СЕЗОН ПАРУСА РОСТОВЧАНЕ ЗАВЕРШИЛИ
Перед поворотом на яхте "Ростов" лопнул топовый блок спинакер-фала. Эта снасть держит дополнительный парус, эффектно смотрящийся и помогающий при попутном ветре. Фал заклинило.
Экипаж уже развернул яхту, чтобы идти против ветра, а убрать спинакер не удавалось. Высота мачты яхты "Ростов" - девять метров. Да ещё и экипаж - два человека - уменьшенный. Был бы третий…
Регата, закрывшая сезон паруса в акватории порта пяти морей, проходила, несмотря на устные запреты капитана порта Ростов. Яхтсмены решили, что регата судоходству не помеха. И соревновались в акватории станицы Нижне-Гниловской, у яхт-клуба "Аврал". Это старейший яхт-клуб России.
Очень хорошо выступил воспитанник областной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва №19 Валентин Авдеев. Он дебютировал на яхте "Кнопка".
Опять серьёзно боролся с мужскими экипажами коллектив девушек во главе с Ольгой Попадичевой.
Ветер рвал стаксель на яхте "БиФри". Но капитан яхты Сергей Чурочкин не снижал ход. Ведь соревнования последние - победил и шей парус. До весны времени хватит.
Чётко. Как по школьной программе, шла яхта "Наяда". Мастер спорта Николай Ковалёв недавно привёз приз из далёкого Владивостока. А два года назад привёз в Ростов-на-Дону Кубок Волги. Завоевал его в борьбе среди трёхсот известных спортсменов. Шёл на "Наяде" юнга Ваня Ковалёв. Опыт перенимал.
Два дня соревновались мастера паруса из Азова, Таганрога, Обуховки, Ростова-на-Дону. Итоги подвёл главный судья соревнований Георгий Дроботковский. Он посетовал, что трудно без мерителей. Всем яхтам по результатам обмера площади парусов, длине, ширине по ватерлинии присвоили гоночный балл. Это своеобразный, уравнивающий участников, поправочный коэффициент. На это число умножат судьи реальное время, за которое пройдёт дистанцию экипаж яхты. В ведомостях поставят "исправленное время". Это предмет постоянных споров и редких конфликтов участников и судейской команды. Но судья всегда прав!
Все спортивные суда разделили на шесть групп. Старт давали с интервалом пятиминутным. Это ещё чтобы сухогрузам да танкерам не мешать ходить по Дону. Среди крейсерско-гоночных яхт победу одержал экипаж яхты "Прима". Яхта эта класса GP-26 построена в Таганроге Кадетовым Власом. Сам мастер с Александром Катенковым, президентом Федерации парусного спорта России, сейчас на Кубани. Помогают соседям нашим создавать детскую парусную школу. Привёл "Приму" к первому месту Михаил Кадетов. Гонки на этих соревнованиях для яхт такого класса очень тяжёлое испытание. Только наберёт скорость - пора менять курс на противоположный.
Во второй группе уверенно лидировал Вадим Викулов на "Авроре". Среди полутонников победителем стал Валентин Козырев и экипаж яхты "Командор".
Среди яхт класса "Нева" первое место занял яхтенный капитан "Наяды" Николай Ковалев. Яхта у него ухоженная, хранится на берегу. Илом не заносит дно и борта, а потому не обрастает водорослями, что ход почти на треть могут уменьшить. Экипаж яхты "Ягуар" под командованием Валерия Герасимова признан сильнейшим в классе "Солинг". Удачно завершили гонку и спортсмены на яхте "Дон", сменив фирменные паруса на сшитые парусным мастером Георгием Дроботковским. Говорят, других мастеров в Ростове-на-Дону нет.
Среди швертботов шла трудная борьба. Особо упорно соревновались экипаж яхты "Бриз" из яхт-клуба "Водник" и яхты "Паллада". Победила команда яхтенного капитана Виталия Толченого на "Палладе".
Начинали соревнования, флаги поднимали прошлогодние победители. А гимн России играл духовой оркестр "Варяг" из Дворца творчества детей и молодёжи. Играли ребята, одетые в бескозырки и форменки, и другие произведения. Совсем недавно создал полковник Андрей Асмоловский оркестровую службу. Старые инструменты у ансамбля, но энтузиазм оказался важнее. Заняли ребята в прошлом году первое место на областном конкурсе.
Вспоминали яхтсмены и прошедшую недавно в Азове регату с пересадкой. Участвовали в ней 23 экипажа на яхтах класса "Нева". Они, конечно, прогулочные, для спортивных соревнований не очень годятся. Да и куплены пятнадцать лет назад. Тогда три яхты достались клубу "Ростсельмаш" (ныне "Донской"). Три получили "Локомотив". Ещё тройка отправилась в Таганрог, а ставшиеся шесть поделили Азов и Порт-Катон. Ничего не досталось Волгодонску…
В первый день выбыли по странному жребию такие участники многих соревнований, мастера спорта, такие, как Николай Ковалёв, Вадим Богачёв, Вадим Механиков, Виктор Ворожбитов. Странным кажется участникам азовской регаты и проведение жеребьёвки в три этапа. Но это, безусловно, только их субъективное мнение. Ну достались им яхты старые. Опять.
У яхт класса "Нева" при перегрузках рвутся паруса. Не выдерживают вантпутенсы, крепление ванты прямо к корпусу. Нужны контр-тяги или специальные каркасы.
Строит, между тем, некоммерческое партнёрство "Сорок футов" яхты в Таганроге. Строит по проекту всемирно известного Брюса Фара. Как раз, четвертьтонники.
Хорошо показал себя в Азове "Эсмеральд", что в переводе "изумруд" означает. Как раз там, в Таганроге , построен, по этому самому проекту.
Крупно-крейсерские яхты в Ростове-на-Дону строит Яков Никитин на предприятии "Скиф".
Как сообщил мастер спорта международного класса Леонид Дубровин, в мире сейчас популярен класс "65". В прошлом году Ростовская Городская Федерация парусного спорта выходила на Федерацию парусного спорта России с просьбой допустить такие яхты для обучения и соревнований.
В этом классе оговорены длина корпуса спортивного судна, ширина, высота мачты и длина гика. Всё остальное не регламентируется. Есть место для фантазии.
В таких яхтах есть где ночевать в дальнем походе, можно выйти в море. Эти яхты уже есть в ростовских клубах. Ими можно обеспечить областные детско-юношеские спортивные школы Олимпийского резерва № 19 и № 5, где как раз занимаются подготовкой ребят к парусному спорту. Тем более, убеждён Леонид Дубровин, строить их нужно в Ростове-на-Дону и Таганроге, на существующих предприятиях.
А вот чтобы дети не мешали судоходству, есть смысл организовать занятия на акватории Северного водохранилища и Ростовского моря. Есть водоём и в районе Стройгородка.
Президент Донского инвалидно-спортивного клуба Александр Качанов считает, что парусным спортом могут заниматься и дети с ограниченными возможностями здоровья. Ведь ходит по Темзе "Адмирал Нельсон" - специальный парусник для инвалидов. Ходит более двадцати лет.
А на парусах яхт на Северном можно поместить рекламу. Это дешевле наружной рекламы вдоль дорог.
Сергей Ничипорюк
|