30.12.2010
http://flotnews.narod.ru/archives/6/2100.html

Семь футов под килем и женщины

Ростовчанин Игорь Нечепуренко поднимал «Курск» и укреплял «звездный щит» Соединенных Штатов.

В Родной Ростов Игорь Нечепуренко, капитан флота Соединенных Штатов Америки, приехал на месяц, взяв отпуск. Здесь живет его мать-пенсионерка, работавшая преподавательницей иностранных языков. Здесь похоронен его отец, проделавший путь от простого шофера до зампреда горисполкома.

Игорь зашел в свою родную 21-ю школу на Сельмаше. Навестил друзей, побродил по улочкам своего детства. И, разумеется, встретился с корреспондентом «Вечернего Ростова»…

У танкеров короткие стоянки

Хотя в родне Игоря не было моряков, всю жизнь его тянуло к воде. Мальчишкой запросто переплывал Дон до зеленого острова. В пионерлагере под Новороссийском, затаив дыхание, слушал басистые гудки белоснежных теплоходов. И, как ни отговаривали родители, настоял на поступлении в Ростовское мореходное училище имени Г.Я. Седова.

«Захотелось больших звезд на небе и глубокой синей воды», - объясняет выбор жизненного пути Игорь Нечепуренко.

Он с благодарностью вспоминает начальника училища Н.А. Юркова, преподавателей А.К. Евсеева, А.П. Мищенко. И тот флотский вальс, который на 100-летие ростовской «мореходки» будущие моряки танцевали в театре Горького, где пышно отмечалось торжество.

Первый иностранный порт, японский Искогама, куда Нечепуренко попал, проходя практику на танкере «Лугансе», произвел незабываемое впечатление. Четкая организация работы, обилие техники, отсутствие мусора и портовых бомжей составляли резкий контраст с тем, что молодой матрос видел на родине. Впрочем, за свою дальнейшую карьеру Нечепуренко повидал десятки первоклассных портов по всему миру…

Закончив ростовскую «мореходку» с красным дипломом, Нечепуренко десять лет трудился в Новороссийском пароходстве – помощником капитана на танкере «Павел Дыбенко». А когда наступили перестроечные времена и грузовой флот, как и многое другое, стал не нужен демократической России, экипаж «Павла Дыбенко» отправился в Данию. Игорь нанялся на танкер-химовоз «Мартин Сиф».

Был 1990 год. В родном пароходстве российские моряки зарабатывали по 120 долларов в месяц. На датском судне по 1500 долларов. Хорошие танкеристы ценятся за рубежом…

- Это было время, полное романтики, - вспоминает Игорь Нечепуренко. – У танкеров короткие стоянки: редко больше чем 24 часа. За этот срок мы успевали и переместить груз, и вахту отстоять, и напиться в портовом кабачке, и протрезветь к выходу в море!

Разлучник «Владимир Высоцкий»

Личная жизнь у каждого моряка дальнего плавания складывается непросто. Не стал исключением и Игорь Нечепуренко.

- Со своей первой женой я сошелся в Новороссийске, - вспоминает он. – Плавание длилось девять месяцев, она не выдержала и ушла. Вторую, после женитьбы, перевез в Ростов. Эта терпела расставания достаточно долго. Но после рейса на «Владимире Высоцком», когда я застрял в тропиках на 13 месяцев, семейная жизнь дала трещину. Я понимаю: в 20 лет трудно быть женой моряка…

Игорь полгода провел дома и опять ушел в плавание. Из Гонконга повел в Европу большой химовоз. Но даже зарплата старпома (четыре тысячи долларов) не спасла семейную жизнь. Известие о том, что жена подала на развод, застало его в море.

- Я подумал: зачем возвращаться, чтобы выяснять отношения? – рассказывает Игорь. – У меня была открытая виза в Бенилюкс, и я на месяц осел в Роттердаме. Смотрел город, ходил по музеям, ждал контракта на большое судно. И тут (наверное, это судьба) встретил в гостинице представительного американца по имени Джордж. Он сказал, что купил судно, уже есть капитан, но нужен старпом, чтобы помочь перегнать «пароход» во Флориду. Никакого груза, а значит, нет и связанной с ним головной боли. Поездка обещала стать чистой прогулкой, и я, не глядя, подписал контракт.

В Америку под парусами

Сюрпризы начались, когда Игорь с Джорджем подошли к пристани. Привыкший к солидным размерам судов, ростовчанин завертел головой: где же теплоход? «Вот он!» - с гордостью сказал Джордж, перегибаясь через парапет.

Внизу стояло суденышко водоизмещением 500 тонн, с плоской крышей над капитанской рубкой, предназначенное для каботажного (прибрежного) плавания. По сравнению с танкером – сущая шлюпка. Называлось оно «Стефании», было построено полвека назад. Джордж рассчитывал подлатать его и выполнять коммерческие рейсы между островами близ Гаити.

- Меня сразу засвербила мысль: зачем я согласился сойти с первоклассного танкера на эту лодку? – говорит Игорь Нечепуренко. – Мы зашли в каюту познакомиться с капитаном. Я увидел заскорузлого морячугу с узловатыми руками и крепкой папиросой в зубах. Он вдруг сказал на чистом русском: «Здравствуйте, мое имя Владимир Никитович Шереметев». Это был потомок известной графской семьи…

Шереметев родился за рубежом. Служил боцманом на английском учебном паруснике «Уинстон Черчилль», а после выхода в отставку перебивался случайными контрактами.

«Я согласился идти из-за Никитича: уж больно интересным человеком он мне показался, - говорит Игорь Нечепуренко. – Остальную команду Джордж набрал по дешевке: один чудак из Доминиканской Республики, другой из Гондураса, пара хлопцев из Ганы…».

Едва «Стефании» вышла из Амстердама, у нее забарахлил двигатель. Пришлось возвращаться на ремонт. Когда снова взяли курс на Плимут, из-за неполадок в электрике судна вырубились навигационные локаторы.

- Мне пришлось буквально жить на мостике, - рассказывает Игорь. – Мы высматривали холодные огни какого-нибудь попутного судна и шли за ним, пока позволяла наша черепашья скорость 6-8 узлов. Кое-как добрались до Плимута, где портовая служба заставила взять гравия для балласта: «Стефании» была слишком легкой для океанского плавания.

- Когда мы выбрались в Бискайский залив, уже наступил ноябрь, - продолжает Нечепуренко. – Стояла непогода, туман. И вот за 120 миль до острова Мадейра у нас «полетел» главный вал двигателя! Судно встало…

Выход нашел Никитич, ветеран парусного флота. В трюмах было полно брезента, который привязали на мачту, и под этими импровизированными парусами суденышко делало целых три узла. «Стефании» была похожа на старый пиратский бриг, потрепанный временем и штормами.

- Ориентируясь лишь по магнитному компасу, добрались до Лас-Пальмаса на Канарах, - продолжает Игорь Нечепуренко. – Здесь хозяин «Стефани» дал отставку Никитичу. При всех положительных качествах у него имелся большой минус: когда заканчивалась водка, у кэпа начиналась истерика. Дальше судно пришлось вести мне.

Нелегко быть женой моряка!

В порту Тампа Джордж не захотел отпускать понравившегося ему ростовчанина. Предложил поработать на контейнеровозах. А потом произошел еще один крутой поворот в его судьбе.

- У Капитана порта Ричардса была красивая дочка Дебора. Она тоже работала в порту, пиар-менеджером. Мы поженились. Впервые за столько лет у меня образовалась крепкая семья.

- И сразу возникли представители миграционной службы, - продолжает Игорь Нечепуренко. – Говорят: вы женились на американской гражданке – где вы собираетесь жить и кто будет платить налоги? Или думайте об американском гражданстве, или забирайте свою жену, везите ее в Россию. Дебора очень возмущалась, но ничего против бюрократов поделать было нельзя. Я поехал в Россию, чтобы начать хлопоты, связанные с переменой гражданства. Взял с собой и Дебору.

Молодые провели в Ростове медовые пять месяцев. Дебора познакомилась с колоритом донского левобережья, раками и вяленой рыбой. Особенно потрясли американку выставленные на мясных прилавках Центрального рынка свиные головы. Ее, привыкшую к тому, что мясо «добывается» из пакетиков в супермаркете, ужасали лежащие рядком свиные и говяжьи языки…

В 2000 году Игорь Нечепуренко стал гражданином США. Он отправился в Швецию, чтобы принимать из ремонта химовоз «Вест Стар», на котором должен был идти капитаном. Ремонт затянулся на семь месяцев, Игорь взял в Швецию молодую жену, и счастливая жизнь продлилась еще ненадолго. Пока опять не начались продолжительные рейсы…

- Когда мне предложили очередной капитанский контракт на норвежском химовозе «Фрэнк Хок», жена буквально полезла на стенку, - говорит Игорь. – Дошло до плача и скандала. Дома со мной не разговаривали. А я думаю: стоп, все это я уже слышал! Только на русском языке. Попытался объяснить: я моряк, больше ничего делать не умею, чем мы будем зарабатывать на жизнь? Но женщины, как видно, везде одинаковы…

Дебора подала на развод. С тех пор Игорь Нечепуренко ведет холостяцкую жизнь моряка.

Нефть, космос и «Курск»

Он устроился в компанию по океанской добыче нефти: это разведка, бурение и разработка подводных месторождений. Работал на Аляске, в Мексиканском заливе, приезжал даже на Каспий, где нефтеразведку вовсю ведут американские компании. Тогда удалось по пути заскочить и домой, в Ростов.

Нефтяные платформы – очень сложные сооружения. Это суда «ди-пи», с динамической позицией: мощные винты, направленные в разные стороны, новейшее оборудование позволяют судну буквально зависать на одном месте с ошибкой в позиции не более десяти сантиметров!

При этом сама платформа привязана длинной трубой к скважине на океанском дне и не может изменить свою позицию. Словом, это очень сложная и ответственная работа.

Кстати, на одной из таких платформ (SBX-1) американцы установили огромный локатор 45-метровой высоты. Он входит в систему раннего оповещения о ядерном ударе. Иначе говоря, локатор входит в американскую оборонительную систему «звездный щит». А осуществлял ходовые испытания платформы, доводил ее «до ума» ростовчанин Игорь Нечепуренко!

- Российских ракет в Америке уже никто не боится. Больше всего нас беспокоит Северная Корея. Такой локатор может быть размещен в любой точке Мирового океана и станет надежным средством предупреждения об ударе. Система способна пересчитать выпущенные ракеты, передать информацию через спутник на «станцию-убийц» и таким образом ликвидировать угрозу. Америка планирует построить шесть таких платформ. В этом проекте хотят участвовать Россия, Польша, Англия, Франция и ряд других стран…

Интересно, что американские спецслужбы доверили ростовчанину работу над секретным объектом, несмотря на то, что он совсем недавно стал гражданином США. Разумеется, были и спецпроверка, и подписка о неразглашении секретной информации.

Впрочем, корреспонденту «Вечернего Ростова» Игорь не много говорил об этом проекте, посоветовав посмотреть открытую информацию в Интернете.

Вместе с другими специалистами норвежской компании Stait Comex Sanway, ростовчанин Игорь Нечепуренко разрабатывал проектную документацию подъема затонувшей подводной лодки «Курск». Судно этой компании «Seaway Eagle» первым из иностранных спасательных судов побывало на месте трагедии. Опуститься на лодку их водолазам тогда не разрешили. Но эта же компания получила контракт на подъем «Курска». Его разрабатывали десятки специалистов. Задачей же Игоря было грамотно перевести всю техническую документацию на русский язык.

- Работа продолжалась полтора месяца, был строго оговорен каждый шаг, который сделают на «Курске» норвежские водолазы, - рассказывает Игорь Нечепуренко. – Но вот когда мощная платформа с кранами уже выходила в море из норвежского фиорда, из Москвы дали команду «отбой». Подъем «Курска» отложили на целый год, и выполняла его уже другая, датская, компания. Насколько мне известно, она использовала идеи и технологии, разработанные нами.

Приехав в Ростов, Игорь Нечепуренко посетил Ростовский морской колледж (бывшее училище) имени Г.Я. Седова. Он передал в дар музею истории ростовской «мореходки» фотографию «космической» океанской платформы SBX-1, на которой он два года был капитанов.

Отпуск уже заканчивался. «Я назад, на свои нефтяные поля», - поделился он планами с корреспондентом «Вечернего Ростова».

- А как же с семейной жизнью?

- Не теряю надежды найти женщину, которая будет ждать на берег своего моряка, - вздохнул бывший ростовчанин.

А. Оленев.

Источник: Новости флота


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz