Чтобы сохранить флот, нужно "достучаться" до чиновников

   Судостроительная и судоремонтная отрасли Азово-Черноморского региона требуют срочного принятия кардинальных мер со стороны федерального правительства. К такому мнению пришли участники совещания "Состояние и перспективы развития судостроения и судоремонта в Азово-Черноморском бассейне". Как заявил директор Новороссийского филиала ФГУ "Российский морской регистр судоходства" Вячеслав Мячин, начиная с 2004 года, в этом регионе нет в постройке ни одного судна А класса Регистра, а шесть судоремонтных заводов потеряны или полностью перепрофилированы. Это грозит огромными проблемами в самом ближайшем будущем.

Состоявшееся в г. Новороссийске совещание "Состояние и перспективы развития судостроения и судоремонта в Азово-черноморском бассейне" - уже третья по счету встреча руководителей судоремонтных и судостроительных предприятий, контрольных и надзорных организаций, регламентирующих все направления судоходства. Первые две проходили еще в 2006 и 2007 годах, но обращения участников этих встреч так и не были услышаны властями.

На совещании присутствовали директор ФГУ "Администрация Морского порта Новороссийск" Владимир Ерыгин, заместитель начальника управления ФСБ по Краснодарскому краю Николай Яковлев, начальник Черноморско-Азовского пограничного управления береговой охраны ФСБ Федор Чередниченко, а также командир Новороссийской военно-морской базы Сергей Меняйло.

К сожалению, ни один из приглашенных на совещание федеральных и краевых органов власти не нашел возможности приехать. Как пояснил Вячеслав Мячин, директор Новороссийского филиала ФГУ "Российский морской регистр судоходства", виною тому сложное положение в стране, связанное с мировым финансовым кризисом.

Среди основных проблем судостроительной и судоремонтной отрасли - нерешенные нормативно-правовые вопросы, связанные с созданием для отечественных судостроителей финансово-экономических условий, сопоставимых с их зарубежными конкурентами. Состояние основных фондов также не соответствует современным требованиям по производительности, надежности, способности функционировать в существующей информационной среде. Существует проблема устаревания проектных решений, заложенных еще в 80-х годах прошлого века. В критическом состоянии находится кадровый потенциал.

Директор Новороссийского филиала ФГУ "Российский морской регистр судоходства" Вячеслав Мячин, сообщил, что за последние 20 лет состояние судостроительной и судоремонтной отрасли значительно ухудшилось. Валовая вместимость российских судов с классом морского регистра, зарегистрированных в портах региона, сократилась с 3 до 0,86 миллионов тонн. Произошла постепенная замена современных морских нефтеналивных и навалочных судов большого тоннажа на суда смешанного "река-море" плавания, средний возраст которых составляет более 20 лет.

Полностью утрачен морской круизный флот. Из 11 судов, работавших в Азово-Черноморском регионе в 90-е годы, не осталось ни одного. Сегодня пассажирский флот представлен лишь прогулочными судами ограниченного района плавания, Единственной компанией на рынке пассажирских перевозок вот уже два года остается ООО "Черноморские скоростные линии", у которой на сегодняшний день работают три судна на подводных крыльях.

Вячеслав Мячин отметил, что большая сумма таможенного залога для зарубежных судов - до 25 процентов от стоимости самого судна - тормозит развитие судоремонтной отрасли. Критической можно назвать ситуацию с кадрами. В какой-то степени, это обусловлено тем, что учебные заведения, которые готовили инженеров для предприятий судостроительной и судоремонтной отраслей, остались за рубежом - в Украине. Практически прекращена и подготовка специалистов техникумами и профессионально-техническими училищами. В результате средний возраст работников отрасли составляет около 50 лет.

По мнению, Вячеслава Мячина, решать проблемы необходимо немедленно, иначе и судостроение и судоремонт в нашем регионе могут просто исчезнуть, а вместе с ними и сам флот. "На сегодняшний день в структуре Министерства транспорта России нет службы, отвечающей за судоремонт, - констатировал Мячин, - а пока ее нет - улучшений в отрасли ожидать не приходится, потому что случайные люди не способны понять проблемы судостроения и судоходства и помочь в их решении".

Выступавшие на совещании руководители судостроительных и судоремонтных компаний рассказали о своих проблемах и пришли к выводу, что сохранить отрасль в нашем регионе можно только с помощью федеральной и краевой властей. Ведь для этого необходимо внести изменения в законодательство, как в налоговое, так и в таможенное.

- Ввести на территорию страны оружие и наркотике легче, чем поршневые кольца для теплохода, - горько пошутил один из участников совещания. Нет благоприятных условий и для иностранных судов, которые вполне могли бы ремонтироваться на действующих судоремонтных заводах. Сегодня за каждое поставленное в ремонт зарубежное судно надо внести таможенный залог в сумме до 25 процентов от его стоимости. Естественно такие условия не способствуют привлечению иностранных судовладельцев к услугам российских судоремонтников.

Российские судоходные компании тоже неуютно чувствуют себя в родной стране. Как заявил руководитель одной морской судоходной компании, непомерные налоги и портовые сборы делают невыгодной работу в стране. Российским судовладельцам приходится либо переходить под удобный флаг, либо вообще не заходить в российские порты.

Налог на добавленную стоимость был и остается одной из основных причин банкротства судоремонтных заводов. Приобретение нового оборудования в нынешних условиях настолько разорительно, что судоремонтные заводы просто не могут себе этого позволить, продолжая эксплуатировать давно устаревшие механизмы.

По словам представителя Туапсинского судоремонтного завода, это предприятие находится в судебном процессе, но суд, инстанция за инстанцией не отменяет претензии налоговой инспекции. Если же вся сумма долга будет выплачена, этот завод окончательно перестанет существовать.

В сохранении и развитии судоремонтной отрасли заинтересован и Черноморский военно-морской флот, который в ближайшее время будет переведен и Севастополя в Новороссийск. Командир Новороссийской военно-морской базы Сергей Меняйло уверен, что без судоремонта не будет и самого флота. Военным кораблям также нужна развитая судоремонтная инфраструктура, потому что корабли, построенные еще в советские времена, требуют ремонта и технического обслуживания.

Кроме того, у командира военно-морской базы вызывают недоумение некоторые недоработки законодательства, предписывающего одинаковые условия и для коммерческих судов, и для военных кораблей. Сергей Меняйло предложил предприятиям отрасли создать в Азово-Черноморском регионе судоремонтную корпорацию и сообща отстаивать свои права.

Участники совещания создали Рабочую группу и составили обращение в Правительство РФ с предложением, в частности, о создании "Южного центра судостроения и судоремонта", включении в Стратегию развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу, мероприятий, направленных на возрождение судостроения и судоремонта в Азово-Черноморском регионе. Предусмотреть размещение государственных заказов на предприятиях региона.

Необходимо разработать программы мероприятий, направленных на проведение протекционистской политики по отношению к российским судоходным компаниям, судостроительным и судоремонтным предприятиям, путем внесения изменений в налоговое и таможенное законодательство. На базе Морской государственной академии им. Адмирала Ф.Ф. Ушакова предлагается организовать факультет по подготовке инженеров-кораблестроителей, и таким образом восстановить утраченную систему подготовки специалистов судостроительной и судоремонтной отраслей.

Татьяна СТАРОВЕРОВА


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz