Быть ли порту трех океанов?

   Когда речь заходит о Черном море, каких только не услышишь прогнозов о его будущем. Оно связано не только с межгосударственными проблемами. Ведь столько разных стран считают своими черноморские берега! Проблемы военные, транспортно-экономические, таможенные и экологические постоянно встают на разных форумах. И витают вокруг этого самые разные идеи. Для России сейчас это - строительство некоего нового порта, которого уже называют "портом трех океанов" - Индийского, Тихого, Атлантического. Мол, почему бы и нет. Называют же Ростов-на-Дону портом пяти морей. Значит, можно и даже нужно, если говорить о нашем Южном федеральном округе, соорудить где-нибудь, например, под Новороссийском, некий гигант, достойный великой морской державы.


Петр I три века с лишним назад "прорубил окно в Европу". Почему бы и не открыть нам "черноморские двери" в Индию и Китай? Экономический "размах" этих, как и других соседних стран, пробуждает оптимистично смотреть вперед по поводу дальнейшего развития поистине гигантских транспортных морских путей.

Одним из самых масштабных в этом направлении проектов является предложение о сооружении в городе Приморско-Ахтарске Краснодарского края мощного морского перегрузочного комплекса. Он вроде бы и должен стать названным портом трех океанов.

В этом городе московская компания ЗАО "Киото-Порт" собралась строить крупный грузовой порт мощностью 5,4 миллиона тонн в год. Согласно справке, подготовленной главным инженером этого проекта Юрием Козачинским из НовоморНИИпроекта, в состав этих 5,4 миллиона тонн входят такие грузы как нефтепродукты (1,2 миллиона тонн) и уголь (1,4 миллиона тонн). Кроме того, планируется переваливать 1,5 миллиона тонн минерально-строительных грузов, 0,5 миллиона тонн зерна, 0,5 миллиона тонн металла, 200 тыс. тонн автотехники, 60 тыс. тонн плодоовощных грузов и 40 тыс. тонн контейнерных грузов.

Порт в Приморско-Ахтарске планируют построить давно. Но идея эта, как считают эксперты, имеет много минусов. Дескать, ЗАО "Киото-Порт" в отношении размещения порта пошло дальше всех - выбран самый экологически неблагоприятный вариант его расположения - между Ахтарским лиманом и Солеными озерами. Рядом с планируемым местом размещения порта находится рыбоходный канал Восточно-Ахтарского нерестово-вырастного хозяйства, здесь же расположено уникальное месторождение лечебных грязей. Реализация этого проекта противоречит курортному статусу Приморско-Ахтарска, мол, будет оказано недопустимо высокое неблагоприятное воздействие на окружающую среду города в результате выброса большого количества загрязняющих веществ в воздух и высокого шумового воздействия.

Трудно, действительно, не согласиться и с такими доводами экологов. Дальнейшее увеличение перевалки грузов через Азовское море недопустимо в целом. Это некогда самое рыбопродуктивное море в мире сейчас находится в неудовлетворительном состоянии. И эту неблагоприятную ситуацию нельзя усугублять. Перевалка нефтепродуктов с использованием устаревших судов в сложных для навигации условиях Азовского моря вместо наращивания объемов, должна вообще прекратиться, о чем ярко свидетельствует недавняя экологическая катастрофа в Керченском проливе. Другим фактором, свидетельствующим о недопустимости строительства порта южнее Приморско-Ахтарска, международного значения "Ахтарско-Гривенская система лиманов", охраняемого Рамсарской конвенцией. Это наиболее сохранившаяся часть Приазовских плавней, и необходимо предпринять все меры, чтобы она не была разрушена, как это произошло со многими другими участками плавней зоны Приазовья.

Экологи, конечно, справедливо предостерегают власти от повторения ошибок прошлого, следствием которых стало крайнее загрязнение таких наших курортных зон, как Туапсе и Новороссийск. Об этом еще раз свидетельствуют прошедшие недавно, в конце мая, так называемые публичные слушания по проблемам размещения порта в южной части Приморско-Ахтарска. Собравшись в городском кинотеатре "Родина" жители, представители администрации, заинтересованные коммерческие организации высказывали по этому поводу разные суждения. Решение о строительстве порта называли и нелегитимным. А общественная Организация "Экологическая Вахта по Северному Кавказу" намерена обратиться в прокуратуру с требованием признать такое решение недействительным.

Суть же, наверное, всех споров и дискуссий заключается в том, что современное общество с развитием цивилизации и научно-технического прогресса само обрекло себя на неизбежные издержки в столкновениях с природой. В 1980 году, когда в СССР прошла знаменитая, запомнившаяся всему миру Олимпиада, вон сколько пришлось порушить в нашей столице, но и нового-то возвели при этом - дай Бог! Сейчас тоже идут разговоры подобного толка вокруг строительства аж 63 объектов Олимпиады-2014.

Видимо, мудрость - и властей, и каждого из нас - должна быть в том, чтобы реализовать разумно задуманное, неизбежно идущее новое, диктуемое временем, с наименьшими потерями для будущих поколений.


Владимир ШИШКИН


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz