ЖЕНЩИНЫ, МОРЕ И КОРАБЛИ

   Близится 8 Марта. В преддверии замечательного праздника, который любят и чтят моряки и речники, хочу рассказать о женщинах, которые связали свою жизнь с речными и морскими просторами.

История освоения морской стихии насыщена множеством суеверий, обычаев и ритуалов, связанных с женщинами. Моряки верили, что женщина на борту - к беде: обязательно начнётся страшный шторм, который уничтожит судно. В то время считали, что единственно верный способ предотвратить крушение - подарить волнам какую-нибудь пассажирку, и тогда Нептун усмирит грозную морскую стихию. Шлейф предрассудков и суеверий преследовал женщин и на берегу.

Позже моряки всё-таки стали допускать женщин на судно, но только в виде красивой носовой фигуры. Моряки верили, что женская красота усмирит любой шторм. Прекрасные богини, сказочные феи, изящные туземные девушки, соблазнительницы-ведьмы, эффектно устремленные вперёд, придавали незабываемое очарование кораблям.

Но изменились времена, изменились нравы. Оскорбительные предрассудки, кровожадные обряды и глупые поверья остались в прошлом, о них теперь никто не вспоминает без улыбки. На современных судах женщины - члены экипажей. Женщина - капитан, женщина - штурман, женщина - механик, электрик, радист, кок. Практически нет морских профессий, не освоенных прекрасным полом.

В 1908 году наш знаменитый земляк, воспитанник Ростовских мореходных классов Георгий Яковлевич Седов, издал в Петербурге небольшую брошюру "Право женщины на море". Сын азовского рыбака на повестку дня поставил три насущных вопроса: поощрение женщин в морском специальном образовании наравне с мужчинами; допущение свободного пребывания на торговых кораблях; признание за женщинами права на командование морскими торговыми судами.

Выход в свет этой книги вызвал недовольство светского общества того времени, она была изъята из продажи. Георгий Седов неоднократно встречался с капитанами морских судов - женщинами из Америки: "От души приходилось любоваться, с каким они успехом управляют с мостика корабля со здоровым и бойким видом настоящего моряка", - писал он в своей брошюре.

Как был прозорлив Георгий Седов, когда писал: "Можем ли мы ручаться за то, что женщина в недалёком будущем не переменит своего взгляда на жизнь, став смело на передовую ступень лестницы всемирного прогресса и культуры?"

Наш век подтвердил это право женщины в России. В первые послереволюционные годы прозвучал повсеместный призыв к женщинам овладеть мужскими профессиями. Тысячи из них освоили считавшиеся исконно мужскими профессии геолога, шофёра, руководителя завода или фабрики. Однако наиболее сложно давался женщине процесс освоения морских профессий. И виной тому - ревнители старых морских традиций.

Но наиболее настойчивые и сильные духом преодолевали все препятствия. Среди них были и наши землячки - ростовчанки.

В 1922 году коренная ростовчанка Татьяна Дьяченко успешно окончила Ростовский мореходный техникум и получила направление в Балтийское пароходство. Женщина-штурман из России вызывала изумление и удивление в портах Европы, Америки, Африки. В журнале "Огонёк" от 8 июня 1926 года была опубликована её фотография. В 1930 году в "Женском журнале" был помещён рассказ о морской жизни Татьяны Дьяченко, которая успешно сочетала службу с общественной деятельностью в качестве профработника и судового библиотекаря. Силой большого труда и воли, силой такта и юного обаяния Татьяна Петровна так поставила себя на судах, что её уважали там не меньше капитана.

Среди выпускников мореходки есть имена и других женщин-морячек. Длительное время работала в Азовском пароходстве Валентина Ивановна Иванова. Была помощником капитана на грузовых судах, а в годы войны работала вторым помощником капитана на госпитальном судне "А. Чехов", участвовала в боевых операциях Азово-Черноморского бассейна. В черноморском пароходстве "Бежица" работала старпомом Нина Тимофеевна Мосеева, кавалер орденов Трудового Красного знамени и "Знак почёта", награждённая знаком "Почётный работник морского флота".

Большая морская жизнь прожита выпускницей мореходки Евгенией Ивановной Карнауховой. В 1930-е годы она работала на судах Азовского и Черноморского пароходств, а затем 27 лет возглавляла инспекцию по безопасности мореплавания рыбпрома на Каспии.

Старшее поколение речников Дона помнят речного капитана Нину Фёдоровну Калашникову. После окончания речного техникума Нина Фёдоровна работала штурманом на Верхней Волге, в Рыбинском водохранилище. В 1952 году вернулась на Дон. В это время на Дону осваивался новый метод судовождения - толкание. Нину Фёдоровну направили на теплоход "БТ-152". И молодой штурман в числе первых стала работать по совмещенным профессиям, изучив специальность механика-дизелиста.

Около 50 лет, в том числе 24 года в должности капитана морских судов, проработала в Азовском морском пароходстве выпускница мореходного училища имени Г.Я. Седова, капитан дальнего плавания, Герой социалистического труда Наталья Николаевна Кисcа. Удивительная биография у этой женщины. Вот что говорится о ней в книге Валентина Алекумова "Седовцы": "Преодолевая крутую встречную волну жестокого шторма, пароход "Возрождение", натружено скрипя от ветхости корабельным набором, шёл курсом из Бердянска на Одессу. Волны беспрепятственно гуляли по палубе судна, стремясь смыть в пучину всё на своём пути. Моряки были подняты по тревоге для крепления груза. В рулевую рубку неожиданно ввалился промокший до нитки взволнованный матрос:

- Капитан, чрезвычайное происшествие! На судне объявился безбилетный пассажир!

Так, в 1908 году в одно и тоже время случилось на Руси два знаменательных события. В Петербурге вышла брошюра "Право женщины на море", а в Керченском проливе Азовского моря, на борту грузопассажирского парохода, родилась Наташа Кисса, будущий прославленный капитан Азовья.

В 19 лет оставшись без отца кормилицей многодетной семьи, Наташа Кисса работала на судоремонтном заводе. Она выполняла работу по очистке от ракушек подводной части ремонтируемых судов. Уже тогда девушку привлекала настоящая морская жизнь, она мечтала о дальних рейсах. Вскоре Наташа становится юнгой на паруснике "Желанный", затем - матросом на буксире "Рекорд". Бойкая, смышлёная и трудолюбивая девушка становится секретарём комсомольской организации судна. Здесь же, в экипаже, она получила путёвку на учёбу в Ростовскую мореходку. Первую плавпрактику Наташа проходит на паруснике "Вега" у старпома Николая Лунина, будущего командира подводных лодок, грозы фашистского флота на северных морях".

Успешно окончив мореходку, Наталья Кисса получила направление на суда Азовского пароходства. Великая Отечественная война застала её в должности второго помощника капитана парохода "Анатолий Серов". С первого дня войны "Анатолий Серов" начинает совершать героические "огненные рейсы". Моряки снабжают грузами воинские части левого крыла Южного фронта, эвакуируют население, вывозят раненых и материальные ценности из Николаева, Херсона и других портовых городов. Экипаж судна сражался с гитлеровскими подводными лодками, отбивал налёты бомбардировщиков и торпедоносцев. Пять раз фашистские бомбы насквозь пробивали корпус теплохода. Тысячи тонн боеприпасов и вооружения доставили серовцы защитникам Одессы. Особенно тяжело пришлось во время Керченско-Феодосийской десантной операции. Её целью было овладение Керченским полуостровом и создание условий для освобождения всего Крыма.

Свыше сотни бомб сбросили юнкерсы на теплоход, однако он добрался до причала, и началась выгрузка боеприпасов и других военных грузов. Штурман Кисса вместе с товарищами ни на минуту не прекращала грузовые операции, вместе с ними уносила с палубы убитых и тяжело раненных моряков. Серовцы выстояли всю семнадцатичасовую бомбёжку. Выгрузив на причал всё до последнего патронного ящика, приняв на борт партию раненых, судно благополучно вернулось в Новороссийск.

Ещё более памятным был рейс, связанный с обороной Севастополя. "Анатолий Серов" находился под разгрузкой в Корабельной бухте Севастополя, когда начался налёт вражеской авиации. Судно было повреждено прямым попаданием крупной бомбы с пикирующего бомбардировщика. Пробив палубу, бомба взорвалась в обшивке правого борта. В огромную дыру хлынула вода, и рудовоз начал быстро крениться, грозя опрокинуться. Экипаж не растерялся. Завели под шквальным огнём на берег дополнительные швартовые концы и две недели, одновременно выгружая груз и исправляя повреждения, дрались серовцы. За восемь суток они отразили 42 налёта авиации врага. Подвели громадный пластырь и, поставив с помощью водолазов цементный ящик на пробоину, приняв на борт партию раненых, "Анатолий Серов" отошёл от причала и благополучно прибыл в Новороссийск. Экипаж "Анатолия Серова", в котором трудилась Наталья Кисса, за годы войны совершил 53 "огненных рейса", перевёз 110 тысяч тонн оружия, боеприпасов, много воинс ких резервов, эвакуированн ых жителей, тысячи

раненых бойцов, сбил три фашистских самолёта.

Закончилась война. Штурман Кисса вернулась к мирным транспортным перевозкам, работала на судах Азовского пароходства. Вскоре она стала капитаном, трудилась так же самоотверженно, как и воевала. В первый год войны Кисса была награждена знаком "Почётный работник морского флота", а затем стала кавалером орденов Трудового Красного знамени и "Знак почёта". В 1960 году её ратный и трудовой путь был отмечен высокой наградой Родины - званием Героя социалистического труда.

Принято считать, что походы на север - удел лишь сильных мужчин. Но это заблуждение. Во все времена были женщины, которые не только вдохновляли отважных полярных исследователей, но и сами порой принимали участие в рискованных арктических путешествиях. Судьба многих из них оказалась трагичной.

Первой в Европе спутницей полярника стала жена известного исследователя Арктики Василия Прончищева, одного из руководителей Великой Северной экспедиции XVIII века. Организованный по замыслу Петра I, поход этот имел задачей проложить Северный морской путь из Архангельска на Камчатку, в Японию и Америку, нанести на карту российское побережье. Татьяна Фёдоровна Прончищева решила не расставаться с мужем и в июне 1735 отправилась с ним в экспедицию. Спустя год отряд Прончищева на дубль-шлюпке "Якуцк" достиг восточного берега полуострова Таймыр и поднялся на север. Однако на обратном пути Василий Прончищев тяжело заболел и скончался 29 августа 1736 года. Спустя несколько дней, не выдержав тягот плавания, умерла и его супруга Татьяна. Они похоронены недалеко от устья реки Оленёк на мысе Тумл-Хая.

9 июля 1912 года началась последняя полярная экспедиция русского учёного Владимира Русанова. В состав отряда входила его жена Жульетта Жан. В конце августа того же года "Геркулес" посетил становище Маточкин Шар. Отсюда В. Русанов отправил сообщение в Петербург о том, что полярники намерены совершить сквозное плавание по Северному морскому пути к Беренговому проливу. Это было последнее известие об экспедиции, исчезнувшей во льдах Арктики.

В том же 1912 году участницей экспедиции лейтенанта Георгия Брусилова, который шёл на шхуне "Святая Анна", стала Ерминия Жданко, дочь известного генерала. Она выполняла на судне обязанности медицинской сестры и хозяйки кают-компании. Шхуна Брусилова "Святая Анна" пропала вместе со всеми находившимися на ней, в том числе и Ерминией Жданко, в ходе дрейфа в районе Земли Франца Иосифа.

Особое место в списке отважных женщин занимает Татьяна Ивановна Куковерова. Она была женой смотрителя Орловского маяка в Лапландии, прожила с мужем 25 лет, а после его смерти сама стала смотрительницей маяка. Не раз выходила она в море, спасая моряков и зверобоев, а однажды при пожаре вынесла из огня детей. В июне 1880 года Куковерова спасла и выходила команду разбившегося у Городецкого мыса английского судна. Помогая бедноте, она организовала артели, налаживала сбыт продукции, построила кирпичный завод. Саамы звали её не иначе, как матерью.

Первой и, видимо, единственной в истории Арктики женщиной, зимовавшей на необитаемом острове, стала Надежда Наталич. В ноябре 1942 года группа моряков с погибшего парохода "Декабрист" после 11 суток дрейфа очутилась на маленьком острове в Северном ледовитом океане. К весне в живых осталось трое: капитан Степан Беляев, судовой врач Надежда Наталич и матрос Василий Бородин. Их подобрала подошедшая к острову немецкая подводная лодка. Затем моряки попали в концлагерь на севере Норвегии и были освобождены только осенью 1944 года, во время наступления советских войск.

Сколько у нас в стране было женщин-капитанов? Немного. Но они были, есть и будут. Потому что морским чарам женщины подвержены так же, как и сильная половина человечества.

Первой в мире эту должность получила Анна Ивановна Щетинина. Диплом капитана дальнего плавания был ей присвоен в 1934 году. Имя Щетининой есть на географической карте - в её честь назван мыс на Дальнем Востоке.

Валентина Яковлевна Орликова после войны стала первой женщиной-капитаном китобойного судна на Дальнем Востоке.

В наши дни в Мурманском морском пароходстве работает единственная женщина-капитан дальнего плавания Людмила Анатольевна Тибряева. Свыше сорока лет бороздит она моря-океаны, половина этого стажа приходится на капитанство.

Успешно капитанит на Сахалине Алевтина Александрова. Чтобы стать курсантом Невельского мореходного училища, ей приходилось добиваться разрешения у Н.С. Хрущёва.

На Камчатке три года назад стала первой в России женщиной-судоводителем промыслового судна Валентина Реутова.

Да, женщин-капитанов немного. Они, как крупные алмазы, - редки. Но ведь появлялись, появляются и будут появляться. Наверное, потому, что на море всегда будут востребованы верные сердца. В том числе и женские. Пожелаем нашим милым женщинам-морячкам счастливого плавания, женского счастьям и семь футов под килем!

Анатолий Пыхтяр


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz