КОМАНДИР АВАНГАРДА НОВОРОССИЙСКОГО ДЕСАНТА
Бывший командир Новороссийской военно-морской базы Черноморского флота Герой Советского Союза вице-адмирал в отставке Георгий Никитич Холостяков называл командира 393-го отдельного батальона морской пехоты капитан-лейтенанта Василия Андреевича Ботылеёва «самой яркой личностью новороссийского десанта».
Позже адмирал напишет о нём так: «выглядел Ботылеёв, не скажешь, чтоб внушительно: роста не выше среднего, худощавый, белобрысый. Если бы не фуражка с «крабом», издали и не признаешь за командира. Имея от роду 23 года, Ботылёв был моложе многих бойцов батальона, но за плечами у молодого командира богатая командирская биография. Старые куниковцы знали, каков их командир, а от них и молодые. Известна была также его прямо-таки беспощадная честность: не простит никакого обмана или преувеличения подчинённому, не прибавит себе заслуг…»
Родился Ботылеёв Василий Андреевич 24 февраля 1920 года в посёлке Рублёво (ныне Кунцевский район Москвы), окружённым зелёным ожерельем леса, вблизи обширного водохранилища. Отец его. Андрей Георгиевич, работал мастером на водонапорной станции, обеспечивающей столицу водой. Юноша часто приходил к отцу на работу. Усевшись у заборного колодца станции, он устремлял взор в просторы водной глади, где проходили караваны речных барж или белоснежные пассажирские пароходы…
Готовясь к выпускным экзаменам, Василий уже определил своё будущее – водить корабли под военно-морским флагом.
В июле 1938 года по комсомольскому набору его принимают в Черноморское военно-морское училище (город Севастополь). Курсант Василий Ботылеёв учится старательно, за первую морскую практику получает ряд благодарностей от командиров.
Выпуск училища в 1941 году совпал с началом Великой Отечественной войны. Молодые морские офицеры вместо положенного отпуска отправлялись на сухопутный фронт во вновь формируемые отряды, полки и бригады морской пехоты для обороны баз флота.
Лейтенанта Ботылеёва назначили командиром пулеметного взвода в 8-ю бригаду морпехоты, в составе которой он принял участие в отражении первого (октябрьского 1941 года) фашистского штурма главной базы Черноморского флота города Севастополя. На протяжении ноября месяца бойцы взвода под командованием Ботылеёва мужественно сражались в обороне, нанеся противнику значительные потери, но и в подразделении осталось всего несколько человек, их отвели в резерв.
Глубокой ночью 29 декабря 1941 года в составе штурмового отряда первого эшелона 44-й армии лейтенант Ботылеёв участвует в десантной операции в порту города Феодосии и удостаивается первой боевой награды за проявленные мужество и отвагу.
В наградном листе командующий армией и Крымским фронтом так отмечают боевые заслуги командира в десантной операции: «…Ботылеёв, будучи зам. командира десантного отряда моряков, первым высадился в порт Феодосии, умело организовал и руководил огнём по противнику, не давая ему наносить потери десантным кораблям, идущим во втором эшелоне. Будучи раненым в голову, тов. Ботылеёв не покинул поле боя, весь день участвовал в уличных боях, увлекая бойцов своим примером. Ботылеёв поставленную перед ним задачу выполнил на отлично и находится до сих пор в строю. Достоин награждения орденом Красного Знамени.»
Весной 1942 года в должности командира пулемётной роты 9-й бригады морской пехоты, лейтенант Ботылеёв участвует в боях на Керченском полуострове, до отхода наших частей на Тамань. В июне этого года морской офицер Василий Ботылеёв возвращается в родную стихию, его назначают командиром охраны рейда Ейска. Со своим отрядом катеров он принимает участие в обороне портов Ейска, Приморо-Ахтарска и Темрюка, потом с боями прорывается через Керченский пролив в порт Новороссийска.
На этом его трёхмесячная морская служба заканчивается и вновь сухопутный фронт. Получив очередное офицерское звание «старший лейтенант», Василий Ботылеёв принимает под командование роту автоматчиков на 1-м боевом участке противодесантной обороны Новороссийской военно-морской базы в районе посёлка Кабардинка.
А потом была штормовая ночь на 4 февраля 1943 года и легендарный десант отряда морских пехотинцев под командованием майора Цезаря Куникова, совершённый на западное побережье Цемесской бухты в районе рыбозавода в Станичке (южная окраина города Новороссийска0). При завоевании плацдарма, который впоследствии был назван «Малая земля», и его удержании до высадки основных сил, не малая заслуга и роты автоматчиков под командованием старшего лейтенанта Василия Андреевича Ботылеёва. Отважный комроты был награждён орденом Отечественной войны I степени, ему было присвоено воинское звание «капитан-лейтенант».
В конце марта месяца десантный отряд, который продолжали называть куниковским и после гибели Цезаря Львовича, был эвакуирован в город Геленджик, где6 после незначительного отдыха, под командованием капитан-лейтенанта В В. Ботылеёва с мая месяца выполнял задания по сопровождению караванов плавсредств в походах к Малой земле со всем необходимым для ведения боевых действий.
В августе 1943 года на базе десантного отряда под командованием капитан-лейтенанта В.А.Ботылеёва был сформирован 393-й отдельный батальон морской пехоты и приступил к подготовке к высадке десантом в тыл противника.
В ночь на 10 сентября 1943 года первыми в порт Новороссийска ворвались катера дивизиона капитан-лейтенанта В.А.Ботылеёва. При подходе флагманского катера со штабной группой к пассажирской пристани в центре порта с берега ударил пулемёт. Старшина Сергей Колот подавил огонь брошенной с борта катера гранатой.
-За мной! – с этим призывом комбат прыгнул на причал. Вслед за ним палубу покинули 37 десантников.
Спотыкаясь в темноте о камни, проваливаясь в воронки, продираясь сквозь проволочные заграждения, морские пехотинцы продвигались в направлении клуба имени Сталина. Из окон противник вёл заградительный пулемётный и автоматный огонь. Забрасывая гранатами дверные и оконные проемы, десантники ворвались в здание клуба. Страшной была эта ночная схватка на лестничных клетках и темных комнатах лицом к лицу в рукопашном бою. Фашисты отчаянно сопротивлялись, но в течениие трёх часов ботылёвские орлы полностью овладели зданием клуба, уничтожив более сотни фашистских солдат и офицеров.
Высадившаяся левее на причалы Лесной пристани рота автоматчиков под командованием старшего лейтенанта Александра Райкунова, быстро преодолев минные поля и проволочные заграждения, сопротивление врага на многочисленных железнодорожных путях, к утру атаковала противника в главном корпусе железнодорожного вокзала, на крыше которого командир отделения автоматчиков старшина II статьи Владимир Сморжевский водрузил военно-морской флаг. О чём в 6 6 часов 45 минут по рации командир роты Райкунов доложил командиру батальона Ботылеёву и в штаб высадки десанта.
К рассвету со штабной группой соединились подразделения, высадившиеся правее, в их числе и взвод ПТР главстаршины Кириллова. Гарнизон в клубе составил около двухсот бойцов, половина из которых уже имела различной тяжести ранения.
Вскоре было установлено, что в рядом расположенном трёхэтажном здании управления порта находится штаб немецких портовых команд и при нём до батальона солдат. Не разгромив их, Ботылев не мог продвигаться вглубь города, а сделать это не хватало сил. До подхода подразделений второго эшелона десанта из 2990-го полка подполковника Писарева, комбат принял решение перейти к круговой обороне в надёжных стенах клуба имени Сталина.
