НА МЕЖАХ И МЕЛЯХ
Земснаряды "Донской-604" и "Донской-301" последний месяц транзитной навигации-2008 в паре работают в протоке Межонке, проходящей по пойме Дона в стороне от основного русла. Протока берёт своё начало на 24,2 км от устья Дона и впадает в него на 22 км, если от Ростова идти вверх по реке - сразу за Аксайским автомобильным мостом вправо с транзитного пути.
Протока имеет большое рыбохозяйственное значение и важна как рекреационный водоток. В этой связи восстановление пропускной способности русла Межонки является актуальной задачей, на решение которой и направлены дноуглубительные работы по проекту, разработанному по заданию комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Ростовской области.
1,4-километровый участок русла протоки на глубину в четыре метра и расчищают команды земснарядов Нижне-Донского района гидросооружений. Рассказывает командир "Донского-604" Николай Леонидович ШЕВЕЛЁВ.
Протока Межонка - 21-й объект для нашей команды в этом дноуглубительном сезоне. Условно говоря, с 1 июня мы прошли весь транзитный путь от заповедных мест вблизи Романовской, что под Волгодонском, до промышленно развитых районов в низовьях Дона. Удалено с судового хода около 800 тысяч м3 грунта.
В команде "Донского-604" 18 человек, большинство имеют среднее специальное образование, главным образом, выпускники Ростовского речного училища. Это учебное заведение и в статусе Ростовского филиала Московской государственной академии водного транспорта не утратило своего прежнего регионального значения в смысле подготовки кадров - в том числе и для вспомогательного флота: кто-то из молодых членов нашего экипажа заканчивает учёбу, кто-то поступает. Есть у нас и без пяти минут выпускник Ростовского филиала Волжской академии, и потомственный путеец, буквально выросший на "Донском-604". С детства он свободное от школы время проводил с матерью на земснаряде и вырос в специалиста высокого класса, работает в должности старшего лебёдчика-моториста. Основа коллектива остаётся стабильной, средний возраст - около 30 лет.
Земснаряд производительностью 600 м3/час построен на территории бывшей Чехословакии, введён в эксплуатацию в 1991 году. Технические возможности довольно велики, но при работе на тяжёлых грунтах (суглинках, глине) гидрорыхление неэффективно, и поэтому мы работаем в паре с "Донским-301", оснащённым механической фрезой.
Земкараван, кроме "Донского-604", состоит из брандвахты "Б-1" и мотозавозни "Путейского-3". В межсезонье все три единицы будут вытащены на слип в Константиновских ремонтно-механических мастерских.
По технико-эксплуатационным условиям раз в пять лет положено проводить проверку подводной части. Средний ремонт земснаряда, который всегда проводится совместно силами ремонтников и команды, будет дан главному и вспомогательному двигателям, грунтовому насосу, трубам напорного грунтопровода. Планируется замена чешской электроники на российские аналоги. Словом, всё будет зависеть от текущего финансирования.
Но это завтра, а сегодня, в закатные дни поздней осени и навигации, земснаряды берут на себя последние тысячи кубических метров с донского дна.
Беседовал Алексей Захаров
|