Золушка, ставшая капитаном

   Не один десяток лет состою в переписке с англичанином, жителем города Окленд, что в Новой Зеландии, Ричардом Палей.


Познакомился я с ним при необычайных обстоятельствах. Дотащили мы однажды на буксире своего "Салтыкрва-Щедрина" в один из крохотных портпунктов на острове Папуа и Новая Гвинея иностранного рыбачка: сейнер потерял винт в Арафутском море.

На берегу этого экзотического государства нас принял вождь местного племени. Папуас. Его дочь-то в то время и была женой англичанина Ричарда Палей.

Мой знакомый был страстным фотографом и любителем путешествовать. Это было его хобби. Причём, необычайное: он фотографировал все суда, посещавшие местный порт.

Благодаря своему увлечению, мистер Палей прославился некогда на всю страну. Ещё в конце 60-х оклендская городская газета опубликовала снимок скромного рабочего местной фабрики по производству сезальских морских канатов. Прочных, долговечных, сплетённых из волокон кокосовых орехов.

Но известность моему Ричарду принесла не фабричная профессия, а то, что он рассказал местным газетчикам, как ему удалось пополнить свою обширную коллекцию редким снимком. В его объектив попало первое судно из далёкой России, впервые за островную историю посетившее порт Окленда. Это был черноморский лайнер "Шота Руставели".

С тех пор уже минуло много лет, но даже уйдя на пенсию, Ричард не оставил своего занятия. В его коллекции сотни снимков различных судов, рассортированных по странам. В их числе уже более 140 судов, пассажирских-круизных и грузовых, из России. Большинство Ричард сфотографировал сам, но он также собирает открытки и фотографии других авторов. В частности, работая ещё в Дальневосточном морском пароходстве, я презентовал своему островному знакомому открытки 16-ти пассажирских судов своей судоходной компании.

И вот однажды Ричард прислал мне письмо с сообщением, что в их порту ошвартовалось русское судно под названием "Капитан Кисса".

Оклендский фотограф привык к пышным названиям на бортах кораблей, вроде "Владычица морей", "Капитан Морган", "Королева Виктория".

В своём письме Ричард спрашивает: "Капитан Кисса наверное ваш государственный деятель?"

Пришлось просветить своего заморского приятеля в ответном письме. Я ему сообщил, что лично был знаком с прославленной женщиной-капитаном, рассказав ему о судьбе азовской морячки. Удивил своей информацией Ричарда, мол фамилия у этой женщины морская и даже родилась она в крутой штормовой ночи на борту судна в Керченском проливе.

В 19 лет оставшись без отца, старшая в многодетной семье Наташа устроилась на судоремонтный завод в Мариуполе. Наравне со взрослыми мужчинами выполняла самую грязную и тяжёлую работу по очистке от ракушек подводной части ремонтируемых морских судов.

Но манила девушку морская жизнь, стремилась Кисса попасть в экипаж какого-нибудь судна-сухогруза. Вскоре она устраивается юнгой на каботажный грузовой парусник "Желанный", а потом уже и матросила на буксире "Рекорд".

Бойкая, смышлёная и трудолюбивая девушка стала лидером комсомольской организации своего судна. Здесь же, в экипаже, она получила путёвку на учёбу в ростовскую "мореходку".

Неохотно приняли Наташу Киссу на судоводительское отделение. Долго директор мортехникума убеждал абитуриентку:

- Идите, Наташа, на гидротехническое отделение. Интересное, перспективное дело. Понимаете, жизнь на море - это удел мужчин. Это, сами знаете, тяжёлый физический труд, да и вам будет трудно находиться в сугубо мужском коллективе судна. К тому ж, уважаемая Кисса, женщина на капитанском мостике - плохая примета для корабля. Полагаю, вы у себя в Мариуполе об этом наслышаны. Так во всех флотах мира заведено.

Но Наташа Кисса оказалась "крепким орешком":

- "Плохая примета", говорите? Разве ваша ростовчанка Татьяна Петровна Дьяченко не доказала всем, что это не так? Ведь она в этой мореходке обучилась на судоводителя. А вон гляньте, как "баба на капитанском мостике" - второй помощник капитана на океанском пароходе Совторгфлота фору мужичкам-морячкам давала! - положила абитуриентка на стол перед смущённым директором мортехникума журнал "Огонёк" № 6 за 1930 год. - На всю страну, на всю вселенную о женщине-штурмане Татьяне Дьяченко журналист лестно отозвался…

Первую свою штурманскую плавпрактику Наташа проходила на учебном паруснике мортехникума "Вега" под руководством старпома Николая Лунина, будущего командира подводных лодок, грозы фашистского флота на северных морях…

Однажды, при встрече с капитаном-наставником Азовского морского пароходства Киссой, я спросил:

- У каждого из нас, мореходов с многолетним стажем, есть в биографии периоды, определяющие его судьбу. А у вас?

- Помните, - говорит Наталья Николаевна, - в мемуарах адмирала Николая Басистого, участника легендарного "Феодосийского десанта", есть строки: "Пароходы, привлекавшиеся во время войны для воинских перевозок, ходили одними курсами с боевыми кораблями не только в буквальном, навигационном смысле. Они держали тот же курс героизма и славы, которым отмечена боевая деятельность всего нашего флота".

- Я не умею так красочно говорить, - продолжает Кисса, - но как точно и образно сугубо военный человек отозвался о заслугах моряков торгового флота в годы Великой Отечественной! "Огненные мили" стали моим экзаменом на пути к капитанскому мостику. Многое для меня значила служба в составе экипажа "Анатолия Серова". Там мне довелось работать и воевать в трудный для Родины час…

в двух городах-героях, Севастополе и Одессе, установлены памятные доски. Золотом букв высечены на них наименования воинских частей, боевых и транспортных кораблей, защищавших в годы войны эти города. Среди них - рудовоз "Анатолий Серов". Ни одно транспортное судно Черноморья не имеет такой драматической судьбы, какая выпала на долю этого рудовоза.

Детище николаевских корабелов было спущено на воду в 1938 году под названием "Коллективизация". Судно предназначалось для регулярной линии Поти-Мариуполь. Вторым штурманом на судне была Наталья Кисса.

Когда в июне 1939 года после трагической гибели Героя Советского Союза летчика Анатолия Серова встал вопрос о присвоении имени героя одному из лучших судов Азовья, выпал выбор на этот теплоход.

Хорошо работали серовцы в мирное время, с огоньком, изобретательно, крепнет слава экипажа на Азово-Черноморье.

С первого же дня войны "Анатолий Серов" начинает совершать героические рейсы, "огненные рейсы". Моряки снабжают грузами воинские части левого крыла Южного фронта, эвакуируют население, вывозят раненых и материальные ценности из Николаева, Херсона и других портовых городов. Серовцы сражались с гитлеровскими подлодками, отбивали налёты бомбардировщиков и торпедоносцев. Пять раз фашистские авиабомбы насквозь пробивали корпус теплохода, дважды судно было на краю гибели. Тысячи тонн боеприпасов и вооружения доставили серовцы защитникам Одессы, увели на восток на буксире несколько судов. Все 73 дня героической битвы защитники Одессы ощущали помощь экипажа "Анатолия Серова".

Особенно запомнилась штурману Киссе легендарная Керченско-Феодоссийская десантная операция. Её целью было овладение Керченским полуостровом и создание условий для освобождения всего Крыма.

В десанте на 25 декабря 1941 года приняли участие шесть стрелковых дивизий, две бригады и два горнострелковых полка, более 250 боевых кораблей, около 600 самолётов.

В сложных метеорологических условиях с первым отрядом десантников вышел в море и "Анатолий Серов". На рассвете, в чуть прояснившейся облачности, над судном начали барражировать вражеские бомбардировщики. Волной друг за другом пикируют фашисты на борющееся со штормом судно. От сброшенных бомб вокруг рудовоза стояла сплошная стена воды. Палуба беспрерывно поливалась пулемётными очередями. Капитан судна Орлов всё время маневрировал, выводя судно из-под прямого бомбового удара, судовые зенитчики не дают фашистам осуществить прицельное бомбометание. Уже видны пылающие берега Феодосии…

Свыше сотни тяжёлых бомб сбросили "юнкерсы" на теплоход, однако 31 декабря застало серовцев у причалов порта. Вражеские самолёты продолжают поливать огнём, бомбить суда в порту. От прямых попаданий погрузился в пучину "Ташкент", тонет "Красногвардеец", полыхает "Димитров". Тучи осколков, угля, земли, битого кирпича обрушивается на палубу судов.

Штурман Кисса вместе с товарищами ни на минуту не прекращала грузовые операции, вместе с ними уносила с палубы убитых и тяжело раненых моряков. Одетая в покрытый ледяным панцирем ватник, она руководила выгрузкой людей, боеприпасов, снаряжения.

Двадцатиградусный мороз, солёные брызги воды. Прихватывало к металлу руки комендоров, многие моряки обморозили щёки, уши, пальцы. Многие были изранены, но не покидали боевых постов. Серовцы выстояли всю семнадцатичасовую бомбёжку. Выгрузив всё на причал до последнего патронного ящика, приняв на борт раненых, судно благополучно вернулось в Новороссийск…

- Сколько их было у меня тех самых "огненных рейсов", - вспоминала, вздыхая, Татьяна Николаевна, - и каждый страшный! В один из них, находясь под разгрузкой в Корабельной бухте Севастополя, судно было повреждено прямым попаданием крупной бомбы с пикирующего бомбардировщика. Пробив палубу, бомба взорвалась в обшивке правого борта. Чудом не взлетели на воздух - бомба прошла в считанных сантиметрах от груза, нескольких сотен тонн боеприпасов в трюме.

В огромную дыру хлынула забортная вода, и рудовоз начал быстро крениться, грозя опрокинуться. Мы не растерялись, завели под шквальным огнём на берег дополнительные швартовые концы и две недели, одновременно производя выгрузку своего груза и исправляя повреждения, дрались серовцы. За восемь суток мы отразили 42 налёта авиации врага. Подвели под днище судна громадный пластырь, поставив с помощью водолазов цементный ящик на пробоину, приняв на борт раненых, наш "Анатолий Серов" отошёл от причала...

Экипаж, в котором трудилась воспитанница Ростовской мореходки Наталья Кисса, совершил 53 "огненных рейса", перевёз 110 тысяч тонн оружия, боеприпасов, много воинских резервов, эвакуированных жителей, тысячи раненых бойцов. Прославленный лётчик Анатолий Серов, сражаясь в небе республиканской Испании, сбил лично 15 фашистских самолётов. Три сбитых фашистских самолёта экипажем "Анатолия Серова" как бы дополнили боевой счёт лётчика-героя.

Закончилась война. Штурман Кисса вернулась к мирным транспортным перевозкам, работала на судах Азовского морского пароходства. Вскоре она стала капитаном теплохода, трудилась так же самоотверженно, как и воевала. В первый год войны Кисса была награждена знаком "Почётный работник морского флота", а затем стала кавалером орденов Трудового Красного Знамени и "Знак Почёта". В 1960 году её ратный и трудовой путь был отмечен высокой наградой Родины - званием Героя Социалистического Труда.

…Шесть десятков лет отдала морскому флоту Наталья Николаевна Кисса, женщина-капитан, женщина с морской фамилией и рождённая в море. Несколько десятков лет ходил по многим морям и океанам крупнотоннажный сухогруз, на борту которого гордо красовалось имя воспитанницы Ростовской мореходки - "Капитан Кисса"…


Валентин Алекумов, Зав. музеем истории РМК им. Г.Я.Седова


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz