ростовской области.

Судовладельцам необходимо обратить внимание на то, что приближается межнавигационный период. Этот период в 2007-2008 годах характеризовался несколькими затоплениями судов в отстойных пунктах (теплоход «Бриз», возле набережной ООО «Посейдон»; теплоход «Амударья», возле ОАО РСЗ «Прибой»; теплоход МБ «Оперативный», в ковше ЗАО «Азовская судоверфь»). Октябрь 2010 года начался с пожара в отстойном пункте станицы Багаевской на судах «СВМ-7», «ОС-5». Будем надеяться, что этим ЧС в транзитную навигацию-2010 и закончатся.

Андрей ПАРШИН, главный государственный инспектор отдела надзора за мореплаванием, судоходством и ГТС Южного УГМРН

Источник: Речник Дона


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz