Информация о строительстве II-ой нитки шлюза Кочетовского гидроузла на реке Дон
I. Историческая справка о строительстве и эксплуатации Кочетовского гидроузла на реке Дон.
Бурное развитие промышленности Восточного Донбасса в 1880-1900 годах вызвал необходимость резкого увеличения объема перевозок, с которыми существовавшая в то время сеть дорог не могла справиться. В первую очередь, это был угль, сталь, хлеб и другие грузы, которые доставлялись в порты Азовского моря, а в обратном направлении на шахты Донбасса шел лес.
Вопрос о необходимости улучшения судоходных условий на реках Дон и Северский Донец впервые поставили на Инженерном совете Министерства путей сообщения, который состоялся 30 июля 1903 года. На нем был рассмотрен и одобрен проект шлюзованной системы реки Северский Донец, представленный выдающимся инженером-гидротехником того времени Нестором Павловичем Пузыревсим. Вся система состояла из шести гидроузлов на самой реке Северский Донец и одного гидроузла на реке Дон рядом со станицей Кочетовской.
Основные работы по подготовке строительства Северско-Донецкой шлюзованной системы были начаты в 1911 году, тогда в мае провели конкурс по выбору подрядчика и с победителем торгов заключили договор на строительство семи гидроузлов с плотинами. Начальником работ по строительству был назначен инженер путей сообщения Статский советник Франц Иосифович Левандовский.
Все строительные работы на объекте финансировались из средств Государственной казны, для чего 9 июня 1912 года Император Николай II утвердил "Закон об отпуске из Федерального казначейства на строительство системы шлюзов 12,3 млн. рублей". Это время считается началом строительства ныне существующей Северско-Донецкой шлюзованной системы.
Строительство Кочетовского гидроузла на реке Дон, последнего гидроузла в строящемся каскаде, было завершено в 1919 году.
К сожалению, на качество строительных работ сильно повлияло то, что гидроузел строился в условиях 1-й мировой и гражданской войн. Вся история эксплуатации Кочетовского гидроузла с момента его ввода и по настоящее время связана с его непрерывной реконструкцией.
В 1952-1953 годах была проведена электрификация приводов ворот и затворов.
В 1967-1972 годах по проекту института "Гипроречтранс" была выполнена большая реконструкция гидроузла, построены водосброс-регулятор с тремя водопроводными пролетами по 20 метров и рыбопропускной шлюз длиной 126 метров и шириной 9 метров.
В 1998-2001 годах было выполнено усиление существующей камеры шлюза распорными балками, что дало возможность провести строительство второй нитки шлюза.
Кочетовский гидроузел является составной частью Единой глубоководной системы (ЕГС) европейской части страны и замыкающим в каскаде гидроузлов Нижнего Дона. Поддерживая проектный уровень верхнего бьефа, гидроузел обеспечил гарантированные глубины до Константиновского гидроузла 3,6 метров и возможность прохода в этом районе крупнотоннажного флота.
II. Подготовка к началу строительства II-ой нитки шлюза Кочетовского гидроузла.
Со временем, построенный в 1919 году, старый шлюз гидроузла перестал удовлетворять по своему техническому состоянию и габаритам требованиям пропуска современных крупнотоннажных судов.
Для обеспечения бесприпятственного прохождения новых крупнотоннажных судов через Кочетовский гидроузел и во исполнение Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России", утвержденной постановлением Правительства Российской федерации от 5 декабря 2001 года № 848, было принято решение о строительстве II-ой нитки шлюза Кочетовского гидроузла на реке Дон.
Государственной службой речного флота Министерства транспорта РФ 6 мая 2004 года в г. Москве были проведены конкурсные торги по определению генерального подрядчика. Из 8 конкурсантов - участников торгов, был определен победитель - ЗАО "ГТ МорРечСтрой"
Функции заказчика застройщика согласно договора с Минтрансом РФ № ГСФР-1/38-Р от 30.01.04 переданы ГУ "Азово-Донское ГБУВПиС". На основании этих документов 24 мая 2004 года был заключен Государственный контракт № 158 между ГУ "Азово-Донское ГБУВПиС" и ЗАО "ГТМорРечСтрой" на строительство II-ой нитки шлюза Кочетовского гидроузла.
