09.11.2010
Кадры по-прежнему решают всё
К такому выводу пришли участники «круглого стола», посвящённого профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации плавсостава и работников берега.
22 сентября в помещении Ростовского колледжа водного транспорта состоялось заседание «круглого стола» работников Азово-Доно-Кубанского бассейна. Участники обсудили тему: «Подготовка, переподготовка и повышение квалификации плавсостава и работников береговых предприятий. Перспективы планирования подготовки кадров на ближайшие годы». В его работе приняли участие руководители судоходных компаний и береговых предприятий, всего 27 человек.
На заседании «круглого стола» были рассмотрены вопросы: дипломирование и получение рабочих дипломов для комсостава внутреннего водного транспорта и квалификационных свидетельств для рядовых членов экипажа; уровень подготовки плавсостава к дипломированию и аттестации; организация подготовки специалистов водного транспорта; информация о создании ФГУ «Ростовский филиал «Росморпорт».
Но если для работников плавсостава судов внутреннего водного транспорта что-то делается в области подготовки и переподготовки (по необходимости — из-за срока действия рабочих дипломов, которые должны быть по истечении пятилетнего срока заменены на новые), то для работников береговых профессий — судокорпусников-ремонтников, сварщиков, слесарей, трубопроводчиков, электромонтажников, токарей, фрезеровщиков — не делается ничего.
Ранее обучение молодёжи велось непосредственно на судоремонтных предприятиях бригадно-индивидуальным способом. За каждым учеником был закреплён наставник — опытный специалист той или иной береговой профессии. У плавсостава были при учебных заведениях «Школы комсостава». Сейчас это всё «кануло в Лету». Пока судоремонтные предприятия ещё держатся на специалистах, подготовленных в доперестроечные времена, но они уже в большинстве своём пенсионеры со стажем.
Ясно, чтобы не остаться на «обочине» динамичного развития отрасли, необходимо привлекать молодёжь в ряды судоремонтников, для этого необходимо иметь план подготовки работников береговых профессий и переподготовки работников плавсостава хотя бы на ближайшую перспективу. Ростовский-на-Дону колледж водного транспорта готов принять обучаемых, в частности, об этом и шла речь на «круглом столе» в ГОУ СПО РО РКВТ.
Предприятия должны дать заявки на подготовку и переподготовку кадров и предусмотреть для этого средства.
Для того, чтобы консолидироваться по поднимаемым вопросам, необходимо (а уже становится ясно, что единственным объединяющим органом в Азово-Донском бассейне является некоммерческое партнёрство «Водный транспорт Дона») Ростовскому-на-Дону колледжу водного транспорта войти в состав НП «Водный транспорт Дона».
В работе «круглого стола» приняли участие: А.В. Огарёв, председатель Совета НП «Водный транспорт Дона», глава администрации Пролетарского района города Ростова-на-Дону; С.К. Гайдаев, руководитель ФГУ «Азово-Донское ГБУВПиС»; Е.И. Сороколат, директор колледжа водного транспорта; В.Б. Филиппов, директор ФГУ «Ростовский филиал «Росморпорт»; А.П. Андрусенко, начальник ФГУ «Южное УГМРН Ространснадзора»; А.Е. Землянова, главный редактор бассейновой газеты «Речник Дона»; Л.Ф. Шестопалова, заместитель исполнительного директора НП «ВТД»; С.В. Носов, начальник отдела кадров ФГУ «Азово-Донское ГБУВПиС»; руководители и работники судоходных и береговых компаний водного транспорта.
Открыл заседание «круглого стола» А.В. Огарёв. В своём выступлении он подчеркнул, что злободневность поднятых вопросов требует трезвой оценки ситуации на предприятиях отрасли, если мы продолжаем по инерции думать о себе как о великой морской державе. А.В. Огарёв выразил тревогу в связи с тем, что представители рабочих специальностей, таких как докер, слесарь токарь, находятся в незавидном положении. Он привёл примеры успешных флотских биографий известных людей Азово-Донского бассейна. Призвал сделать возможным профессиональный рост от моториста до капитана, от капитана до начальника службы в управляющей компании. Как рычаги А.В. Огарёв предложил формирование и обновление системы работы с кадрами, информационную прозрачность кадровой деятельности, её готовность к диалогу с рабочей молодёжью.
Е.И. Сороколат познакомил участников «круглого стола» с возможностями колледжа водного транспорта, его материально-технической базой, рассказал о приоритетах и перспективах образовательного учреждения.
Ежегодно Ростовский колледж водного транспорта выпускает 135 специалистов для водного транспорта, в том числе по специальности «Судовождение на внутренних водных путях».
За последние годы колледжу удалось значительно обновить и усовершенствовать материальную базу, создать современные кабинеты и лаборатории.
Колледж тесно сотрудничает с ОАО «Донречфлот», СК «Вояж», ЗАО «РИФ», ОАО «Донинтурфлот», «Донская судоходная компания».
Колледж осуществляет подготовку, переподготовку специалистов по 34 программам.
Участники с интересом слушали В.Б. Филиппова, рассказавшего о структуре и решении кадровых вопросов в ФГУ «Ростовский филиал «Росморпорт». Он внёс предложение организовать централизованное переобучение персонала по программам, разработанным с участием специалистов водного транспорта и согласованным с Минтрансом РФ.
А.П. Андрусенко подчеркнул, что если вопросом номер один на водном транспорте является безопасность, то в вопросах её обеспечения важнейшую роль играет человеческий фактор. Все транспортные происшествия 2010 года произошли по причине слабой профессиональной подготовки специалистов. А.П. Андрусенко рассказал об участии специалистов УГМРН в итоговой аттестации выпускников, обеспечении прохождения профессиональной подготовки лицами командного состава.
С.К. Гайдаев предложил при разработке стратегии развития Южного бассейна до 2030 года включить раздел «Стратегия кадровой политики», обсудить вопрос кадровой политики на одном из ближайших расширенных заседаний НП «Водный транспорт Дона».
С.В. Носов рассказал о проделанной службой кадровой политики Азово-Донского ГБУВПиС работе по реализации нового положения о дипломировании:
- Мы выдаём рабочие дипломы, квалификационные свидетельства шкипера, боцмана, других профессий. Меняем рабочие дипломы старого образца на новые после курсов повышения квалификации, выдаём справки о плавании нового образца. Управлением ведётся работа по выдаче международных документов — удостоверения личности моряка, мореходной книжки. Переоформление документов осуществляется в соответствии с международной конвенцией, Постановлением Правительства РФ №349 от 31 мая 2005 года, приказом Минтранса РФ №154 от 30 октября 2007 года.
Г.Е. Чернохлебов, первый заместитель капитана порта Ростов-на-Дону, сказал, что в порту, на причалах которого функционируют 23 предприятия, хозяйствующие субъекты создают немало проблем. Задача в том, чтобы организовать их эффективное взаимодействие. Поэтому важно решение всех вопросов, в том числе и кадровых, так как выпускники не всегда выполняют требования устава, нарушают дисциплину, не знают или знают плохо правила ведения переговоров по радиосвязи. Капитанерия осуществляет выдачу свидетельств командному составу и механикам на право плавания в прибрежной зоне, квалификационных свидетельств, в том числе прошедшим подготовку и переподготовку в РКВТ. Г.Е. Чернохлебов ответил на вопросы участников «круглого стола».
В обсуждении поднятых тем приняли участие руководители и работники отделов кадров судоходных компаний и береговых предприятий водного транспорта. По результатам работы участники приняли решение, основные пункты которого предполагали:
- инициировать привлечение морского и речного Регистров, руководителей транспортных предприятий и учебных заведений региона к разработке единых программ обучения специалистов;
- рекомендовать НП «Водный транспорт Дона» проведение расширенного заседания с участием представителей транспортных организаций, образовательных учреждений водного транспорта по вопросам планирования подготовки рабочих кадров и специалистов на ближайшие годы;
- включить в состав НП «Водный транспорт Дона» новые структуры — СКП Ростов, Азов, Таганрог, а также «Росморпорт».
Татьяна Акименко
Источник: Речник Дона
|