Портрет навигации

   Промежуточные итоги эксплуатационной деятельности в границах Азово-Донского бассейна

По итогам десяти месяцев 2008 года грузооборот бассейна составил 16,78 млн тонн. Это на 1,28 млн тонн ниже соответствующего периода 2007 года (92,9%), в том числе по основной номенклатуре: пшеница - 2,81 млн тонн (83,3%, или 564,6 тыс. тонн к 2007 году); мазут - 2,09 млн тонн (76,9%, или 630 тыс. тонн); сера - 1,32 млн тонн (50,2%, или 1,31 млн тонн); металлолом - 1,56 млн тонн (74,3%, или 537,6 тыс. тонн); уголь - 1,44 млн тонн (113,4%, или +170 тыс. тонн); цемент - 1,38 млн тонн (рост в 8,8 раза к уровню 2007 года).

Следует выделить основные причины, оказавшие отрицательное влияние на объёмы грузопотоков. К таковым, в частности, относятся:

- ужесточение со стороны контролирующих государственных органов требований к судам, выходящим в море (в том числе ограничение по их возрасту до 30 лет), вызванное трагическими событиями в Керченском проливе в ноябре 2007 года;

- резкое увеличение экспортных пошлин на отгрузку за рубежи России зерновых культур (10% от таможенной стоимости - до февраля, и 40% - с февраля и до 1 июля 2008 года);

- переориентация грузопотока серы с южного на северо-западное направление (это и политика грузовладельца, и влияние трагических событий 11.11. 2007);

- мировой финансово-экономический кризис, затронувший практически все ведущие отрасли народного хозяйства, в том числе и транспорт, напрямую связанный с внешнеторговой деятельностью России и её партнёров. Резкое падение цен на мировых рынках зерна и металлолома привело к искусственному сдерживанию отправок этих грузов на экспорт.

Основными составляющими грузооборота Азово-Донского бассейна по номенклатуре по-прежнему являются: зерновые, нефтегрузы, металлолом, сера, уголь, НСМ. В общем объёме грузоперевозок в границах бассейна эти грузы занимают более 80%.

Наибольший удельный вес в общем объёме грузооборота бассейна занимает порт Ростов-на-Дону - 34,6%, или, в абсолютном выражении, - 5,81 млн тонн. Далее, в порядке снижения удельного веса, следуют: 33,3%, или 5,58 млн тонн, - транзитные перевозки; 20,9%, или 3,51 млн тонн, - порт Азов. Грузооборот пристаней Дона, Северского Донца составляет менее 10% от общего объёма по бассейну.

По данным СКП Ростов-на-Дону и Азов на 1 ноября 2008 года, судопоток в устьевой части Дона составил 7951 единицу. Это минус 890 единиц, или 89,9% к уровню 2007 года. Аварий и АП с транспортным флотом из-за неудовлетворительного содержания водных путей за анализируемый период не было.

Краткий анализ итогов зимней навигации 2007-2008 годов

С 1.12. 2007 по 31.03. 2008 включительно ФГУ "Азово-Донское ГБУВПиС" проводилась 12-я регулярная зимняя навигация. Следует отметить, что её период отличался от предыдущей навигации 2006-2007 годов (когда лёд на Нижнем Дону и в Азовском море практически отсутствовал) более сложными ледовыми и гидрометеорологическими условиями. Это и интенсивное льдообразование, и торошение, и достаточно тяжёлый для судоходства ветро-волновой режим, особенно в январе-феврале 2008 года.

Схема обеспечения безопасной работы грузового флота в зимний период в границах деятельности ФГУ "Азово-Донское ГБУВПиС" от приёмного буя Азово-Донского канала до международных портов Ростов-на-Дону и Азов и обратно не изменилась с предыдущей зимней навигации. В формировании караванов и ледокольном сопровождении грузовых судов были задействованы три единицы специализированного флота.

За период с 1 декабря 2007 года по 31 марта 2008 года в границах Азово-Донского бассейна было зафиксировано: 678 входов и 637 выходов грузовых судов (итого 1315 единиц), следующих в порты и из портов Азов и Ростов-на-Дону. К уровню предыдущей зимней навигации 2006-2007 одов судопоток сократился на 20% (-336 единиц), а в сравнении с первой навигацией 1996-1997 годов вырос в 6,88 раза (+1124 единицы).

В итоге за период отчётной зимней навигации судовладельцы перевезли в караванах 2 млн 463,4 тыс. тонн экспортно-импортных грузов, что составило к соответствующему периоду 2006-2007 годов 87,2% (-359,9 тыс. тонн).

Прогноз грузооборота с декабря-2008 по март-2009

На предстоящую зимнюю навигацию 2008-2009 годов грузооборот прогнозируется в общем объёме 3 млн тонн, или 119,7% к факту соответствующего периода прошедшей зимней навигации 2007-2008 одов, в том числе по экспорту - 2 млн 368 тыс. тонн, по импорту - 732 тыс. тонн.

Хочу поблагодарить представителей тех стивидорных компаний, которые обеспечили своевременное и качественное представление необходимой информации для расчёта сводного прогноза грузооборота в бассейне на предстоящую зимнюю навигацию 2008-2009 годов. В то же время, несмотря на официальные запросы и напоминания с нашей стороны, не представили свои материалы к расчётам: ООО "РОСТ", ЗАО "Торговый порт", ООО "Донстрой", ОАО "Моряк" и ЗАО "Азовская судоверфь" (последние три предприятия из расчётов исключены ввиду незначительности осваиваемых объёмов).

Полученный результат свидетельствует о готовности стивидоров переработать заявленные объёмы - при благоприятных гидрометеоусловиях и чёткой, безаварийной работе участников транспортного процесса.

Ю. Кустарёв,заместитель начальника СУДФ ФГУ "Азово-Донское ГБУВПиС"


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz