Боевые действия

   Беломорская военно-морская Флотилия во время ВОВ (1941-1943 гг.)

Воспоминания Можайцева Б.Н.


Русский Север занимает обширную территорию Российской Федерации. Главной артерией этого региона считается Северный морской путь, по которому обеспечивалось снабжение отдалённых от сухопутных коммуникаций городов, портов, населённых пунктов, а также полярных станций на островах и побережий Ледовитого океана. А в обратном направлении суда шли нагруженные стратегическим сырьём. После окончания войны с Финляндией стало ясно, что Северный морской путь беззащитен в военном плане. На правительственном уровне было принято решенье укрепить обороноспособность полярных районов страны. Для защиты этой водной магистрали в Архангельске создали Беломорскую военно-морскую базу, а в феврале 1941 гола - зону противовоздушной обороны. На озере Пахта стали базироваться самолёты-торпедоносцы. В августе 1941 года, т.е. в первые месяцы ВОВ сформировали Беломорскую морскую Флотилию. В состав флотилии включили ледоколы, транспортные и пассажирские суда, буксиры и рыболовецкие тральщики, кот орые вооружили пушками, пу лемётами, глубинны

ми бомбами. Слабо вооружённые и тихоходные суда смело вступали в бой с подводными лодками и боевыми кораблями врага.

Весной 1942 года в порт Бакарица г.Архангельска пришли первые транспорты полярного конвоя "PQ". Наши союзники организовали 40 таких конвоев. Транспорты, нагруженные военной техникой, продуктами питания и стратегическим сырьём направлялись для разгрузки в Мурманск, Архангельск

Потребовалось много времени, чтобы усилить мощь Беломорской флотилии. С приходом больших морских охотников их Англии, вооружённых пушками системы ………….., соединенья кораблей уже могли противостоять мощному немецкому флоту. Не всегда на должной высоте оказывались боевые корабли союзников, которые осуществляли охрану полярных конвоев. В апреле 1942 года к соединению кораблей и транспортов конвоя "PQ-11", совершавших переход из Мурманска и Архангельска в порты союзников СССР по антигитлеровской коалиции, присоединились крейсер "Эдинбург" и эсминцы "Форсайт" и "Форестил", покинувшие Мурманск 28 апреля. 30 апреля крейсер и эсминцы бросили на произвол судьбы транспорты конвоя "PQ-11". 2 мая крейсер торпедировала немецкая подводная лодка и боевой корабль, нагруженный слитками золота, предназначенными для расплаты за груз поставляемый в СССР по …………….., пошёл на дно.

Транспорты конвоя "PQ-11", оставшись без защиты, были растерзаны фашистскими самолётами.

В мае 1942 года транспорты конвоя "PQ-15" в районе Баренцева моря атаковали немецкие торпедоносцы и бомбардировщики. Встреченные мощным заградительным огнём из всех пушек и пулемётов, расположенных на советских и британских кораблях, самолёты свои бомбы и торпеды бросили в воду. Им удалось потопить только 2 транспорта из 25. входящий в состав боевого охранения транспортов ледокол "Красин" уничтожил два самолёта. В донесении начальству доложили: "Конвой прошёл без особых потерь".

Конвой "PQ-17". В июне 1942 года эскадра немецких кораблей, в составе которой шёл линкор "Тирпиц", направилась навстречу конвою "PQ-17" Об этом узнали на английских военных кораблях и командование эскадры приняло решение бросить на произвол судьбы гражданские транспорты.

5 июня 1942 года командир подводной лодки Н.А.Лунин обнаружил эту эскадру. Совершив сложный манёвр, подводная лодка оказалась рядом с линкором "Тирпиц". в результате торпедной атаки линкор был повреждён и вся армада военных кораблей вернулась на свою базу. Слабо вооружённые гражданские транспорты понесли большие потери, когда их атаковала немецкая авиация. До порта назначения дошли несколько грузовых судов.

Мурманск немецкая авиация бомбила регулярно, но на Архангельск стала совершать налёты только в конце августа 1943 года. Для воздушного нападения, длившегося целый день, выбрали порт Бакарица, у пирса которого разгружались транспорты союзников с боевой техникой. Сильный заградительный огонь с военных кораблей, стоявших на рейде Северной Двины не подпустил фашистские самолёты к судам, стоявшим у пирса. Свой смертоносный груз самолёты сбросили на город… Зажигательные бомбы сожгли несколько деревянных домов, канатную фабрику, продовольственный склад, а фугасными бомбами были разрушены здания медицинского и лесотехнического институтов. Последующие атаки немецкой авиации всегда успешно отбивались.

В августе 1942 г. немецкое командование разработало план "Вундералд". Его цель - поставить под свой контроль морские коммуникации, уничтожение радиостанций и разрушение портовых сооружений. 10 августа шесть подводных лодок, а затем крейсер "Шеер" приступили к выполнению приказа. Подводные лодки потопили буксир "Комилес" и две баржи у острова Матвеев, на котором находились рабочие печёрского порта. Немцы из автоматов расстреляли всех, кто находился в воде. Погибло 350 человек. Артиллерийским огнём с подводной лодки были уничтожены радиостанция Севморпути на мысе "Желания". Подводные лодки атаковали дозорные корабли у побережия Новой Земли, но получив достойный отпор, ушли с поля боя. Артиллерийским огнём с кораблей была повреждена одна из них.

В августе немецкая подводная лодка торпедировала грузовой пароход "Марина Раскова", совершавший очередной рейс из Архангельска в Арктику, чтобы сменить зимовщиков и доставить пополнение на Карскую военную флотилию. Эскортные корабли сопровождения "Т-118" и "Т-114", подошедшие для оказания помощи были также торпедированы. Один из тральщиков "Т-116" остался невредимым и взял на борт 186 человек. Лётчики морской авиации спасли из воды ещё 73 человека. Подошедшие в район бедствия спасательные суда подобрали только трупы замёрших людей, в том числе женщин и детей. В последствии выяснилось, что в той атаке немцы применили бесследные самонаводящиеся электрические торпеды.

В августе 1942 года крейсер "Шеер" встретил в море ледокол "Александр Сибиряков". 28 мощными орудиями был вооружён крейсер и 4 пушками - ледокол. Команда ледокола вступила в неравный бой с крейсером. 20 минут длилось это сражение. С развивающимся военно-морским флагом корабль пошёл на дно.

Несмотря на большое превосходство в кораблях и орудиях, немецкому флоту не удалось безнаказанно хозяйничать в морях на нашей территории. Беломорская флотилия и подводные лодки Северного флота парализовали активность авиации и кораблей Германии. Операция "Вундералд", также как и план "Барбаросса" бесславно провалились. Транспортная артерия Северного морского пути продолжала действовать, работать. Поставки военной техники из стран союзников продолжали регулярно поступать.

Большой трудовой подвиг совершили жители Архангельска. Они зимой 1942 года построили железную дорогу от порта Фактория до порта Бакарица длиной 10 км. дорогу проложили по главной улице Соломбалы через реку Кузнечиха, затем по одной из главных улиц Архангельска и льду Северной Двины до Бакариц. Фронту нужны были танки, орудия, а транспорты прибывшие из Англии застряли в тяжёлых льдах на Северной Двине. Женщины и старики за короткий срок постарались возвести эту дорогу, чтобы железнодорожники доставили технику по назначению.

Полярный конвой, организованный союзниками в годы Второй мировой войны позволил обеспечить нашу армию артиллерией, боеприпасами, танками, продуктами питания и внёс огромный вклад в разгром фашизма. Немцам не удалось прервать поставки по Карскому и Баренцеву морю.

Будем помнить подвиги отцов и готовить им достойную замену.


С праздником Победы, ветераны!


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz