В ЗОНЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

   Первое транспортное происшествие транзитной навигации-2008 случилось 9 апреля. В 2007 году аварийность началась 4 мая с удара теплохода "Арас-4" причала №12 ОАО "Ростовский порт".

В 2008 году произошло шесть ТП (классифицируются как эксплуатационное происшествие (ЭП) - три удара, два затопления и одна посадка на мель) и один несчастный случай. Четыре из шести случаев произошли по причине невыполнения командирским составом требований, установленных в нормативных документах по безопасности судоходства, одно ТП - вследствие судоводительской ошибки. ТП с пассажирским и нефтеналивным флотом или по вине организаций, обслуживающих водные пути, не было.

В 2007-м - десять ЭП, из них семь ударов, два столкновения и одна посадка на мель. Больше всего ЭП обычно связано с ударом, а за последний год ещё и с затоплением судов. В целом динамика транспортных происшествий за последние два года идёт на снижение, а по сравнению с 2006 годом - ТП меньше почти в три раза. По информации ФГУ "Азово-Донское ГБУВПиС", грузооборот в Азово-Донском бассейне в 2006-2008 годах находится на среднем уровне, следовательно, на снижение аварийности не повлияла интенсивность движения судов.

Напомним вкратце некоторые события 2008 года.

Теплоход "БТ-242" 9.04.08 помогал выполнять оборот теплоходу "Герой Мехди". Произошёл большой крен "БТ-242" на правый борт, вода попала на палубу и через открытый люк правого борта стала поступать в румпельное отделение. Судно частично затоплено. Жертв и загрязнений окружающей среды нет. 14.04.08 провели осушку и подъём "БТ-242", повреждений корпуса и других дефектов не обнаружено. Затраты на подъём составили 960 тыс. рублей.

Несамоходная баржа "ВД-464" 16.04.08, при отсыпке земляной плотины Весёловского гидроузла реки Маныч со стороны верхнего бьефа, получила повреждения от биения о причальные стальные трубы и при отводе от плавкрана на мелководье частично затонула в пяти метрах от откоса дамбы. Была разгружена 11.05.08, установлено два цементных ящика, предъявлена РРР 21.05.08.

Разъездное судно "Орион" под управлением капитана по неустановленным причинам 13.05.08 в 23.00 самовольно отошло от "ПК-126" и совершило удар о причал ООО "Минплита" и причал лодочного товарищества "Аксай-1". После ТП капитан покинул борт судна. Жертв и загрязнения окружающей среды нет.

Буксирный караван (головной буксир - "Капитан Волокитин", в хвостовой части - теплоход "РТ-454", буксируемые единицы: впереди гидроперегружатель песка "ГПР-2", за ним, кормой вперёд, земснаряд "Портовый-4") 17.05.08 при выходе из камеры шлюза №6 Волго-Донского судоходного канала допустил удар земснаряда "Портовый-4" в правую нижнюю ремонтную створку шлюза №6.

ТП произошло из-за управления головным буксиром одним вахтенным начальником без рулевого, что уменьшило обзор, не была отдана команда помощи (одержания движения) кормовому буксиру.

Теплоход "Путейский-80" с ошвартованной под левым бортом баржей Т-106 26.07.08 в 16.25 заходил в Пролетарский шлюз Весёловского водохранилища реки Маныч. Купающаяся рядом девушка попала между кормовой частью баржи и правобережным устоем моста. В больнице она скончалась.

Причиной несчастного случая явилось купание в неустановленном месте.

Теплоход "Аякс-2" 22.09.08 в 22.15 при следовании на выход из рукава Каланча сел на мель за пределами судового хода в районе переката Азовского (3165 км Дона), потеря осадки составила 25 сантиметров. Пострадавших нет, повреждения и водотечности корпуса судна нет. 25.09.08 в 17.40, дождавшись подъёма уровня воды, судно самостоятельно снялось с мели. Простой составил 43 часа 25 минут.

Состав из теплоходов "МБ-1220", "ОТА-903" с сухогрузной баржей-площадкой "М-37", принадлежащий ООО "Судоходная компания "АРК" (Москва), 10.11.08 следовал рейсом Мариуполь-Астрахань. При выходе из шлюза №12 ВДСК в 7.30 вахтенный начальник "МБ-1220" М.В. Миронов, во время прохождения носовой части баржи "М-37" верхних опускных ворот, не обеспечил движения состава параллельно стенке камеры шлюза. Баржа "М-37" правой скулой ударила в закладной уголок вертикального уплотнения подъёмно-опускных ворот. Шлюз №12 Волго-Донского судоходного канала, для устранения повреждения, был выведен из эксплуатации на 6 часов 30 минут.

В настоящее время на Юге России надзорные функции на водном транспорте осуществляет Азово-Донское управление государственного морского и речного надзора (Азово-Донское УГМРН), со своей структурой регистрации судов и лицензирования, кадрового, финансового обеспечения и бухгалтерского учёта, надзора за судоходством и портовой деятельностью.

В навигацию 2008 года Азово-Донским УГМРН проведён осмотр 2671 единицы флота (на 587 меньше чем в 2007 году, поскольку 01.05. 2008 расформирован отдел пожарного надзора Азово-Донского УГМРН), временно запрещено движение 368 единицам флота. По КоАП РФ штрафы, в основном, применялись за нарушения Правил плавания по ВВП, особенностей движения и стоянки судов в Донском бассейне, отсутствие корректуры атласа №8. Оштрафовано 32 человека на общую сумму 34500 рублей (в 2007-м - 83 человека на 82500 рублей).

В связи с выходом Постановления Правительства РФ от 5.05. 2008 №623-р, которым были внесены изменения в перечень внутренних водных путей РФ (из их состава исключён участок Дона от Азова до Аксая), особое внимание было уделено безопасности портовых комплексов. Совместно с ФГУ "Азово-Донское ГБУВПиС" проверено 13 предприятий водного транспорта в портах Азов и Ростов-на-Дону. В 2009 году эта работа будет продолжена, меры воздействия на нарушителей ужесточатся.

Проверялась работа лоцманских компаний. Две из шести проверенных комиссией Ространснадзора в декабре 2008 года признаны не отвечающими требованиям лоцманской проводки судов. Основные причины - нехватка лоцманов для круглосуточной работы, необеспеченность собственным или арендованным транспортом для оперативной доставки лоцманов на судно. В январе 2009 года прошли проверки ещё около десяти лоцманских компаний.

Предприятия водного транспорта проверялись на соответствие лицензионным требованиям. Всего по Донскому, Азовскому, Черноморскому бассейнам проверено 100 предприятий, выявлено 38 нарушений, составлено 17 административных протоколов, направлено в суд четыре дела, выдано 46 лицензий, трём отказано в выдаче.

В связи с большим количеством затоплений судов в межнавигационный период 2007-2008 годов проверено 48 предприятий в Донском бассейне на готовность их к безопасному отстою и ремонту судов в осенне-зимний период.

Всего (без учёта отстойных пунктов и лоцманских организаций) была проведена 361 проверка предприятий водного транспорта по выполнению международных и российских законодательных нормативных актов в области водного транспорта.

По графику видно, что аварийность стала снижаться в 2005 году. В этот период были образованы территориальные представительства Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ФСНСТ), в функции которых вошли контроль и надзор за судами, за судовладельческими, стивидорными и лоцманскими компаниями, с выдачей лицензий при осуществлении лицензируемой деятельности на водном транспорте. С 2007 года при проверках предприятий стал применяться системный подход, работали мы во взаимодействии с транспортной прокуратурой, что тоже повлияло на снижение аварийности. По требованияю прокуратуры было проверено 24 предприятия.

В 2007 году прошла реорганизация территориальных представительств ФСНСТ в целях дальнейшего повышения надёжности судоходства, мореплавания, судоходных и портовых гидросооружений, а также обеспечения антитеррористической защищённости объектов на водном транспорте. Эта реорганизация не отразилась на аварийности в Донском бассейне, в то же время позволила создать надзор на морском транспорте в регионах.

Государственный, комплексный и системный подход позволил решить сразу несколько задач: снизить аварийность на внутреннем водном транспорте в Донском бассейне, создать территориальный надзор на морском транспорте и расширить надзорную зону ответственности.

А. ПАРШИН, главный государственный инспектор отдела надзора за судоходством и ГТС Азово-Донского УГМРН


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz