29.11.2010

Ведущий конструктор

Пять лет назад в «Речнике Дона» был опубликован материал, посвящённый Ларисе Семёновне ЯЛАЛЕТДИНОВОЙ, ведущему конструктору судомеханической группы РЦПКБ «Стапель». В день рождения коллеги и друзья желали ей ещё новых творческих достижений на благо Российского флота. Сегодня мы рады поздравить Ларису Семёновну с очередным юбилеем и сообщить, что пожелания эти сбылись.

В июле 1969 года в Ростовском ЦПКБ, известной проектной организации Министерства морского флота СССР, появилось два грамотных инженера-механика — Лариса и Фердинанд Ялалетдиновы. Приехали они из эстонского посёлка Локса, где по распределению работали на судоремонтном заводе.

Ростов встретил молодую семью ярким солнцем и человеческим теплом. Может быть, по контрасту с предыдущим местом работы как-то особенно им запомнилось первое впечатление о нашем городе. Эстонский климат и обычаи не всякому по нраву, но именно там молодые специалисты приобрели первый профессиональный опыт. Он — инженер морского флота. Она — выпускница отделения станков и инструментов Одесского технологического института — за четыре года на Локском СРЗ успела поработать мастером, инженером-нормировщиком, инженером-плановиком, конструктором третьей и второй категорий, освоила новую для себя специализацию морского судоремонта.

Ростов немного похож на Одессу, так любимую со студенческой юности. С Украиной связаны и воспоминания о послевоенном детстве. Родилась Лариса ровно за семь месяцев до начала войны в Торжке Калининской области, где проходил службу её отец — кадровый военный. В сорок первом отец — на фронт, мама с дочкой — в эвакуацию на Урал. Победа в Великой Отечественной вновь соединила семью, которая вскоре обосновалась на Украине — в Ахтырке Сумской области.

Желая быть похожей на маму, видного специалиста по индустриальным стройкам, на профессию инженера-механика Лариса была настроена с детских лет, трудовое будущее своё мысленно связывала только с техникой, с производственной сферой.

За 41 год работы в Ростовском ЦПКБ Лариса Семёновна принимала активное участие в решении простых, сложных и очень сложных технических задач нескольких сотен проектов. А проекты — это не бумаги на полке или под стеклом. Это различные типы морских, речных и смешанного плавания судов, которые бороздят отечественные и зарубежные воды.

С 1989 года в должности ведущего конструктора судомеханической группы она по своей специальности ведёт проектные работы самого разного назначения: мотозавозни, стенд для испытания контейнеров в Жданове, плавучий спортивно-развлекательный комплекс в Москве, паром для озера Байкал, участие в разработке ответственных узлов и систем новых и модернизированных судов российского флота, модульных строительных площадок и платформ. В последнее время — разработка различных модификаций морских платформ для разведки и добычи запасов нефти и газа; автономный плавучий жилой комплекс для тех, кто работает на севере вахтовым методом; проекты модернизации флота и нового судостроения; многие другие работы, связанные с дноуглублением.

Коллеги говорят, что работы Ларисы Семёновны отличаются высоким качеством и смелостью технических решений. Самостоятельность творческой мысли, большой практический опыт позволяют ей свободно ориентироваться практически во всей тематике выполняемых группой проектов.

Многолетний добросовестный труд Л.С. Ялалетдиновой на морском транспорте отмечен медалями «Ветеран труда», «За трудовое отличие», «300 лет Российскому флоту». Она из тех, кто обеспечивает преемственность поколений в бюро, многие молодые специалисты считают её своим учителем.

Но учеников по-прежнему не хватает. Бюро нужны, к примеру, судовые механики — выпускники профильных институтов. Как привлечь молодёжь из Одессы, Астрахани, Новосибирска? У конструктора очень тяжёлый умственный труд, и дома, что называется, голова зачастую не свободна от творческих раздумий. А если живёшь на съёмной квартире, и зарплата не позволяет купить собственное жильё, и мешают прочие бытовые проблемы? Сорок лет назад было куда как легче укорениться на новом месте, а сегодня молодые и хотели бы жить и работать в Ростове, да не все могут. Но, кроме материальной заинтересованности, есть и особого рода патриотизм по отношению к конструкторскому бюро и его коллективу, присущий старшему поколению. А это школа жизни и профессионального мастерства, и в Ростовском ЦПКБ, чтобы развивать традиционные направления работы и осваивать новые, такая преемственность всё-таки есть.

Что будет дальше? Многолетний опыт ведущего конструктора подсказывает, что в современных условиях, помимо инициативы на местах, никак не обойтись без внимания федерального центра, что необходим системный подход, законодательно закреплённая справедливость в распределении заказов между флотскими проектно-конструкторскими бюро страны. В верхах определённо обещана государственная поддержка судостроительной отрасли. Как это отразится на Ростовском ЦПКБ — покажет время. Но остаётся главное — любовь коллектива к своей работе. Ресурс модернизации судов заканчивается, и будущее для Ростовского ЦПКБ «Стапель», как и для всего воднотранспортного комплекса России, несомненно, за новым судостроением.

Алексей Захаров

Источник: Новости флота


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz