История Ростовского-на-Дону мореходного учебного заведения

   Информация любезно предоставлена Государственным архивом Ростовской области

I июля 1902 г. в г. Ростове-на-Дону было открыто мореходное училище дальнего плавания с "приготовительной при нем школой имени графа П. Е. Коцебу"'. Работа по созданию этого учебного заведения была начата органами городского самоуправления в 1901 г. Предполагаюсь вместо существовавших с 6 декабря 1876 г. мореходных классов имени графа П. Е. Коцебу создать училище с приготовительной мореходной школой. [1. -Л.77об., 79] Городские власти готовы были уступить российскому правительству муниципальное кирпичное двухэтажное здание с двором, построенное в 1895-1896 гг. для мореходных классов на Верхне-Бульварной улице над пристанью р.Дона, против Ткачевского переулка. [ 1. - Л.78]

Деятельность училища и школы регламентировало "Положение о мореходных учебных заведениях", высочайше утвержденное 6 мая 1902 г. Принятие этого положения было связано с активным развитием отечественного мореходства и изменением условий и требований к торговому мореплаванию. [1.-Л.79об.;2.-Л.2-2об.]

Помимо начальника училища и его заместителя - инспектора, власть в учебном заведении принадлежала таким коллегиальным органам, как Попечительный Комитет и Педагогический Совет. Попечительный Комитет разрешал все финансово-хозяйственные вопросы учебного заведения, а Педагогический Совет - все учебные. Начальником училища стал отставной штабс-капитан корпуса флотских штурманов П. А. Туманов, являвшийся с 1 января 1890г. заведующим мореходными классами. [1. - Л.77об., 78, 79об.; 3. -Л.64, 65об.; 4. - Л.Зоб.-4] Обучение как в училище, так и в приготовительной школе при нем должно было вестись по трехлетнему циклу и было платным. Ежегодная плата за обучение в училище составляла 50 руб., за обучение в школе - 15 руб. Беднейшие ученики освобождались от платы за учение. Все ученики должны были носить форму, "разработанную по специальным образцам" и стоившую 20-30 руб. [5. - Л.35-35об.; 6.-Л.39об.; 7. - Л. 18; 8. - Л.17]

Поступающие в учебное заведение должны были перед вступительными экзаменами пройти медицинское освидетельствование, а поступающие в училище должны были представить еще и документы о выполнении двухмесячного плавательного ценза. Каких-либо сословных ограничений при поступлении в учебное заведение не существовало. [3. - Л.61; 9. - Л.45]

Основной контингент поступающих, как и учащихся составляли "иногородние" православные мещане и крестьяне. Наименьший возраст поступавших был 15 лет, наибольший - 21 год. О географическом "охвате" учебного заведения свидетельствует тот факт, что в 1908 г. среди учащихся находился даже один финн. [3. - Л.66об.-67об.; 10. - Л.63; 11. - Л.134; 4. -Л.9об.-11]

В связи с тем, что большинство учащихся являлись весьма несостоятельными людьми, 25% из них были освобождены от платы за учение. Помимо этого ежегодно присуждались для училищ две стипендии: С. Ю. Витте в размере 100 руб. и Ф. Н. Солодова в размере 150 руб. Для учеников приготовительной школы им. П. Е. Коцебу сохранились от прежних морских классов две стипендии имени надворного советника А. М. Баташева в размере 40 руб. 37,5 коп. Стипендии присуждались не только беднейшим, но и лучшим ученикам. Для каждой стипендии были разработаны правила. К 1908 г. в число льгот для учащихся входили следующие: освобождение от платы за учение или уменьшение этой платы, назначение стипендий, выдача единовременных денежных пособий, бесплатных учебников и медикаментов. [4. - Л. 16] Несмотря на это, многие ученики вынуждены были ютиться в "невозможных квартирах и даже углах при харчевнях и жить впроголодь". [2. - Л.5-5об., 13об.-14,27об.]

Преподавательский состав учебного заведения составляли как штатные работники, так и по вольному найму. Комплектование преподавательского персонала проходило на конкурсной основе. Все преподаватели были мужчинами с высшим или средним образованием. Как правило, штатные преподаватели училищ и школы безвозмездно выполняли обязанности классных наставников и наблюдали за поведением учащихся, в том числе и вне стен учебного заведения. В 1908 г. английский язык преподавался Гербертом Гербертовичем Томпсоном - британским подданным, окончившим курс Оксфордского университета со степенью бакалавра. [11. - Л.43, 44; 4. - Л.4, 6; 12.-Л.8]

Ежегодно при учебном заведении работали "испытательные" комиссии, принимавшие экзамены не только у учащихся училища дальнего плавания и приготовительной школы, но и у "посторонних лиц".

Выпускники учебного заведения, некоторые из которых за отличные успехи награждались серебряными или золотыми медалями, подарками, в частности биноклем, находили себе работу на "судах Азовского и Черного морей, на судах заграничного плавания и донских". [6. - Л.26об.; 7. - Л.31-31а; 13. - Л.1, 2, 40; 14. - Л.62] Судовладельцы и пароходные конторы, будучи заинтересованы в образованных профессиональных кадрах, ежегодно жертвовали на нужды учебного заведения различные суммы. [15. - Л.45]

1 июля 1905 г. в г. Ростове-на-Дону при училище дальнего плавания было открыто училище судовых механиков торгового флота. Все три учебных заведения были объединены в единое целое, имея общие органы управления, общий преподавательский состав, источники финансирования и общее здание. [].- Л.79об.; 16. - Л.2-3, 36; 8. - Л.60; 4. - Л.2об.; 5. - Л.40, 42об., 48; 3. - Л.61-62об.] Организационный период был недолгим, и в августе 1905 г. новое училище с четырехлетним учебным циклом и с ежегодной платой в 40 рублей стало функционировать. [8. - Л.48, 60, 63; 16. - Л.2, 36; 17. - Л.45-45об.; 18. -Л.78]

Учебный курс состоял из общеобразовательных и специальных предметов. Существенное внимание уделялось приобретению учащимися практических навыков. Именно поэтому многие занятия проводились в мастерских. Постепенно при учебном заведении появились следующие мастерские: кузнечная, столярная, токарная, такелажная, слесарная, модсльно-сборочная, медницкая и литейная. Их число колебалось. [3. - Л.63-63об., 68, 75; 10.-Л.99; 19.-Л.31об.-32, 35-36; 1.-Л.80]

Естественно, что учебное заведение не могло находиться вне государственных проблем и событий. Разделяя хоть в малой мере тяготы русско-японской войны, преподаватели уже в 1904 г. решили "обложить себя процентным вычетом из жалованья на усиление военного флота и на нужды раненых и больных воинов на все время войны до ее окончания". [20. - Л.33; 16. - Л.36]

Первая русская революция, захватившая все слои населения, сказалась на состоянии умов учащихся учебного заведения и на ходе учебного процесса. Если, по словам администрации училища, 1905-1906 учебный год начался спокойно и благополучно, "несмотря на движение и забастовки учащихся других учебных заведений в г. Ростове-на-Дону", то уже в ноябре 1905 г. ситуация изменилась: посещаемость стала падать, а вне стен учебного заведения начались "сходки" учащихся, призывы к забастовке. Из 94 человек занятия посещали 24.

19 ноября 1905 г. в связи с приездом делегатов рижского, керченского и бердянского мореходных учебных заведений, известивших о начинающейся всеобщей забастовке, возникли крупные беспорядки и в ростовском мореходном учебном заведении. События шли по нарастающей. К учащимся, не желавшим участвовать в забастовке, "применялось насилие". 22 ноября была проведена частичная забастовка политического характера. 29 ноября 1905 г. начальнику

училища была подана петиция с заявлением о забастовке и с различными требованиями. В связи с этим 30 ноября 1905 г. учебное заведение было временно закрыто. [21. - Л.70; 16.- Л.90-90об.; 6.-Л.61]

Несмотря на нестабильную обстановку, в январе 1906г. занятия возобновились. Осенью того же года учащиеся были охвачены волнениями, а занятия опять прекратились, из-за одного из учеников - Петра Стефанова, покушавшегося на жизнь начальника училища П. А. Туманова и отданного в связи с этим под военно-полевой суд. Пытаясь выйти из кризиса, администрация учебного заведения вынуждена была приложить немалые усилия, чтобы военно-полевой суд был заменен П. Стефанову на окружной. [22. - Л.41-41об.] Те ученики, что отказывались вернуться к занятиям, в конце концов были отчислены. Такая же участь постигла тех, кто состоял под следствием по обвинению в политической неблагонадежности. Лишь те учащиеся, что были признаны невиновными, получили право восстановиться в учебном заведении. Учебный процесс постепенно налаживался, возвращаясь в привычное русло.

С первых лет существования учебного заведения давала о себе знать теснота помещений. [5. - Л.29, 30, 40-40об" 47, 49; 16. - Л.90; 23. - Л.60; 24. -Л.69] В 1907 г. началось строительство здания для мастерских, которые уже в 1908 г. были переведены в новое помещение. Значительное внимание уделялось оборудованию мастерских, которое оказалось настолько хорошим и дорогостоящим, что потребовалась специальная охрана. Оснащением мастерских занимались не только российские, но и заграничные фирмы. Все это создало благоприятные условия для того, чтобы мастерские могли принимать платные заказы. [25. - Л.Ыоб., 2, 17об., 25; 26. - Л.25, 39, 71, 139; 4. - Л.41об.; 43об.; 27. - Л.З, 26, 29, 31, 33] Заведующий мастерскими инженер-технолог Винницкий не только организовывал практические занятия, но и заботился о своих подопечных. В частности, он просил администрацию обеспечить мастерские теплым душем, "полезным в гигиеническом отношении". [28. -Л.28]

Строительство учебного здания началось в 1908 г. Ростовская городская дума выделила для этих целей землю на Верхне-Бульварной улице "по одной линии со старым зданием". Уже к августу 1909 г. строительство и оборудование здания было завершено. Сообразуясь с требованиями времени, оно было оснащено отопительной, канализационной и вентиляционной системами. [1. -Л.80; 25. - Л.45-46, 206об., 4; 26. - Л.52, 71] Старое здание учебного заведения должно было быть переоборудовано под квартиры для персонала и под общежитие, [25. - Л.363-363об.; 17.-Л.9об., 10об.-11; 29.-Л.80]

В июне 1908 г. истек срок аренды здания, принадлежавшего М. М. Занфирову и занимавшегося общежитием. Не имея средств на возобновление аренды, учебному заведению пришлось отказаться от общежития, что не замедлило сказаться на уровне и образе жизни учащихся. Эта проблема была настолько актуальной, что уже в 1909 г. положительно разрешилась. Общежитие расположилось в старом училищном здании и финансировалось Комитетом Донских Гирл и бывшим председателем Попечительного Комитета Р. Ф. Кузьминым. Оно было рассчитано на 45 человек, которые обеспечивались не только кроватью, бельем и его стиркой, но также и баней 2 раза в месяц за три рубля. При общежитии появилась столовая-буфет,_за право арендовать которую между претендентами развернулась настоящая борьба. Ежедневное пропитание в этой столовой стоило в пределах 20-40 коп., а ежемесячная плата за пропитание составляла 15 руб. К 1910 г, в общежитии проживали уже 54 человека. [26. -Л.89; 4. -Л.16-16об.; 28. - Л.4, 26, 26а; 17. - Л.11; 18. - Л.7 8] Со временем ока

залось, что общежитие находится в чудовищном антисанитарном состоянии. По словам штатного врача, посетившего в 1911 г. общежитие, оно производило гнетущее впечатление своими грязными небелеными стенами, рамами с щелями, грязными и тесными коридорами, спертым воздухом, отсутствием простыней на кроватях, "чудовищной бедностью и общей распущенностью". В связи с этим должен был быть проведен ремонт помещений, все кровати должны были быть обеспечены постельным бельем, а пансионеры - "туфлями для хождения по общежитию". [9. - Л.58; 17. - Л.76об.-77]

Особое внимание уделялось комплектованию библиотеки, а позднее и учебных кабинетов. Многие пособия, инструменты, карты и другие учебные материалы выписывались из-за границы. При этом использовались таможенные льготы учебного заведения, гарантированные положениями о мореходных учебных заведениях 1902 и 1905 гг. Книги, учебные пособия и другие издания нередко жертвовались или приобретались на средства "жертвователей", среди которых были как частные лица, так и учреждения. Много книг специального и общетехнического содержания было подарено С. И. и В. И. Кошкиными. Существенное количество подписных газет и журналов поступало из магазина "Новое время" А. С. Суворина, расположенного в г. Ростове-на-Дону. В кабинетах учебных пособий, помимо книг, карт, атласов, планов, находились морские инструменты, макеты судов, образцы тросов и канатов, коллекция минералов, приборы и другие учебные пособия. При учебном заведении начал формироваться музей. [26. - Л. 170; 4. - Л.38-40; 31. - Л.ЗО, 34, 35; 32. - Л.5, 10, 38, 40-4

1,57]

Следует отметить, что администрация учебного заведения заботилась не только об учебных и бытовых потребностях учащихся, но и об их культурном досуге. Например, учащиеся принимали участие не только в благотворительных концертах-балах, но и общегородских праздниках. Таких, как праздник "Белого цветка" или древонасаждения и др. Кроме того, театры и цирк рассылали бесплатные билеты ученикам. Иногда эти билеты жертвовались. В 1911 г. возникла идея создания при учебном заведении духового оркестра; для чего были приобретены музыкальные инструменты. [33. - Л.55, 57; 31. - ЛЛ6, 28; 9. - Л.6, 126, 137, 138; 34. - Л.430] Тогда же было принято решение о введении уроков гимнастики и военного строя, что и было сделано, но с 1913 г. Развитие музыкальной культуры у учащихся и совершенствование их физической формы являлось безусловным свидетельством прогрессивных подходов к процессу образования. [34. - Л.430; 35. - Л.34]

Особой проблемой для администрации учебного заведения была организация летней практики для учащихся на различных судах. Школьники были освобождены от практики, хотя им и не возбранялось поплавать на судах

сборах для оказания помощи больным и раненым воинам, собирали пожертвования и отправляли подарки на фронт. По просьбе одного из воинов купили гармонику для солдат 12 гусарского Ахтырского полка. [51. - Л.1, 42, 152, 158; 52. - Л.69, 138, 188-188об., 292] В 1916 г. через Отдел военнопленных при Петроградском комитете Всероссийского союза городов помощи больным и раненым воинам п Германию и Австрию были отправлены 8 посылок с книгами для российских военнопленных. [48. - Л.54]

С началом Первой мировой войны в зданиях учебного заведения временно были расквартированы 4 батальона 284-го пехотного Венгровского полка и около тысячи запасных солдат. В 1915 г. учебному заведению пришлось потесниться и пустить под свою крышу эвакуированные из Прибалтики Магиусгофское училище дальнего плавания с приготовительной школой и Гайнажскую приготовительную школу. Таким образом, количество учащихся достигло 400 человек, а количество классов - 16. В связи с этим занятия стали проводиться в две смены. В том же году имелась вероятность размещения в зданиях учебного заведения и Варшавского университета, поскольку в августе 1915 г. из Москвы приезжала комиссия профессоров названного университета для осмотра помещений. [51.-Л.10!, 116; 48.-Л.18; 53. - Л.21-21 об.] В связи с размещением в здании учебного заведения лазарета № 4 Всероссийского земского союза на 200 коек, учебные площади сократились еще больше. [53. -Л.2! -21об.] Естественно, что на этом проблемы с помещениями не закончил ись. Более того, у

чебное заведение вынуждено было перейти на ускоренные выпуски учащихся. Во-первых, для того, чтобы они могли пополнять флот, во-вторых, чтобы иметь свободные помещения для надобностей военного времени, в-третьих, чтобы учащиеся могли работать в мастерских для выполнения военных заказов. Продолжительность занятий в классах была уменьшена для того, чтобы учащиеся успевали выполнять эти заказы.

Лишь в сентябре 1917 г. по распоряжению товарища министра торговли и промышленности Временного правительства выполнение военных заказов в мастерских было прекращено. [54. -Л.7об.-8]

В 1916 г. 20 человек учащихся учебного заведения добровольно ушли на фронт. [52. - Л. 187; 14. - Л. 102] Естественно, что количество беженцев среди учащихся увеличилось. Предпочтение при приеме отдавалось русским подданным. Для того, чтобы иностранные подданные могли учиться в учебном заведении, мало было одного разрешения ростовского градоначальника, требовалось разрешение министра торговли и промышленности в каждом отдельном случае [52. - Л. 199-200]. В январе 1917 г. количество учащихся составляло 254 человека, из них 196 были иногородними. Те учащиеся, что добровольно ушли на фронт, а позднее вступили в Добровольческую Армию, при желании могли беспрепятственно восстановиться в учебном заведении. [55. -Л.32; 56. - Л.4]

В 1917 г. в связи с изменением государственной политической системы название учебного заведения было скорректировано: имена Цесаревича Алексея и графа П. Е. Коцебу исчезли. 155. - Л. 100, 115,243; 56.-Л.24]

В ночь на 27 ноября 1917 г. в г. Ростове-на-Дону началось вооруженное "выступление" большевиков. Казачья сотня подъесаула Чернышева, занимав-шая верхний этаж учебного здания, тот самый, где прежде располагался лазарет № 4, оставила его. Оба этажа здания были занять! Красной Гвардией. В верхнем этаже организовали лазарет, в нижнем - телефонную станцию и арестантскую, на диоровой вышке - наблюдательный пункт. Такое положение сохранялось до 2 декабря, когда казаки вытеснили большевиков. Почти все здание было занято казаками и юнкерами. Естественно, что ни о каких занятиях речь не велась. Позднее, т. е. в январе 1918 г., верхний этаж учебного здания ненадолго был занят морской ротой Добровольческой Армии. [54. - Л.22об., 26-26об., Збоб.; 57. - Л.54] Учебное заведение пыталось хоть как-то работать в возникших условиях политической неразберихи.

Денежные проблемы преследовали учебное заведение, начиная с 1917 г., когда были израсходованы все специальные средства, а процентные бумаги оказались частично заложены и частично проданы. В 1918 г. финансовое положение стало особенно критическим. Свою роль сыграло не только отсутствие финансирования сменявшими друг друга правительствами, но и уничтожение большевиками процентных бумаг учебного заведения, хранившихся в Госбанке. [14. - Л.62об., 64-64об., 69, 85, 87об., 102-102об.; 57. -Л.54, 57]

Пытаясь преодолеть трудности Гражданской войны, учебное заведение продолжало свою деятельность. Этому способствовало и Правительство Всевеликого войска Донского (ВВД), открывшее осенью 1918 г. финансирование и позволившее заняться вопросами реформирования системы учебных заведений. В создавшихся условиях относительной стабильности, администрация попыталась восстановить свою работу по комплектованию библиотеки и учебных кабинетов. [58. - Л.З, 5]

Зыбкое военно-политическое равновесие на территории ВВД было нарушено уже в 1919 г., что не преминуло сказаться и на учебном заведении. Уже в феврале 1919 г. все здание было реквизировано под лазарет для выздоравливавших офицеров. С началом эпидемии сыпного тифа часть помещений была отведена под лазарет для сыпнотифозных на 400 коек. Естественно, что это обстоятельство спровоцировало начало эпидемии тифа в учебном заведении. [59.-Л. 139; 57. - Л.73об.-74, 82об.; 60.-Л.21]

Помимо того, что проводилась мобилизация учеников, весной 1919 г. была объявлена мобилизация и учителей, что, естественно, отразилось на учебном процессе [59. - Л.74, 77]. Мало того, что учебное заведение отправляло специалистов на флот, оно еще . предоставляло "на время" имевшиеся инструменты и морские приборы на военные суда. [58. - Л. 13]

Дефицит учащихся наблюдался в обоих училищах и в школе. [60. -Л.12об.,25об.]

С установлением Советской власти в начале 1920 г. учебное заведение продолжало существовать на прежних основаниях. Преподавательский состав во главе с начальником оставался прежним.

В начале июля 1920 г. ростовское мореходное учебное заведение было преобразовано в Ростовский-на-Дону техникум водного транспорта. [1. -Л.216; 30. - Л. 12, 26; 60. - Л.37; 62. - Л.37об., 39, 40, 49-50]

Примечания
   1. Ф.Р-1727. Оп.1. Д.4.

2. Ф.289. Оп.1 Д.9.

3. Ф.289. Оп.1 Д.20.

4. Ф.289. Оп.1 Д.44.

5. Ф.289. Оп.1 Д.7.

6. Ф.289. Оп.1 Д.22.

7. Ф.289. Оп.1 Д.15.

8. Ф.289. Оп.1 Д.17.

9. Ф.289. Оп.1 Д.95.

10. Ф.289. Оп.1 Д.19.

11. Ф.289. Оп.1 Д.41.

12. Ф.289. Оп.1 Д.216.

13. Ф.289. Оп.1 Д.12.

14. Ф.289. Оп.1 Д.38.

15. Ф.289. Оп.1 Д.174.

16. Ф.289. Оп.1 Д.18.

17. Ф.289. Оп.1 Д.85.

18. Ф.289. Оп.1 Д.128.

19. Ф.289. Оп.1 Д.35.

20. Ф.289. Оп.1 Д.11.

21. Ф.289. Оп.1 Д.21.

22. Ф.289. Оп.1 Д.25.

23. Ф.289. Оп.1 Д.24.

24. Ф.289. Оп.1 Д.107.

25. Ф.289. Оп.1 Д.42.

26. Ф.289. Оп.1 Д.41.

27. Ф.289. Оп.1 Д.126.

28. Ф.289. Оп.1 Д.56.

29. Ф.289. Оп.1 Д.110.

30. Ф.289. Оп.1 Д.61.

31. Ф.289. Оп.1 Д.54.

Д.6.

32. Ф.289. Оп.1 Д.123.

33. Ф.289. Оп.1 Д.58.

34. Ф.289. Оп.1 Д.101.

35. Ф.289. Оп.1 Д.158.

36. Ф.289. Оп.1 Д.226.

37. Ф.289. Оп.1 Д.320.

38. Ф.289. Оп.1 Д.1.

39. Ф.289. Оп.1 Д.114.

40. Ф.289. Оп.1 Д.120.

41. Ф.289. Оп.1 Д.150.

42. Ф.289. Оп.1 Д.131.

43. Ф.289. Оп.1 Д.125.

44. Ф.289. Оп.1 Д.174.

45. Ф.289. Оп.1 Д.272.

46. Ф.289. Оп.1 Д.273.

47. Ф.289. Оп.1 Д.321.

48. Ф.289. Оп.1 Д.301.

49. Ф.289. Оп.1 Д.203.

50. Ф.289. Оп.1 Д.211.

51. Ф.289. Оп.1 Д.252.

52. Ф.289. Оп.1 Д.303.

53. Ф.289. Оп.1 Д.19.

54. Ф.289. Оп.1 Д.20.

55. Ф.289. Оп.1 Д.7.

56. Ф.289. Оп.1 Д.33.

57. Ф.289. Оп.1 Д.47.

58. Ф.289. Оп.1 Д.40.

59. Ф.289. Оп.1 Д.57.

60. Ф.289. Оп.1 Д.70.

61. Ф.Р-1727. Оп.1.

Сергей Фелицин


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz