30.12.2010
http://flotnews.narod.ru/archives/6/2094.html

Трагедия и подвиг ЛК «Новороссийск»

55 лет назад 662 советских моряка погибли в результате взрыва на борту боевого корабля и растерянности своих командиров.

Во времена Советского Союза каждый год в конце октября корабли Краснознаменного Черноморского флота готовились к предстоящему празднику Великой Октябрьской революции и, соответственно, к параду. Так было и в октябре 1955-го. Тогда в севастопольской бухте находились линкор «Новороссийск» и пять крейсеров, а в Южной бухте стояли линкор «Севастополь», крейсер, эсминцы и другие корабли флота. Такое сосредоточение кораблей, конечно же, требовало собой бдительности и специальной охраны…

В 9 часов 28 октября линкор «Новороссийск» вышел в море для подготовки стрельб по береговым целям из орудий главного калибра, а также для проведения учебной стрельбы 9-й зенитной батареи, получившей ранее неудовлетворительную оценку. Е 11 часам линкор прошел мерную милю, показав высокую скорость: 28.5 уэла. В 12 часов в небе появился Ил-28, буксирующий «конус» (цель для стрельб). Отстающая батарея отстрелялась на «хорошо». Затем на корабле была подготовка к стрельбам орудий главного калибра.

К 18 часам линкор возвратился в Севастополь. Постановка на якорь прошла плохо. Штатную стоянку на бочке № 3 проскочили метров на 100, левый якорь при этом бороздил дно. Пришлось давать задний ход. Затем буксиры развернули корму линкора к берегу, а нос к морю. Линкор встал на левый якорь. От кормы до берега было 280 метров, глубина в месте стоянки 16-17 метров. Осадка линкора составляла чуть более 10 метров.

На этом месте не менее ста раз становился линкор «Севастополь», да и сам «Новороссийск» делал это неоднократно.

*

В 19 часов под оркестр состоялся развод корабельного наряда. Для музкоманды исполнение марша станет последним: через шесть с половиной часов из 19 моряков-музыкантов мгновенно погибнут 11. Среди них и наш земляк Володя Махаев, призванный на службу из Новочеркасска.

Дежурным по линкору заступил командир БЧ-1 (штурманская часть) капитан 3-го ранга М.Р. Никитенко. Война застала его курсантом военно-морского училища. Он был участником боев на Миусе и в Ростове в 1942 голу.

Вахтенным офицером заступил лейтенант В.П. Лаптев. В 1943 году ему было всего 17 лет, но он разведчиком участвовал в боях на Днепре, стал Героем Советского Союза. Потом учился в авиатехническом училище. Как попал на флот, одному Богу известно. Лейтенант Лаптев имел весьма смутные представления о флотской службе, был не подготовлен к действиям в нештатных ситуациях. Во время взрыва он растерялся, не отдал необходимые команды, не спас вахтенный журнал. (В момент гибели линкора вспомнит о журнале и пошлет за ним нашего земляка, курсанта-мичмана «седовки» Эдика Меняйлова, который не успеет выйти из штурманской рубки навсегда останется в ней).

После развода наряда был ужин, затем старослужащие (служили на флоте тогда пять лет) отбыли в увольнения. Остальные моряки смотрели кино, писали письма, готовили форму к воскресному дню.

К отбою в 23 часа на линкор прибыло пополнение из армии: около 200 солдат. И сегодня не могут найти списки этого пополнения: имена остались неизвестны. Когда 29 октября водолазы спускались к линкору, они удивлялись: в иллюминаторы видны были ноги в сапогах. А ведь морячкам сапоги не выдавались!

Пополнение накормили и разместили на отдых в шпилевом помещении до завтра. «Завтра» у пополнения не было.

Там же, в носовой части, на разных палубах и в кубриках №№ 1, 14, 29, 30 находилось более двухсот моряков разных боевых частей и команд. Через эти кубрики и пройдет огненный смерч…

*

В полночь стали возвращаться из увольнений. Моряков встречали старшины и командиры групп. Такими на линкоре были наши земляки – старшина 1-й статьи Владимир Деточка и старшина 2-й статьи Леонид Екимов. Первый был из города Шахты, второй из Красного Сулина. Среди возвратившихся нарушителей дисциплины не оказалось.

Деточка и Екимов, разговаривая, задержались у трапа. Екимов предложил спуститься в электроподстанцию № 1, на самый них линкора, и там повторить вопросы к предстоящему экзамену по электротехнике. Деточка отказался и пошел спать в кубрик № 14, а Екимов спустился в подстанцию. Он и стал первой жертвой взрыва.

На рейде бухты стояла тишина. На море штиль, в небе полная луна, температура воды плюс 20 градусов, воздуха 19. начинался день 29 октября…

*

Во всех документах и вахтенных журналах Штаба флота, служб и кораблей в ту страшную ночь появились записи: «В 1 час 30 мин. 48,5 сек. На ЛК «Новороссийск» произошел взрыв большой силы». Это зафиксировали многие геофизические станции Крыма и зарубежья.

Взрыв обесточило линкор: сигналы аварийной тревоги передавали устно и рындой. Через пять минут чудом оставшийся живым старшина Деточка запустит кормовую дизельную электростанцию, включит турбогенератор 2-й электростанции и даст аварийное освещение кораблю. По трансляционной сети объявят боевую тревогу.

Моряки занимали боевые посты. Тем, кто был на полубаке (нос), предстала ужасная картина. У первой башни главного калибра, чуть правее к борту, зиял разрыв палубы в 30-35 квадратных метров. Вокруг все было в крови, валялись куски человеческих тел. Из разрыва слышны шум воды и крики о помощи…

Исследователи трагедии предполагают, что в момент взрыва погибли 120-140 моряков. Их тела и раненых на баркасах стали отправлять на берег, а на линкоре уже полным ходом шла борьба за его спасение. Стали прибывать аварийные партии с других кораблей. Матросы откачивали из помещений воду, крепили переборки, но вода рвала их металл и заливала людей. Эффект откачки практически был равен нулю – качали из моря в море…

А вода все больше заливала палубы линкора, дифферент на нос увеличивался. Буксиры тянули корабль к берегу, но нос уже сел на грунт. Держала и неотрубленная якорная цепь. Линкор медленно кренился на левый борт.

В ту ночь на линкор прибыло почти все командование флотом. Но это только мешало, а мат и грубость командующего дезорганизовывали. Всех свободных от борьбы с водой приказали построить на юте. Там моряки и стояли до сверкиля…

Борьбу с водой вели аварийные команды в помещениях линкора, работу механизмов обеспечивали моряки БЧ-5. Командовали ими капитан 3-го ранга Матусевич и капитан-лейтенант Городецкий.

Семнадцатилетним курсантом Матусевич в 1941 году прибыл на Дон. Участвовал в боях на Миусе и в Ростове, был ранен. В 81-й отдельной морской бригаде воевал командиром отделения, взвода, роты. В 18 лет он уже младший лейтенант. К осени 1943-го откомандировали в училище. И вот теперь, уже командир БЧ-5, он бился с водой, спасая линкор и подчиненных.

Он не покинул свой боевой пост и остался навечно со своими подчиненными.

*

Вода побеждала людей. 2 часа 45 минут моряки вели с ней бой. В 4 часа 15 минут какой-то буксир, очевидно, дал слабину троса, потом натянул его. И внутри корабля сработал эффект гидравлического удара. Линкор стал валиться на левый борт и через 15-20 секунд перевернулся.

Почти тысяча моряков, стоявших в строю на юте, посыпалась в воду! Их убивало все, что срывалось с палубы – орудия, мачты… Топила и сама палуба корабля. Сильные спасали слабых. В том числе и командующего – того, кто мог бы спасти всех, отдав команду: «Экипажу покинуть корабль». Но он ее не отдал.

В момент опрокидывания с сигнального мостика, на котором находился и наш земляк Прутко, семафор-прожектор дал сигнал всем: «Прощайте, товарищи!» Сигнальщики погибли.

Не прошло и полминуты, как над гладью бухты возвышалось, как громадный кит, длинное днище линкора, вокруг которого плавали сотни моряков и подбирающие их шлюпки. Корабли на рейде включили боевые прожектора.

По подсчетам историков, в момент опрокидывания утонули и погибли около 450 моряков. Но трагедия еще не окончилась! В чреве линкора, в воздушных подушках, еще оставались люди на своих боевых постах. До 1 ноября были слышны их стуки железом…

Днем 29 октября, когда днище еще находилось над поверхностью воды, в нем вырезали отверстие и успели выхватить девятерых. Еще двоих вывели водолазы.

Сегодня в Севастополе на двух кладбищах на плитах выбиты имена 662 погибших.

*

Можно и было спасти линкор? Известный кораблестроитель Н.П. Муру ответил четко: «Да, посадкой задним ходом на прибрежную отмель и при немедленном контрзатоплении кормовых артпогребов с эффективной борьбой с водой».

Кто мог принять верное решение? В ту ночь на линкоре не было даже командира (он находился в отпуске). Остальные только суетились, давали противоречивые команды. И всех сковала боязнь ответственности.

Сегодня осталась только одна тайна. Это тайна взрыва. Существуют три версии трагедии.

Первая: имел место взрыв немецкой мощной мины, лежавшей на дне с войны и потревоженной якорем линкора.

Вторая версия – диверсионная. Есть предположения и непроверенные факты, что линкор якобы был заминирован итальянцами еще до передачи его Советскому Союзу. Ведь ЛК «Новороссийск» это бывший итальянский «Джулио Чезаре», переданный нам по репарации. Итальянцы знали, где заложена взрывчатка, а установить на днище капсюль-детонатор не составило труда аквалангистам.

Третья версия такова: где-то с подлодки ушла в Севастополь группа диверсантов-аквалангистов с взрывчаткой. Они и взорвали корабль.

Я придерживаюсь второй версии, но это уже другая тема.

*

В начале публикации я упомянул об охране базы флота. Все было организовано очень плохо. Большой корабль-охотник за подводными лодками, обязанный нести круглосуточное дежурство по прослушиванию шумов в море, отсутствовал на месте стоянки. За морем должны были следить «глаза» - радиолокационные станции. Но почти все они в те дни не работали. Ограждение бухты бонами не было закрыто…

Полное безразличие! Даже проходившие недалеко от Севастополя четыре судна Италии, два французских и одно турецкое не насторожили разведку флота…

В составе экипажа линкора были моряки почти из всех республик, краев и областей Советского Союза, представители многих национальностей. Половина служивших здесь наших земляков погибла, половина демобилизовались, вернулись на Дон.

О трагедии линкора говорить было запрещено 35 лет. Только в 1990-м появились первые публикации, а в 1999-м 718 моряков были награждены президентом России орденами Мужества, в том числе 615 погибших. Среди награжденных двадцать наших земляков (посмертно), а два моряка, В.Б. Деточка и П.Г. Чистяков, получили ордена лично.

С. Шелобод, краевед, член Клуба друзей «Вечернего Ростова»

Источник: Новости флота


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz