Перевозка опасных грузов требует серьезного внимания

   Значительное увеличение объемов перевозок опасных грузов, в том числе и железнодорожным транспортом, а также видов перевозимых веществ, как в России, так и за рубежом, порождает ряд серьезных проблем с точки зрения экологической безопасности для окружающей среды и человека. На территории Южного федерального округа в зоне ответственности Южного управления госжелдорнадзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта за последнее время произошло несколько инцидентов с опасными грузами. Такое положение дел требует серьезного внимания со стороны государственных органов власти, перевозчиков, а также грузоотправителей и грузополучателей опасных грузов.

Рассматривая проблему перевозки опасных грузов различными субъектами транспортного комплекса, необходимо отметить, что в соответствии Федеральным законом Российской Федерации от 10 января 2003 года № 17-ФЗ субъекты транспортного комплекса обязаны обеспечить выполнение системы экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицам, и также физическими лицами, направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу юридических и физических лиц.

Опасные грузы относятся к числу грузов, перевозимых на особых условиях. Эти особые условия определены отдельными положениями Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденными в 1996 году Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества и введенными в действие с 1 января 1997 года.

Особые условия перевозок сводятся главным образом к соблюдению особых требований безопасности, приведенных как в указанных правилах, так и в Правилах технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ) и Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации (ИДП).

Непрерывно возрастающая доля опасных грузов заставляет поддерживать на должном уровне требовательность к персоналу по соблюдению всех вышеуказанных правил. Перечень таких требований весьма разнообразен и зависит не только от класса (подкласса) опасных грузов (по ГОСТ 19433-88 как межгосударственного стандарта), но и от конкретного вида опасного груза.

При аварийных ситуациях на железнодорожном транспорте (возгорании, утечке, просыпании опасного груза, повреждении тары или подвижного состава с опасными грузами) в окружающую среду могу попасть такие опасные вещества, как гептан-гексановая фракция, стирол, изопропилбензол, фенолы, различные нефтепродукты. Скорость впитывания большинства нефтепродуктов такова, что еще до начала работ по ликвидации последствий аварии основная масса груза может оказаться не только на железнодорожном полотне, но и в почве, загрязняя воздух, воду, землю с образованием пожаро - и взрывоопасных облаков или туманов, опасных для людей и природной среды в зависимости от физико-химических свойств груза.

Деятельность предприятий по перевозке, погрузке-выгрузке опасных грузов периодически нужно проверять в целях предупреждения возникновения аварийных ситуаций. Для этого, собственно, и предназначена Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).

За 9 месяцев 2008 года государственными инспекторами Южного управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта выполнено 82 проверки соблюдения требований безопасности при перевозке опасных грузов. Выявлено 1671 нарушение, принято 395 запретных мер. Предприятиями устранено 1474 нарушений (86 процентов), выявленных в отчетном периоде.

Основными характерными нарушениями являются:

- отсутствие лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте или на погрузочно-разгрузочную деятельность (ранее до 2006 года выдававшаяся лицензия);

- нет плана по предупреждению аварийных ситуаций;

- сливо-наливная эстакада не оборудована твердым водонепроницаемым покрытием, отсутствуют приямки, желоба и лотки;

- в местах осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами отсутствует необходимое количество первичных средств пожаротушения;

- у работников, занятых на производственном объекте, отсутствуют аварийные карточки на перевозимые грузы;

- отсутствуют приказы: о назначении ответственного лица за погрузочно-разгрузочную деятельность с опасными грузами, об организации безопасности движения;

- работники не обучены.

За 9 месяцев 2008 года на Приволжской железной дороге произошло два происшествия при перевозке опасных грузов. На станции М. Горький 25 мая 2008 года при роспуске с горки группы из трех вагонов на стрелочном переводе № 302 произошел сход 2-х груженных вагонов (груз жмых, АК-405). На станции Буровка 29 августа 2008 года в 5 часов 35 минут при приеме поезда № 1705 (груз нефть сырая, АК-305) с остановкой на 4 путь, из-за неправильных действий машиниста произошел проезд запрещающего показания выходного светофора Н-4 с последующим столкновением с путевой машиной СЗП.

Общее количество инцидентов с опасными грузами за 9 месяцев 2008 года на Северо-Кавказской и Приволжской дорогах, по сравнению с аналогичным периодом 2007 года, увеличилось на 33 случая или 27 процентов - (с 92 до 125). Увеличение происшествий на Северо-Кавказской железной дороге составило 26 процентов (с 40 до 53), на Приволжской железной дороге - на 29 процентов (с 52 до 73). В большинстве случаев происходила утечка нефтепродуктов из железнодорожных цистерн.

Анализ показал, что большинство инцидентов связано с износом значительной части специализированных вагонов-цистерн для перевозки опасных грузов, низким уровнем трудовой и технологической дисциплины работников, их недостаточной квалификацией. Основными причинами нарушений безопасности движения продолжают оставаться не только технические вопросы, но и низкая технологическая и исполнительская дисциплина - пресловутый "человеческий фактор".

Вместе с тем, сходы вагонов в поездах и при маневрах из-за нарушений дисциплины, технологии пропуска вагонов с опасными грузами через сортировочные горки и при осуществлении погрузочно-разгрузочных работ могут привести к тяжелым последствиям.

Проблема снижения рисков и повышения безопасности при перевозках опасных грузов железнодорожным транспортом сегодня чрезвычайно актуальна. Однако по целому ряду аспектов она далека от приемлемого решения, если учесть нынешние требования законодательства Российской Федерации, ожидания общества и природоохранных организаций, уровни внутренних и внешних угроз по отношению к железнодорожному транспорту.

Для того чтобы устранить недостатки, имеющиеся в области изучения рисков, разработки и осуществления мероприятий по их снижению при перевозках опасных грузов до приемлемых уровней, требуются интенсивные целенаправленные усилия, как на федеральном уровне, так и на региональном уровне.

Одним из действенных методов обеспечения государством контроля и надзора за соблюдением требований безопасности является лицензирование на железнодорожном транспорте. Согласно ФЗ-128 от 08.08.01г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" все предприятия, получающие в свой адрес вагоны с опасными грузами и обеспечивающие их погрузку или выгрузку, должны иметь лицензию "На погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте".

Предприятия, имеющие лицензию на эксплуатацию взрывоопасного производственного объекта, обязаны получать и лицензию "На погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте", так как железнодорожная специфика (наличие железнодорожных цистерн и вагонов различных модификаций, организация маневровых передвижений и так далее) не входят в понятие взрывоопасный или пожароопасный объект, на который выдавалась лицензия "На эксплуатацию взрывоопасного производственного объекта".

Предприятиям, осуществляющим погрузку-выгрузку опасных грузов, необходимо получить лицензию в Ространснадзоре и при наличии лицензии Ростехнадзора "На участок транспортирования опасных грузов", так как эта лицензия и вид деятельности не прописан в законе 128-ФЗ от 08.08.01 года.

Необходимо отметить еще один момент. Лицензия выдается конкретному предприятию на конкретное место, где производится погрузка или выгрузка вагонов. Предприятия, получающие опасные грузы, должны иметь право собственности на эти обустройства или иные законные основания (договор аренды и так далее). Это требование указано в постановлении Правительства РФ от 15.03.06г. № 134 и обосновано необходимостью осуществлять контрольно-надзорные функции государства за опасными для здоровья человека и экологии видами деятельности.

Юрий Шканов, Начальник отдела надзора за опасными грузами и чрезвычайными ситуациями Южного управления госжелдорнадзора ФСНСТ


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz