Многострадальное море Азовское
В прошлом году на страницах "Вечернего Ростова" не раз появлялись публикации об Азовском море. К сожалению, в них было мало приятных новостей…
19 января (к этому времени море уже покрылось льдом) ко дну пошел украинский теплоход "Сергей Скадовский".
Начало лета. Из экспедиции по Азовскому и Черному морям вернулись специалисты Южного научного центра Российской академии наук. Они установили, что за выступающими из воды останками танкера "Волго-Нфть-139" тянется шлейф мазута.
Это судно, груженное нефтепродуктами, пошло ко дну 11 ноября 2007 года. Тогда в Азовском море бушевал страшный шторм: ветер, скорость которого достигала 32 метров в секунду, поднял пятиметровые волны. Четыре теплохода затонули. Шесть были сорваны с якорей и сели на мель. Три танкера получили повреждения…
- То, что мы увидели в первые дни после шторма, повергло нас в шок, - вспоминал И.Е. Цыбульский, заведующий лабораторией Азовского научно-исследовательского института рыбного хозяйства.
Вдоль кос Тузла и Чушка тянулись полосы мазута. Выброшенные на берег водоросли и камни покрылись черной зловонной пленкой. Людям, занятым расчисткой берега, хотелось заткнуть уши, чтобы не слышать жутких криков погибающих птиц.
По некоторым подсчетам, кораблекрушение стоило жизни 30 тысячам пернатых!
Погибли е только птицы, полностью покрытые мазутом. Не смогли выжить и те, у которых испачкалась даже четверть оперения: пытаясь очиститься, птицы выщипывали грязь, и та попадала в пищеварительный тракт, сбиваясь в смертельные комки…
Конец июля. Теплоход "Бореалис", вышедший из Ростова, получил пробоину, зацепившись за лежащее на дне Азовского моря судно "Вольногорск" (оно затонуло во время ноябрьского шторма).
Сентябрь-2008. Проверка, проведенная прокуратурой Ростовской области, установила, что Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева не установил очистные сооружения на ливневой канализации в районе своей гидробазы и столовой. Из-за этого сточные воды напрямую поступали в акваторию Таганрогского залива Азовского моря.
То была не первая претензия к ТАНК имени Г.М. Бериева. "Вечерний Ростов" сообщал, что еще с 1996 года в акватории гидробазы этого предприятия находится частично разобранное затопленное судно…
Начало декабря. Южный региональный центр МЧС России выявил повышенное содержание вредных веществ в районе косы Тузла. Облет территории показал: на расположенной в указанной зоне якорной стоянке произошла утечка нефтепродуктов.
Больше всего специалисты Азовского научно-исследовательского института рыбного хозяйства опасались, что весной или летом аукнется ноябрьский шторм 2007 года: разбушевавшееся море могло снова выбросить на берег мазут, если бы тот осел.
Чтобы предугадать поведение нефтепродуктов, специалисты откачали порцию нефтепродуктов из танкера "Волго-Нефть-139" (это судно во время шторма разломилось надвое, носовая часть пошла ко дну, а кормовую отбуксировали в порт).
Образцы привезли в лабораторию и стали поводить с ними эксперименты. Как пробы ни примешивали, нефтепродукты все равно поднимались на поверхность. В естественных условиях они повели себя точно также. Мазут рассеялся по волнам. В конце концов, его летучие фракции испарились.
Нефтепродукты, которые остались на берегу, превратились в смоляные комочки. Они уже не источают неприятного запаха и не представляют такой опасности, как жидкий мазут.
Исследования, проведенные в конце прошлого года специалистами аналитического центра АЗНИИРХ, показали, что на месте крушения концентрация нефтепродуктов в воде в среднем составляет 0,04-0,06 миллиграмма на литр, что на уровне допустимых концентраций. Количество нефтепродуктов в донных отложениях составило 0,5-0,7 грамма на килограмм. Такие концентрации встречаются на многих других участках моря. В акватории портов они гораздо выше.
Немало опасений вызывали сера. На затонувших "Вольногорске" и "Нахичевани" было по две с половиной тысячи тонн этого вещества.
- Свободная сера может образовываться в Азовском море летом даже во время естественных процессов! - уверил заместитель директора АЗНИИРХ С.И. Дудкин.
А не отразилось ли случившееся на морских обитателях?
- Изменений в миграциях рыб нами замечено не было. Уже через две недели после трагедии косячки хамсы, как ни в чем не бывало проходили через Керченский пролив. Не повлияло случившееся и на миграцию сельди, - сообщил Сергей Иванович Дудкин.
Кроме того, во время последней экспедиции на косе Чушка обнаружили рачков, чувствительных к загрязнению и способных жить только в чистой воде. По наблюдениям водолазов, не изменилась и площадь распространения водорослей.
"Вечерний Ростов", № 16 (14661) от 29.01.2009 г.
|