Генеральным проектировщиком ОАО "Гипроречтранс" была выполнена корректировка проекта "Реконструкция Кочетовского гидроузла на реке Дон. Строительство второй нитки шлюза", который прошел все необходимые экспертизы и согласования и был утвержден распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта.
Для четкого ведения всех строительных работ был разработан график производства работ строительства II-ой нитки шлюза Кочетовского гидроузла на р.Дон, который был утвержден руководителем Федерального агентства морского и речного транспорта. В течении всего срока строительства работы велись в строгом соответствии с данным графиком.
Работы по строительству II-ой нитки шлюза Кочетовского гидроузла начались в августе 2004 года.
III. Субподрядные организации, принявшие участие
в строительстве и основные поставщики строительной продукции.
На строительстве работали нижеследующие основные субподрядные организации:
1. ОАО "Родник" г. Семикаракорск (земляные работы, бетонные работы)
2. ЗАО "Строитель" г. Семикаракорск (общестроительные работы)
3. ООО "Автодорсервис" г. Ростов - на - Дону (дорожные работы)
4. ООО Дон ТГМ г. Ростов-на-Дону (гидромеханизированные работы);
5. ЗАО "Пирс" г. Нижний Новгород (забивка шпунта);
6. Завод "Баррикады" (ССМ) г. Волгоград (изготовление электромеханического оборудования).
7. ОАО "Мостотряд-10" г.Ростов-на-Дону (забивка шпунта, бетонные работы.
8. ГУ "Подводречстрой-2" г.Ростов-на-Дону (забивка шпунта, берегоукрепление, подводно-технические работы.
9. ОАО "Батайскводавтоматика" г. Батайск (сооружение системы водопровода, канализации, очистные сооружения).
10. ОАО "Тяжпромэлектропроект" г.Ростов-на-Дону (внешнее и внутреннее электроснабжение гидроузла (ЛЭП-10 кв с подводными переходами, подстанции ТП-31А, ТП-43, внутриплощадочные электрические сети).
11. ООО "Газсервис" г. Семикаракорск (подводящие газовые сети, модульная котельная).
12. ООО "Кредит-кард" г.Ростов- на-Дону ( внешняя технологическая связь)
13. ООО "Геолшахт-сервис" г.Шахты (скважины питьевого водоснабжения).
Все основные строительные материалы и конструкции, применяемые на
строительстве объекта отечественного производства, а именно:
шпунт- поставщик ОАО "Курганстальмост" и ОАО "Нижнетагильский МК";
цемент- ОАО "Новороссийский цементный завод";
прокат черных металлов- ОАО "Магнитогорский МК";
инертные материалы - карьеры Ростовской области;
кабельная продукция - ОАО "Электрокабель" Кольчугинский завод" Владимирская область;
электромеханическое оборудование шлюза изготовлено на базе отечественного производителя "СММ" г. Волгоград.
IV. Основные этапы по годам строительства II-ой нитки шлюза
Кочетовского гидроузла.
В 2004 году было освоено 200,0 млн. рублей.
Основные объемы работ, выполненные в 2004 году:
1. Выполнена временная схема энергоснабжения строительства;
2. Выполнена расчистка территории строительства от деревьев и кустарников на площади 32 га;
3. Построена подъездная асфальтированная автодорога к строительной площадке;
4. Начаты земляные работы в верхнем подходном канале, разработано 180 тыс. м3 грунта;
5. В верхнюю причальную стенку шлюза забито 485 т шпунтовых свай;
6. Начато изготовление механического оборудования (закладные части ворот и затворов);
7. Начаты работы по устройству ограждения котлована верхней головы шлюза.
В 2005 году выделен лимит 1300 млн. рублей.
Основные объемы работ, выполненные в 2005 году:
1.Завершены земляные работы в верхнем подходном канале, разработано более 120 тыс.м3 грунта;
2. Выполнялись работы по забивке шпунта с установкой распределительных поясов, монтажом анкерных тяг в верхнюю причальную и направляющую стенки, в камере шлюза, в нижнюю причальную стенку;
3. Завершены работы по устройству ограждения котлована верхней головы шлюза;
4. Завершена разработка грунта в котловане шлюза;
5. Начаты работы по нижнему подходному каналу к шлюзу ;
6. Уложено более 9,6 тыс. м3 бетона в устои верхней головы шлюза;
7. Изготовлено более 700 т оборудования шлюза и начат его монтаж.
8. Смонтирована ЛЭП-10кв Усть-Донецк - Кочетовский гидроузел -8,2км.
9. Начато строительство зданий АБК, РММ, гаража и 6-ти двухквартирных жилых домов.
10. Начато строительство газопровода высокого давления от г. Семикаракорска до площадки строительства гидроузла 4,3 км.
Лимит средств 2006 года составил 530 млн. рублей.
Перечень основных объемов работ 2006 года:
1. Завершены работы по бетонированию устоев верхней головы -2,2 тыс. м3.
2. Строительство зданий механизмов на верхней голове шлюза.
3. Устройство днища камеры шлюза с ж/б распорками и плитами.
4. Строительство нижней головы шлюза из монолитного ж/б 16 тыс. м3.
5. Изготовление и монтаж 630 тн технологического оборудования.
6. Велось строительство нижней причальной палы и направляющей палы.
7. Продолжено строительство вспомогательных зданий - АБК РММ, гаража и 6-ти двухквартирных жилых домов.
8. Разборка строительных перемычек верхней головы шлюза.
9. Выполнена разборка строительных перемычек нижней головы шлюза.
10.Начато строительство здания пультом управления шлюзом.
В соответствии с утвержденным "регламентом" 25.12.2006 года проведено технологическое испытание II-ой нитки шлюза Кочетовского гидроузла с пропуском грузового судна. Этим была фактически показана высокая готовность объекта (75%) и подтверждена большая степень надежности работы основных элементов шлюза, а именно камеры, голов шлюза, причально-направляющих сооружений, металлоконструкций ворот и затворов.
В 2007 году полностью завершены работы на нижеследующих объектах строительства:
1. Верхний подходной канал.
2. Причально-направляющие сооружения верхнего подходного канала
с грузовой площадкой.
3. Направляющая пала верхнего подходного канала.
4. Сети внешнего электроснабжения ЛЭП-10 кВ с подводным кабельным переходом и подстанциями ТП-31А, ТП-43,ТП-31.
6. Верхняя голова шлюза со зданиями механизмов и электромеханическим оборудованием
7. Нижняя голова шлюза со зданиями механизмов и электромеханическим оборудованием
8. Причально-направляющие сооружения нижнего подходного канала.
9. Газопровод высокого давления и внутриплощадочные сети газоснабжения, водопровода, канализации.
10. Насосная станция откачки камеры шлюза.
11. Камера шлюза.
12. Здание пульта управления шлюзом.
В декабре 2007 года были получены дополнительные бюджетные средства необходимые для окончания строительства второй нитки шлюза Кочетовского гидроузла в объеме 1 052, 9392 млн. рублей.
Это позволило оплатить выполненные работы и выдать аванс на выполнение сезонных работ, то есть работ, которые технологически можно вести только при плюсовой температуре в нормальном подпорном уровне (НПУ) в 2008 году.
Полная стоимость строительства объекта составила 3 232, 9392 млн. рублей, что соответствует сметной стоимости утвержденного проекта.
19 июня 2008 года подписан Акт Государственной комиссии о приемке объекта "Реконструкция Кочетовского гидроузла на реке Дон. Строительство второй нитки шлюза" в эксплуатацию.
Ввод в эксплуатацию нового шлюза Кочетовского гидроузла с глубиной на пороге 5,5 м позволит обеспечить пропуск крупнотоннажного флота даже в маловодные годы. Являясь частью транспортного коридора №9 "Север- Юг" шлюз обеспечит транзит нефтепродуктов из Каспийского региона, при этом пропускная способность гидроузла с учетом нового шлюза повысится с нынешнего 7,828 тысяч судов до 11 тысяч судов в навигацию, а общий тоннаж перевозимых грузов с - 7,6 млн. тонн до 14 млн. тонн.
|