http://flotnews.narod.ru/archives/4/2032.html
Удары и столкновения
Окончание обзора ТП (начало в №№39-41)
За время транзитной навигации 2010 года с апреля по декабрь на внутренних водных путях (ВВП) Юга России произошло четырнадцать (в 2009 году — шесть) транспортных происшествий (ТП), которые классифицируются как эксплуатационные происшествия (ЭП), по видам подразделяются: 10 — удар, 4 — столкновение. Четыре ЭП произошло по причине невыполнения судоводителями требований, установленных в нормативных документах по безопасности судоходства, и своих должностных обязанностей; восемь — по причине недостаточной профессиональной пригодности (судоводительская ошибка); и два — из-за нарушения трудовой дисциплины (одно из них — управление судном лицом, находящимся в нетрезвом состоянии).
Девять ЭП произошло на участке Нижнего Дона от Кочетовского гидроузла до порта Ростов-на-Дону в зоне ответственности ФГУ «Азово-Донское ГБУВПиС», а пять — в зоне ответственности ФГУ «Волго-Донское ГБУВПиС», в том числе четыре на ВДСК. Всего за допущенные в период навигации ТП по ч. 1. ст. 11.7 «Нарушение правил плавания» КоАП РФ привлечено 14 судоводителей.
Большое влияние на численность ТП оказывает интенсивность движения в зоне ответственности, которая по сравнению с прошлым годом увеличилась на 32,2%.
9. Толкаемый состав «Шлюзовой-57» с баржей №591 (принадлежащий ООО «Саратовское речное транспортное предприятие») в районе 3112 км реки Дон 16.09. 2010 года в 22.00, следуя вверх, при расхождении с теплоходом «Бразерс-14» ударил маломерный катер типа «Dolрhin» (бортовой номер Р 98-88 РО). После удара маломерный катер затонул. Участие в спасении людей с маломерного катера принимали экипажи теплоходов «Бразерс-14» и «Шлюзовой-57».
Причина данного ТП — нарушение требований, установленных в нормативных документах по безопасности судоходства:
1. Владельцем маломерного судна типа «Dolрhin» А.А. Паниным, который находился на якоре в пределах судового хода, не неся на своём борту опознавательных огней, в нарушение требований пр. 78, 149 Правил плавания по ВВП РФ. За указанное нарушение на А.А. Панина составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 11.7 и передан на рассмотрение по подведомственности в Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области.
2. Сменным капитаном – помощником механика теплохода «Шлюзовой-57» Ю.Н. Жалниным, который: не вёл постоянно надлежащего визуального и слухового наблюдения, наблюдения с помощью технических средств, а именно: не нёс радиовахту, в нарушение пр. 23 Правил плавания по ВВП РФ; вышел за кромку судового хода, в нарушение пр. 133; не регулировал своё движение таким образом, чтобы встреча произошла в наиболее удобном месте, в нарушение пр. 135. Ю.Н. Жалнин привлечён к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.7 в виде штрафа в пятьсот рублей.
10. Теплоход «Волго-Дон-5088» (собственник ОАО «Северо-Западное пароходство») 10 июля 2010 года в 04.50 снялся с якорей на 3125 км Дона (по Атласу ЕГС, т. 8, ч. II) с Александровского рейда и проследовал вверх по течению, согласно рейсовому заданию, гружённый металлом в количестве 3750,4 т, в порт Астрахань. В 07.00 на 3110,5 км Дона произошёл удар о маломерное судно, принадлежащее по праву собственности Ю.С. Давыдову, в результате чего маломерное судно затонуло. Оказавшемуся в воде Ю.С. Давыдову была оказана помощь очевидцем происшествия А.А. Граматенко, который находился выше по течению на расстоянии около 15 метров на маломерном судне типа «Уфимка». О случившемся ТП сообщений от капитана «Волго-Дона-5088» Южному УГМРН Ространснадзора и в диспетчерскую службу движения ФГУ «Азово-Донское ГБУВПиС» не поступало.
Причина данного ТП — нарушение требований, установленных в нормативных документах по безопасности судоходства, вторым помощником капитана «Волго-Дона-5088» М.Ю. Кулагиным, который: не вёл постоянно надлежащего визуального и слухового наблюдения, наблюдения с помощью технических средств, в нарушение пр. 23 Правил плавания по ВВП РФ; не принял всех мер предосторожности с целью предотвращения: опасности для человеческой жизни, повреждения судов, в нарушение пр. 15.
В связи с тем, что в установленный законом срок не было возможности опросить свидетелей ТП, отбывших за пределы РФ, срок административного расследования был продлён до 25.10. 2010. На основании п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ, принимая во внимание, что имеются основания для прекращения дела об административном правонарушении (истёк срок давности привлечения к административной ответственности), в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении №841-108 от 26.10. 2010.
В соответствии с п. 28 «Положения по расследованию, классификации и учёту транспортных происшествий на ВВП РФ» случай отнесён на учёт ОАО «Северо-Западное пароходство».
11. 14.10. 2010 года в 19.20 на 2660,5 км ВДСК столкнулся состав теплохода «ОТА-954» и баржи «Секция №10» (судовладелец ООО «ТНК «Нерудойл») с теплоходом «Блю Спринтер» (судовладелец ООО СК «Альброс-Петербург», С.-Петербург) в двух километрах от шлюза №11. Оба судна получили повреждения в носовой части, но на движение судоходства по каналу это ЭП не повлияло.
Причиной транспортного происшествия стало нарушение должностных обязанностей, предусмотренных нормативно-распорядительными документами, невыполнение старшим помощником капитана – вторым помощником механика теплохода «ОТА-954» П.В. Кривощёковым: пр. 15, 23, 133, 136 Правил плавания по ВВП РФ; пп. 15 (04), 246 (01), 246 (02) Устава службы на судах МРФ РСФСР; пп. 4.1.5, 4.1.12, 5.3.5, 5.3.11 ч. III «Наставления по штурманской службе на судах МРФ РСФСР».
В соответствии с п. 28 «Положения по расследованию, классификации и учёту транспортных происшествий на внутренних водных путях РФ» случай отнесён на учёт ООО «Топливно-нерудная компания «Нерудойл» (Пермь). За указанные нарушения:
- на старшего помощника капитана П.В. Кривощёкова наложен административный штраф 1000 рублей по ч. 1 ст. 11.7 КоАП за то, что он не обеспечил безопасного расхождения со встречным судном, не принял всех должных мер, диктуемых практикой судовождения или особыми обстоятельствами;
- на капитана С.И. Герасимова наложен административный штраф 1000 рублей по ч. 1 ст. 11.7. КоАП — за выход в рейс и осуществление движения по ВВП РФ без Судового санитарного свидетельства, чем нарушил п. 24 Правил плавания по ВВП РФ.
12. 21 октября 2010 года в 08.45 теплоход «Игорь Асеев» с толкаемой баржей «Дика» заходил в шлюз №5, и при прохождении промежуточного светофора носовой частью баржи, под влиянием порыва ветра (южного направления) в правый борт (12 м/с), состав начал отклоняться влево по ходу. В результате недостаточных мер, принятых вахтенным начальником теплохода «Игорь Асеев», произошёл удар левым бортом носовой части баржи в районе шпангоутов №№125—130 в верхнюю кривую палу шлюза. Шлюз №5 ВДСК получил повреждения. Состав повреждений не имеет.
Причины транспортного происшествия: невыполнение старшим помощником капитана теплохода «Игорь Асеев» В.Ю. Кваченковым требований, установленных в нормативных документах по безопасности судоходства; ошибки в ориентировке, неполный учёт действия внешних факторов, запоздалые действия по выравниванию ДП судна параллельно ВПЭ шлюза, использование не в полной мере ресурса ГД для безопасного захода в шлюз.
За нарушение пп. 12, 15, 23 Правил плавания по ВВП РФ; пп. 246 (01), 246 (02), 246 (09) Устава службы на судах МРФ РСФСР; п. 35 (д) «Правил пропуска судов и составов через шлюзы ВВП РФ» — на старшего помощника капитана В.Ю. Кваченкова наложен административный штраф 1000 рублей по ч. 1 ст. 11.7 КоАП за то, что не принял всех должных мер, диктуемых хорошей практикой судовождения и особыми обстоятельствами, по обеспечению безаварийного плавания.
13. 2 ноября 2010 года на перекате Кривой ерик реки Дон (3064,3—3068,7 км) во время расхождения с теплоходом «Тойво Вяхя» (судовладелец ООО «Судоходная компания «Орион») произошёл отказ работы рулевого устройства в положении рулей «лево на борт» теплохода «Сибирский-2132» (судовладелец ОАО «Северо-Западное пароходство»), и в 18.28 произошёл удар левой скулой «Сибирского-2132» о фальшборт левого борта «Тойво Вяхя» в районе шпангоутов №№64—94 трюма №2. Оба судна получили повреждения — деформации палубы и фальшборта.
Капитан «Сибирского-2132» Н.Я. Бакшеев: за нарушение пп. 12, 15, 16 Правил плавания по ВВП РФ привлечён к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.7 в виде штрафа в 1000 рублей; за нарушение п. 4.3.1.4. «Правил технической эксплуатации речного транспорта» привлечён к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.8 в виде штрафа в 1000 рублей.
В соответствии с п. 28 «Положения по расследованию, классификации и учёту транспортных происшествий на ВВП РФ» случай отнесён на учёт ОАО «Северо-Западное пароходство».
14. В 00.35 6 ноября 2010 года теплоход «Омский-102», пройдя осевой буй №027 Цимлянского водохранилища (2790 км) и разойдясь левым ботом с теплоходом «Галф Спринтер», ударил носовой частью в левый борт (в районе шпангоутов №№70—79) нефтеналивной баржи «Артемида» состава теплохода «Иракл», стоящего на якоре в пределах судового хода (в связи с обрывом правого вожжевого устройства состава). В результате удара суда получили значительные повреждения.
Причиной транспортного происшествия послужило невыполнение требований, установленных в нормативных документах по безопасности судоходства, со стороны:
капитана теплохода «Иракл» В.В. Лапикова: пр. 11, 12, 116, 239, 240 Правил плавания по ВВП РФ; пп. 46 (03), 72, 258 (03) Устава службы на судах МРФ РСФСР; п. 1.2.7 ч. III «Наставления по штурманской службе на судах МРФ РСФСР»;
капитана теплохода «Омский-102» В.И. Михеева: пр. 11, 12, 15, 16, 133 Правил плавания по ВВП РФ; пп. 46 (03), 72 Устава службы на судах МРФ РСФСР; пп. 1.2.1, 1.2.7, 4.1. ч. III «Наставления по штурманской службе на судах МРФ РСФСР».
За указанные нарушения капитаны теплоходов «Иракл» и «Омский-102» привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.7 в виде штрафа в 1000 рублей. В соответствии с п. 28 «Положения по расследованию, классификации и учёту транспортных происшествий на ВВП РФ» случай отнесён на учёт ООО «Земланд Шиппинг» и ООО «Прайм Шиппинг».
***
Аналогичный случай с обрывом вожжевого троса произошёл на морском участке судоходства: 10.11. 2010 в 18.22 между буями №№19 и 20 второго колена АДМК (на морском участке судоходства) — столкновение между танкером «Орион» в балласте (судовладелец ООО «Арматор») и составом: толкач «Татьяна Барамзина» с баржей «Д-3072», гружённой серой (судовладелец ОАО «Донречфлот»). Столкновение случилось из-за обрыва правого вожжевого устройства состава.
Учитывая тяжесть последствий, которые могут возникнуть в результате чрезвычайных случаев, в том числе с нефтеналивными судами, из-за небрежного заведения вожжевых устройств, — судовладельцам, всем надзорным и контролирующим органам необходимо повысить требовательность к проведению технического контроля и освидетельствования толкаемых и баржебуксирных составов, вплоть до запрещения эксплуатации судов с нарушением крепления вожжевых устройств и других механизмов сцепления, не удовлетворяющих требованиям качества и безопасности судоходства при их эксплуатации.
Андрей ПАРШИН,
главный государственный инспектор
отдела надзора за мореплаванием,
судоходством и ГТС Южного УГМРН
Источник: Новости флота
|