"Советская Россия" Атаки Лунина
Николай Александрович Лунин родился 21 августа 1907 года в Одессе. Его отец был моряком, плавал боцманом на кораблях "Российского объединения пароходства и торговли". С 10 лет будущий легендарный командир подводных лодок чистил котлы паровых судов, зимующих в Мариуполе. Морскую карьеру Лунин начинает с матроса, а после окончания Ростовского мореходного училища имени Седова он попадает на учебный парусник "Вега" и вскоре становится его капитаном. В 1935 году Лунина направляют в Учебный отряд подводного плавания имени Кирова.
Войну Лунин встречает командиром подводной лодки "Щ0421". Еще в 1940 году экипаж "Щ-421" на учениях Северного флота получает задание тайно пройти в бухту условного противника и атаковать вражеские суда. Лунин умудряется провести лодку путями, очень сложными и для надводного корабля, при этом "Щ-421" остается никем не замеченной. Командование в какой-то момент даже стало беспокоиться, не случилось ли чего с подводной лодкой…
Подобных примеров необычайно виртуозного маневрирования на счету подлодок, которым посчастливится плавать под командованием Лунина, будет в годы войны немало.
"В Великую Отечественную войну ПЛ "Щ-421" под поим командованием, будучи к этому времени кораблем первой линии, вышла в море одной из первых с задачей уничтожать противника - фашистские корабли", - писал Лунин. Тот, первый боевой поход успехом не увенчался, однако к марту 1942 года на счету "Щ-421" было уже семь потопленных кораблей противника. За боевые успехи Лунину было присвоено звание Героя Советского Союза.
Командиром подводной лодки "К-21" Николай Александрович Лунин стал в марте 1942 года. Первым заданием "У-21" под командованием Лунина было оказание поморщи подлодке "Щ-421", оказавшейся без топлива в опасном районе моря. А одной из наиболее громких боевых операций "К-21" стала атака немецкого линкора "Типриц" в июле 1942 года. История эта тем более примечательная, поскольку имеет непосредственное отношение к судьбе печально известного конвоя PQ-17.
В конце июня 1942 года "К-21" вышла на боевую позицию с целью прикрытия кораблей конвоя PQ-17. 5 июля 1942 года "К-21", находившаяся в районе острова Индей в Норвежском море, получила задание найти и атаковать фашистскую эскадру. Действовать Лунину приходилось в сложных условиях заполярного лета и при полном штиле, что делало подлодку легко обнаруживаемой.
Немецкая эскадра, обнаруженная "У-21", шла на скорости свыше 20 узлов. Лунин принял решение атаковать 243-метровый гигант линкор "Тирпиц". Задачу усложняло то, что немецкие корабли шли противолодочным зигзагом, постоянно меняя курс. Однако "К-21" смогла пробраться внутрь эскадры немецких кораблей и выпустила торпеды. Понятно, что риск был очень велик, однако нашу подлодку немцы упустили - специалисты высказывали предположение, что гитлеровцы были слишком ошеломлены нападением "К-21".
То, что удалось сделать Лунину, выглядит особенно впечатляющим, если вспомнить, например, историю охоты англичан на аналогичный "Тирпицу" немецкий линкор "Бисмарк" в мае 1941 года. Вокруг потопления линкора британскими СМИ был поднят большой шум, акция широко освещалась в прессе. Между тем в течение нескольких дней корабли доблестного флота Ее величества (ни много, ни мало четыре линкора, линейный крейсер, два авианосца плюс к тому крейсеры и эсминцы - "чуть ли не все силы британского флота метрополии", по замечанию адмирала А.Г. Головко) в сопровождении самолетов гонялись за двумя немецкими кораблями - "Бисмарком" и тяжелым крейсером "Принц Евгений". При этом дважды немцам удавалось ускользнуть. Наконец. 27 мая англичане смогли потопить "Бисмарк" - упустив "Принца Евгения" и потеряв в бою мощный линейный крейсер "Худ", потопленный снарядами "Бисмарка". Кроме того, немцам удалось серьезно повредить британский линкор "Принц Уэльский".
Насколько характерен для англосаксонского Запада во все времена такой подход к ведению боевых действий: воевать они решаются только при условии своего значительного военного преимущества, да и здесь зачастую несут значительные потери. А в случае с PQ-17, опять же обладая многократным преимуществом и потому имея все шансы успешно отразить нападения гитлеровцев, союзники уклонились от столкновения, бросив беззащитные транспортные суда на произвол судьбы.
А Лунин забирается в гущу вражеских кораблей и выводит из строя мощнейший линкор, сломав немцам все планы!
"Бисмарк" был потоплен восемью торпедами. Понятно, что две торпеды Лунина не могли нанести аналогичных повреждений "Тирпицу", однако атака на него "К-21" сыграла большую роль.
Некоторое время спустя разведка обнаружила корабли немецкой эскадры, двигавшиеся на медленной скорости и совсем не в направлении судов каравана PQ-17. Данные английской разведки свидетельствовали о том, что "Тирпиц" был составлен на ремонт, это, по высказанному тогда же мнению, явилось непосредственным результатом лунинской атаки.
Позднее героический эпизод атаки на "Тирпиц", вернее, сам факт попадания в немецкий линкор выпущенных "К-21" торпед, стали оспаривать. Англичане, выглядевшие в истории с PQ-17 крайне неприглядно, попытались сделать все, чтобы представить атаку Лунина безрезультатной и тем самым умалить подвиг советских подводников. В качестве доказательства ссылались на отсутствие в корабельном журнале "Тирпица" записей, фиксирующих попадание в корабль торпеды. Вместе с тем данные британской разведки о ремонте "Тирпица", равно как и сообщение английского самолета, зафиксировавшего скорость немецкой эскадры после атаки Лунина в 10 узлов (Лунин до выпуска торпед оценил скорость вражеских кораблей в 22 узла), не опровергались.
В любом случае, что бы ни говорилось, главная цель была достигнута: Лунину удалось отвести от беззащитных кораблей PQ-17 угрозу в виде мощной немецкой эскадры. Сам факт атаки, а также перехват немцами радиодонесения Лунина, в котором указывались координаты эскадры, заставили немецкое командование вернуть свои корабли. Так что в конечном итоге все спекуляции о том, попали ли в "Тирпиц" советские торпеды или нет, особой роли не играют. А уж в сравнении с действиями бросивших конвой англичан "атака, произведенная "К-21", особенно выделяется смелостью, скажу больше, героизмом наших людей", - такую оценку проведенной "К-21" операции дал адмирал А.Г. Головко в своем дневнике.
"Атаки Лунина всегда были смелыми и хитрыми", - свидетельствовал адмирал Головко, в годы войны командовавший северным флотом. От описаний этих где-то даже дерзких атак, осуществленных под руководством Лунина, порой действительно дух захватывает. Он умел провести подводную лодку так близко от берега, что экипажу было слышно, что творится на земле, чтобы затем выставить минные заграждения, на которых взорвется немецкий транспорт.
А однажды "К-21" пробралась в хорошо защищенную вражескую базу. Психологический расчет Лунина оказался безошибочным - немцам и в голову не могло прийти, что советский корабль надумает проходить бухту в надводном положении, мимо вражеских береговых постов. На сигнал с немецкого наблюдательного поста ответили повторением того же сигнала. Немцев это не устроило, с поста снова засигналили, и тогда, пишет Головко, Лунин дал приказ ответить немецким ругательством. В общем, пока немцы разбирали позывные лодки, "К-21" вошла в гавань и выпустила торпеды по стоявшим у причала судам, после чего спокойно покинула бухту.
К началу 19043 года экипаж "К-21" сумел потопить 17 вражеских кораблей - больше, чем какая-либо другая лодка Северного флота. Лунина назначают командиром дивизиона подводных лодок. В марте 1944 года он становится слушателем Военно-морской академии, которую закончил уже после войны. Командные должности в соединениях подводных лодок и в центральном аппарате ВМФ СССР Н.А. Лунин занимал до выхода в отставку в 1962 году.
Подпись:
"Тирпиц" - один из наиболее мощных линкоров фашистской Германии. Построен в Вильгельмсхафене. Вступил в строй в 1941 году. Водоизмещение - 52600 т, скорость - до 30 узлов. Вооружение: восемь 381-мм, двенадцать 150-мм, шестнадцать 105-мм, шестнадцать 37-мм орудий; двенадцать 20-мм автоматов, 2 трехтрубных торпедных аппарата, 4 гидросамолета. Экипаж - 1600 человек.
На схеме слева: маневрирование "К-21" и торпедная атака по "Тирпицу".
Южно-Российский Моряк
|