Около полудня 10 сентября Ботылеёв донёс в штаб высадки контр-адмиралу Г.Н.Холостякову по рации, что здание клуба атакует пехота, поддерживаемая большой группой танков. Отражая атаку за атакой, куниковцы подбили несколько танков, но удерживать здание становилось всё труднее и труднее. Когда уже смеркалось, Ботылеёв дал команду командиру арткорректировочного поста, находившемуся при нём лейтенанту Михаилу Бурунову: «Вызвать артогонь на себя!»
Артиллеристам дивизиона капитана И.Я Солуянова командующий артиллерии Новороссийской ВМБ М.С.Малахов приказал «стрелять поаккуратнее»:в: вплотную, рядом, но, по возможности, всё-таки не по клубу… Как потом рассказывал зам.командира по политчасти капитан Николай Васильевич Старшинов: «только три снаряда взорвались у стен здания клуба, остальные с неимоверной точностью ложились вокруг, образуя сплошное огневое кольцо. Огонь наших батарей косил цепи пехоты, выводил из строя танки…»
На протяжении пяти суток, находясь в полном окружении, морские пехотинцы группы В. Ботылева отразили около двадцати вражеских контратак пехоты при поддержке танков.
Перейдя в решительное наступление, на широком фронте прорвав оборону противника в районе цементных заводов, войска восточной группы 18-й армии к вечеру 15 сентября деблокировали группу Ботылева, а к утру следующего дня и группу Райкунова, также пять суток сражавшуюся в окружении в зданиях вокзала и трёх башнях элеватора.
Около 10 часов утра 16 сентября Ботылеёв передал по радио со своего командного пункта: «»Противника в городе нет!»
После полудня, прибывший в Новороссийск командующий Черноморским флотом вице-адмирал Лев Анатольевич Владимирский, вручал куниковцам награды – ордена Красного Знамени и Отечественной войны. В числе первых получили ордена Красного Знамени комбат Ботылеёв, замполит Н.Старшинов, комроты А. Райкунов…
Из воспоминаний Георгия Никитича Холостякова: «...393-й отдельный батальон морской пехоты, как положено, встретил командующего в строю. Ботылёв рапортует. Рядом стоят Старшинов, Райкунов, Сморжевский, Колот… Но многих, очень многих нет. Ударный десантный батальон потерял убитыми и раненными больше половины своих людей (те раненные, что смогли стать в строй – не в счет). Своей боевой активностью они сковали большие силы противника, дезорганизовали важнейшие участки его тылов. Прежде всеговсего, этим они и способствовали общему успеху, продвижении. Других наших частей. «Нож, вогнанный в спину врага» - так сказал Райкунов о своей роте, объясняя бойцам, почему ей нельзя никуда ходить. Это же самое можно сказать и обо всём кунниковском батальоне.»
Уже 18 сентября был опубликован указ Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза – Ботылеёву Василию Андреевичу и Райкунову Александру Васильевичу. Несколько позже этого звания был удостоен Старшинов Николай Васильевич и Рубахо Филипп Яковлевич.
За боевые успехи в новороссийской наступательной операции 393-й отдельный батальон морской пехоты получил почётное наименования «Новороссийский», а за бои по освобождению Крыма и Севастополя батальон награждён орденом Красного Знамени, впоследствии ему было присвоено имя Ц.Л.Куникова.
После войны В.А.Ботылеёв ещё более десяти лет служил на Черноморском флоте, командуя экипажами боевых кораблей. По состоянию здоровья в 1956 году уволился в запас в звании капитана 3 ранга и возвратился на родину. В 50-летнем возрасте ушёл из жизни наш боевой командир.
Умер Герой Советского Союза, кавалер орденов – Ленина, 2-х - Красного Знамени, Отечественной войны I степени и Красной Звезды Василий Андреевич Ботылеёв 20 июня 1970 года, похоронен в Москве.
Именем Героя названы улицы в родном Рублёво и в городе-герое Новороссийске.
Виктор Савченко
|