Артельская доля
Рыбколхоз в Азовском хуторе Дугино был создан еще в далекие довоенные годы. На школьных тетрадях местных учеников красовалось тогда (на днях видел такой раритет у дугинского старожила) типографским способом исполненное грозное предупреждение: «Продажа тетради по цене выше означенной – кара по закону».
– Такие были времена, - вспоминал пожилой человек. – За все могли осудить – за перепродажу такой вот копеечной тетрадки и за без спросу взятую из невода рыбину.
– А как же рыбацкие паи да доли? Люди не торговали ими?
– Боже упаси…
Последнего руководителя местного рыболовецкого хозяйства имени Чкалова Александра Беликова (он, кстати, и и.о. директора ФГУП «Рыбоводный завод «Взморье») недавно осудили вовсе не за пресловутые «школьные тетрадки». Его обвинили в незаконном приобретении т.н. долей в уставном капитале учредителей общества с ограниченной ответственностью «Рыболовецкая артель имени Чкалова».
– К этому моменту одноименный старый рыбколхоз уже приказал долго жить, – напомнили в Управлении милиции по борьбе с правонарушениями в сфере оборота водных биоресурсов. Его преобразовали в ООО, учредителями которого стали 27 физических лиц. В итоге всевозможных противозаконных махинаций остался один Беликов.
Обвинялся Беликов по статье 159 Уголовного кодекса РФ (часть третья) – мошенничество, крупный размер. Возможное наказание по этой статье – от пяти до десяти лет, конфискация имущества. Реальный приговор суда оказался несколько иным – три года условно, штраф в 10000 рублей в казну государства, четыре года «испытательного срока». И плюс возмещение ущерба в пользу Ивана Горохова (30000 рублей), Александра Стрельцова (62000 рублей), Павла Контарева – (40000 рублей), Валерия Сухарева и Ивана Нестеренко (по 62000 рублей каждому)… Их гражданские иски к директору артели суд счел обоснованными и подлежащими удовлетворению. Доказанным суд счел и директорское мошенничество.
По информации гособвинения, а его поддерживал представитель Азовской межрайпрокуратуры, а также Управления милиции по борьбе с правонарушениями в сфере оборота водных биоресурсов, Беликов, используя свое служебное положение, изготовил подложные документы. И, в частности, протокол общего собрания, согласно которому 27 учредителей рыбартели якобы дали согласие на «переуступку» ему своих долей в уставном капитале. Используя эти подложные бумаги, Беликов внес изменения в учредительные документы ООО «Рыболовецкая артель имени Чкалова», которые зарегистрировал в ИФНС по Азовскому району. Так директор стал единственным учредителем и обладателем 100 процентов долей в уставном капитале рыбартели.
Полковник милиции Анатолий Палий, комментируя эту ситуацию, резюмирует:
– Беликов путем обмана приобрел право на чужое имущество.
Кстати, сам подсудимый от обвинения всячески открещивался. Мол, реорганизация рыбколхоза в артельское ООО произошла при нем. Причем на основании решения общего собрания. Говорил, что его доля в уставном капитале составляла 22 процента, так как он «в развитие рыбколхоза вносил личные деньги». А потом решил скупить доли других учредителей ООО. Никаких документов, говорил Беликов, он не подделывал, все документы оформлял «в соответствии с законодательством». Тем не менее решение суда состоялось. И приговор вступил уже в законную силу.
Сейчас, когда областные власти Дона, областной минсельхозпрод, ассоциация рыбохозяйственного комплекса Ростовской области «Ростоврыбком» предпринимают реальные шаги для развития отрасли и этот процесс вселяет определенные надежды в более светлый завтрашний день рыбного хозяйства, ситуации, аналогичные дугиновской, настораживают особенно.
Валерий Сипетин
|