СПАСИТЕ РЕЧНОЙ «ТРАМВАЙЧИК»
В эфире ростовского порта лет сорок назад прозвучало страшное сообщение. Все суда, все сотрудники бросились к причалу у здания капитана порта. Утонул речной трамвайчик.
Обычно на нём переправлялись через Дон до пляжа. В будний день в те годы пассажирами его могли стать дошкольники, пенсионеры и редкие отпускники. Все остальные граждане Страны Советов всегда в будни были заняты – учёбой или работой.
Помню свою первую поездку. Дядя Федя Пономарёв ведёт меня на набережную. В киоске у причала берёт билеты. Он инвалид Великой Отечественной войны. Но достойная пенсия позволяет не требовать льгот.
Билет – коричневый прямоугольник из картона. На нём напечатан якорь. Компостером пробита перфорация – число и месяц поездки. Билет надорвут, когда мы сходням попадаем на судно. Такие же билеты были в поездах дальнего следования и на электричках.
У сходней стоит матрос с повязкой на рукаве. Весь экипаж одет в повседневную одежду, их вполне можно принять за пассажиров. Только капитан в фуражке.
Огромный тракторный двигатель громко работает. От него идёт тепло, пахнет отработанной соляркой. Вдоль бортов стоят сидения. Они же служат спасательными плотиками. Не знаю, как на них спасаться, сидеть мне было неудобно. Хорошо, что недолго. Детвора и старики заполняют трамвайчик.
Капитан управляет своим судном сидя в рубке. Она больше похожа на ящик с двумя дверями и двумя рамами. Путешествие начинается. Идиллия полная.
Вот такую де картину представили все тем утром. Воображение рисует тонущих дошколят и стариков. Все, все бросились на помощь…
Лоцмана с мокрыми туфлями и брюками, влажными до колен, капитан порта оттолкнул. Капитан спешил к причалу, а боцман хотел к нему зайти. Капитан торопился – тонут люди. Тонут вблизи. Лоцман пытался его остановить, но побежал следом.
На причале стоял матрос и билетёр с трамвайчика. Рядом всплыла рубка. В ней невозмутимо сидел капитан «трамвайчика».
Лоцман попросил капитана «трамвайчика» подвезти его к причалу. Пассажиров уже высадили. Солярки не жалко. Подошли к месту назначения. В это время прошла «Ракета» - судно на подводных крыльях. Волна захлестнула накренившийся борт. Судно плавно пошло ко дну. Правда, лоцман и часть экипажа успели выпрыгнуть на причал. Только ноги и брюки слегка промокли. А плотно закрытая, но плохо укреплённая каюта, рубка, - всплыла. Время стёрло имя лоцмана и номер судна.
Сергей Ничипорюк
|