ОТСТУПАТЬ НЕКУДА

   Об итогах производственной деятельности минувшего года в Азово-Донском бассейне и ходе ледовой кампании-2008-2009, о морском статусе устьевого участка Дона и передаче некоторых административных функций в Таганрог, о текущих реформах и участи, которая в недалёком будущем суждена системе государственных бассейновых управлений на внутренних водных путях России, в интервью "Речнику Дона" рассказывает руководитель ФГУ "Азово-Донское ГБУВПиС" Сергей Константинович ГАЙДАЕВ.

- Навигация-2008 в Азово-Донском бассейне в целом прошла успешно, хотя год и был маловодным, довольно напряжённым и непростым. По утверждённой Росморречфлотом программе транзитную навигацию начали 1 апреля (на пять дней раньше прошлых лет) и должны были закрыть 10 ноября, но в связи с благоприятными погодными условиями фактически продлили на три недели - последний теплоход прошёл через шлюз Кочетовского гидроузла 2 декабря. К началу навигации Цимлянское водохранилище было наполнено на 80%. При минимальном расходе воды в 350 м3/с подъём плотин и наполнение верхних бьефов Николаевского, Константиновского и Кочетовского гидроузлов было начато раньше и продолжалось дольше обычного. Половодье из Северского Донца способствовало выполнению намеченных сроков.

С начала апреля работы на Кочетовском гидроузле шли в пуско-наладочном режиме, и 19 июня был подведён итог 47 месяцам строительства - подписан акт государственной приёмки второй нитки шлюза в эксплуатацию. 15 июля под председательством премьер-министра России Владимира Владимировича Путина там прошло совещание, на котором были поставлены очередные задачи по развитию внутреннего водного транспорта.

Что касается грузооборота в бассейне, суммарные показатели транзита и местной переработки в 2008 году таковы. Перевезено 19054164 тонны грузов, что на 2301,8 тысяч тонн меньше чем в 2007 году, но на 823,1 тысяч тонн больше чем в 2006-м. В первых строчках номенклатуры грузов - пшеница, мазут, уголь, металлолом, цемент, сера. Прогноз, составленный по данным производственных планов участников транспортного процесса, не оправдался на 1745,8 тысяч тонн, это отставание накопилось с сентября по декабрь.

Среди причин - последовавшее за трагическими событиями ноября 2007 года ужесточение требований к судам, выходящим в море; действовавшее с февраля по июль повышение таможенных пошлин на перевозку зерновых с десяти сразу до 40% (для сравнения: в августе пшеницы перевезена 841 тысяча тонн - на 173 тонны больше чем за предыдущие семь месяцев); снижение мировых цен на серу; мировой финансовый кризис, в четвёртом квартале распространивший своё влияние на все сферы народного хозяйства.

Если говорить о безопасности судоходства, навигация-2008 для Азово-Донского ГБУВПиС прошла безаварийно: не было ни одного происшествия из-за ненадлежащего содержания водного пути. Программа гарантированных габаритов судовых ходов выполнена полностью, минимальные глубины 3,4 метра держались 18 дней, остальное время - 3,6-3,7 метра.

Казалось бы, наша организация работает стабильно, эффективно и развивается в правильном направлении, но, как это ни парадоксально звучит, всю вторую половину года Азово-Донское ГБУВПиС находилось в состоянии реформирования. Ряд материалов с компетентным, подробным анализом на эту тему опубликован в недавних номерах "Речника Дона", поэтому остановлюсь только на основных моментах.

Постановлением Правительства России №623-р от 5.05. 2008 года из перечня внутренних водных путей исключён участок от приёмного буя Азово-Донского морского канала (АДМК) до Аксая. Судьба 47 километров реки ещё не определена, и хотя объективных предпосылок к изменению статуса портов Ростов-на-Дону и Азов практически нет, работу, пока они официально не названы морскими, в Росморречфлоте решено организовать так. В ФГУ "Администрация морского порта Таганрог" создать ростовский и азовский филиалы на базе служб капитанов портов (СКП), которые раньше были в составе Азово-Донского ГБУВПиС. Внесены соответствующие изменения в уставы. В подчинение Таганрогу переведены коллективы бывших СКП, передан корабельный сбор на содержание филиалов, и с 16 января 2009 года они начали осуществление своих административно-властных полномочий, руководствуясь уже не Кодексом внутреннего водного транспорта, а Законом о морских портах.

На мой взгляд, решение о филиалах промежуточное хотя бы потому, что по суммарному грузообороту порты Ростов и Азов почти в пять раз больше Таганрога, независимы от него в своей хозяйственной, производственной деятельности, и следующий шаг - придание их морским администрациям статуса самостоятельного юридического лица в непосредственном подчинении к центру. Это должны быть государственные структуры, способные в новых условиях обеспечить порядок, взаимодействие и равные условия деятельности в портах. Решение о включении в Реестр морских портов на вершине длинной лестницы согласований принимается постановлением Правительства РФ. Более того, для плавного перехода в морской статус всем участвующим сторонам необходим довольно длительный период, и в Росморречфлоте этого не отрицают. Сроки переходного этапа не определены, поэтому, в целом, транзитная навигация-2009 в границах Азово-Донского бассейна от гидроузла №15 ВДСК до приёмного буя АДМК начнётся по речным правилам. Пр ограмма гарантированных га баритов судовых хо

дов, как и государственный бюджет, утверждена до 2010 года, и это, по крайней мере, некоторая защита от резких движений.

Особо подчеркну, что, несмотря на реорганизацию, усилия Азово-Донского ГБУВПиС и АМП Таганрог прилагаются и дальше будут направлены на безусловное обеспечение безопасности судоходства. Как следующие шаги реформы отразятся на привлекательности нашего бассейна для судо- и грузовладельцев - покажет время.

Все прочие уставные функции остаются за Азово-Донским ГБУВПиС.

С 1 декабря мы начали ледовую кампанию совместно с Таганрогским филиалом ФГУП "Росморпорт". К 12 января нашими буксирами ледового класса "Капитан Харчиков", "Капитан Шлыгин" и "Фанагория" из портов Ростов и Азов до приёмного буя АДМК проведён 61 караван с 484 единицами судов в составе. К этому же числу год назад в том же числе караванов было проведено на 178 судов больше. Грузооборот декабря 2008 года - 766,1 тысяч тонн (в декабре-2007 - 1064,9 тысяч тонн). В начале января наметилось незначительное опережение темпов прошлого года, но по-прежнему есть отставание от прогноза: средний эксплуатационный показатель обработки грузов в портах Ростов и Азов - 13,06 тысяч тонн в сутки, из переработанных за 12 дней января 143,7 тысяч тонн 67% приходится на Азов, 33% - на Ростов.

В целом есть уверенность, что в организационном плане 2009 год обойдётся без потрясений. Но будет нарастать одна тревожная тенденция. Росморречфлоту поручено в первом квартале представить на рассмотрение Морской коллегии при Правительстве России концепцию реформирования системы управления внутренним водным транспортом. Основная идея концепции - в разделении административных и хозяйственных функций, которые совмещают государственные бассейновые управления водных путей и судоходства. На базе ГБУВПиС предлагается создать, с одной стороны, администрации речных бассейнов, с другой - филиалы ФГУП "Росводпуть". Стороны эти вступают в договорные отношения как государственные заказчик и подрядчик. Типовая схема разделения функций, лежащая, по сути, в основе большой административной реформы последних лет, с переменным успехом опробована на ряде государственных организаций транспортной отрасли. Теперь, кажется, наступает очередь системы ГБУВПиС.

Не входя раньше времени в подробности, выскажу только одно замечание. Условия и особенности работы для каждого из пятнадцати ГБУВПиС по всей стране разные, поэтому, если неизбежна реформа, необходим и индивидуальный подход. Концепция этого пока не предусматривает. Решения, принятые в центре, выполнять на местах. И мы на своём устьевом участке надеемся, что, по крайней мере, принципиальные наши предложения и замечания будут учтены в итоговой редакции документа. Как говорится, отступать некуда, но минимум до 2010 года у всех есть тайм-аут на размышление.


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz