НУЖНО ПОДХОДИТЬ ОБДУМАННО к созданию в бассейне аварийно-спасательных формирований по ликвидации разливов нефти (нефтепродуктов)

   Необходимость написать эту статью и через газету обратиться, прежде всего, к руководителям малого и среднего бизнеса, производственная деятельность которых, вопервых, связана с внутренними водными путями (ВВП) Азово-Донского бассейна, а во вторых - с транспортировкой, бункеровкой (перевалкой) и хранением нефти и нефтепродуктов, - вызвана полной неразберихой, и прежде всего - в умах и сознании тех, кому российским законодательством вменяется решать эти вопросы.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21.12.94 г. №68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.10.02 г. №129-ФЗ) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", предприятие, учреждение, компания или организация (далее - организация) обязаны обеспечить создание, подготовку и поддержание в готовности к применению силы и средства предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС).

Одним из обязательных требований п. 4 Постановления Правительства РФ от 15.04.02 г. №240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ" по ведению лицензионной погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам (нефти и нефтепродуктам) на ВВП является создание в каждой нефтеналивной организации собственного аварийно-спасательного формирования (далее - АСФ).

АСФ укомплектовывается силами и средствами исходя из того, что организация должна быть готовой, на основании требования п. 30 Постановления Правительства РФ от 30.12.03 г. №794 "Положение о единой государственной (российской) системе предупреждения и ликвидации ЧС" (далее - РСЧС), самостоятельно ликвидировать разлив нефти (нефтепродуктов) в количестве до 100 тонн, то есть разлив локальной категории.

Объёмы разливов и их категории устанавливаются п. 3 Постановления Правительства РФ от 21.08.00 г. №613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" (в редакции Постановления Правительства РФ от 15.04.02 г. №240).

Справка. Значения уровней разлива: локальный разлив - от нижнего предела до 100 т; муниципальный разлив - от 100 до 500 т, или до 100 т, но с выходом за пределы зоны ответственности объекта организации; территориальный разлив - от 500 до 1000 т, или до 500 т, но с выходом за пределы административных границ муниципального образования.

Нижний предел разлива, считающийся как ЧС (!), определён приказом министра природных ресурсов РФ от 03.03.03 г. №156 "Об определении нижнего предела разлива…" и составляет для нашего региона от 0,5 до 1 тонны.

При этом необходимо взять на контроль: с учётом обводнения эта масса разлитого нефтепродукта при её подъёме с поверхности акватории реки по расчёту достигает объёма 160 тонн (!) нефтесодержащей жидкости.

В бассейне сегодня ведут и готовятся вести производственную деятельность, связанную с оборотом нефти и нефтепродуктов (не считая транзитных), 32 организации. Однако ни одна из них не имеет физической возможности создать полнокровное универсальное АСФ. Универсальное - значит включающее в себя все силы и средства, предназначенные для организации полного комплекса работ, начиная от локализации разлива до подъёма с акватории реки нефтесодержащих вод, транспортировки их на станции очистки. И дальнейшую их утилизацию.

Это целый набор действий, который требует обеспечения специальными, а сегодня, к тому же, и дорогостоящими плавающими техническими средствами:

- создание на судне (служебно-разъездном катере, буксире) подвижного пункта управления (для оперативного выхода к месту ЧС, оказания помощи аварийному судну, доставки на него (по необходимости) оборудования и имущества, разведки (освещения) обстановки, отслеживания дрейфа нефтеполей, размещения начальника оперативной группы (для организации взаимодействия, передачи обстановки на основной пункт управления (ОПУ), наведения прибывающих сил и средств с упреждением и массированно);

- назначение судна (буксира) для постановок плавающего бонового ограждения (бон);

- назначение судна под носитель автономного нефтесборщика-скиммера (или наличие самоходного нефтесборщика);

- назначение очистительного судна (или буксира с понтоном, баржой или плавающим резервуаром) для размещения собранных механическим способом с поверхности акватории реки нефтесодержащих вод и транспортировки их на береговые (судовые) очистительные станции.

Нужно оговориться, что физико-географическое состояние реки и особенности разливов на ней предъявляют жёсткие требования к проектам судов. Под подвижные командные пункты и носители автономных нефтесборщиков-скиммеров должны оборудоваться быстроходные суда, имеющие малую осадку и водомётные двигатели. С хорошей манёвренностью. Ориентированные для работы в прибрежной части реки и у выставленных каскадов бонового ограждения.

Носители нефтесборщиков-скиммеров, кроме этого, должны иметь низкий борт, кран-балку для выставления плавающей приёмной части скиммера, должны быть обеспечены собственным танком (по подобию самоходных нефтесборщиков). Отсутствие танка требует обеспечения его очистительным судном или буксиром для буксировки и швартовки к носителю лагом понтона, баржи или плавающего резервуара.

Вышеперечисленного флота по требуемому количеству и типам судов в организациях бассейна нет!

Запасы средств, оборудования и имущества, приобретаемые организациями за собственные финансовые средства для ликвидации разлива нефти (нефтепродуктов), условно делятся на две категории:

- бортовой возимый комплект, непосредственно размещённый на борту нефтеналивного судна;

- базовый невозимый комплект, складируемый на берегу (или на подвижных "опорных пунктах", созданных на судах) для применения АСФ в случае, когда разлив выйдет за границы зоны ЧС объекта организации и потребует работ на открытой акватории реки.

Бортовым возимым комплектом укомплектовываются все нефтеналивные суда грузоподъёмностью:

- свыше 2000 т - в соответствии с требованиями "Правил экологической безопасности" Российского Речного Регистра;

- менее 2000 т - в соответствии с требованиями нормативного документа Российского Речного Регистра "РД 026-2008" "Требование к конструкции и оборудованию судов для борьбы с разливами нефти".

Справка. Расчёт базового невозимого комплекта проводится в "Плане по предупреждению и ликвидации разлива нефти (нефтепродуктов)", разрабатываемом в каждой нефтеналивной организации.

Для обеспечения капитана и экипажа нефтеналивного судна не только смешанного (река-море) плавания, но и каботажного плавания необходимой информацией для принятия чётких и последовательных действий по прекращению сброса нефти и нефтепродуктов на акваторию реки и смягчению их воздействия на окружающую среду - разрабатывается "План чрезвычайных мер (внутренний регламент действий) по борьбе с загрязнением нефтью".

Необходимо обратить внимание, что п. 4 Постановления Правительства РФ от 15.04.02 г. №240 разрешает создание в организациях так называемых не-штатных (или штатных) подразделений для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - подразделение).

Поэтому если организация создаёт АСФ, то оно структурно состоит из подразделений, если подразделение - из расчётов, которые должны выполнять следующие функции при локализации и ликвидации разливов нефти (нефтепродуктов):

- подвижного пункта управления (в составе: капитана или сменного капитана судна (посменно), руководителя (членов) оперативной группы);

- для постановок каскада бонового ограждения (посменно в составе: капитана (сменного капитана) судна, расчёта;

- для постановки на воду приёмного устройства и обслуживания автономного нефтесборщика-скиммера при его работе (посменно в составе: капитана (сменного капитана) судна, расчёта;

- для приёма и транспортировки нефтесодержащих вод (посменно в составе: капитана (сменного капитана), членов экипажа очистительного судна или судна с буксируемым понтоном, баржей или плавающим резервуаром);

- для приёма и очистки нефтесодержащих вод (в составе: капитана (сменного капитана), членов экипажа берегового (судового) очистительного комплекса (станции, полигона);

- для утилизации шламов (в составе: начальника, работников берегового очистительного комплекса (полигона).

Особенности разливов нефти (нефтепродуктов) на реках требуют принятия жёстких (в отличие от действий на море) и конкретных мер. Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 21.08.00 г. №613 установлено время локализации разлива, равное четырём часам!

Справка. Локализация - это остановка дрейфа нефтяного поля по акватории реки. Это принятие мер по недопущению касания нефтью (нефтепродуктами) береговой черты, с тем чтобы исключить впитывание их в грунт и предотвратить загрязнение чувствительных зон окружающей среды (причальных фронтов, водозаборов, мест проживания и отдыха людей, районов рыборазвода).

Поэтому формирование первых четырёх подразделений (расчётов) является первоочередной обязанностью каждого руководителя нефтеналивной организации. Функционирующие в границах портов бассейна нефтеочистительные комплексы (береговые (ООО "Донинфлот", ОАО "Усть-Донецкий порт") и судовые (ООО "Портофлот", ООО "Бора")), а также полигон для утилизации нефтяных шламов (ООО "ЭкоСпас", в Батайске) снимают с нефтеналивных организаций вопрос формирования последних двух подразделений (расчётов). По заключённым заблаговременно договорам (на случай возникновения разлива нефти (нефтепродуктов) нефтеналивные организации смогут применять их технические возможности.

И самое главное по вопросу формирования АСФ. Пункт 14 Постановления Правительства РФ от 30.12.03 г. №794 требует относиться к ним, как к силам постоянной готовности, то есть они должны нести дежурство по аварийно-спасательной готовности. Другими словами, это значит, что штат АСФ (экипажей судов и расчётов) должен быть укомплектован дежурными сменами, а суда, входящие в состав АСФ, для коммерческой деятельности применяться не должны!

По недостающим судам, особенно таким, как очистительные суда, и даже по рейдово-маневровому (буксиры) и служебно-вспомогательному (служебно-разъездные катера) флоту, которые имеют не все организации, можно было бы заключить совместные договоры на оказание природоохранных услуг со сторонними организациями, их имеющими, и с учётом этого укомплектовать АСФ до требуемого объёма. Однако, с учётом вышесказанного, суда для АСФ должны браться в аренду (!) на срок не менее года (на текущую навигацию), а затем выполнять требования, предъявляемые к ним, как к силам постоянной готовности. Пример: взятие ООО "Палмали" в аренду рейдового буксира "БТ-707" ОАО "Азовский морской порт".

К этому нужно добавить и вопросы подготовки АСФ в соответствии с действующей законодательной базой. Экипажи судов и подразделений АСФ в соответствии с Федеральным законом от 22.08.95 г. №151-ФЗ "Об аварийно-спасательной службе и статусе спасателей" должны пройти обучение на… спасателей. Подбор людей, организация подготовки и их обязательная аттестация предполагает выполнение ряда требований. Комплектование проводится только на добровольной основе. Обучение должно проводиться (на платной основе) в специализированных лицензированных учреждениях, которых в Ростовской области, даже при территориальных управлениях МЧС РФ, нет. Подбор и подготовка командира АСФ должна проводиться по отдельным правилам.

И здесь нужно учитывать: на региональном и муниципальном уровнях в законодательстве нет льгот, которые предусмотрены для федеральных спасателей, и в случае получения ущерба здоровью при проведении неотложных работ в агрессивной среде работник АСФ законом будет не защищён. Последнее может вызвать массу судебных исков к Федеральному агентству морского и речного транспорта (ФГУ "Азово-Донское ГБУВПиС").

Замечу: в Федеральном законе от 22.08.95 г. №151-ФЗ и Постановлении Правительства РФ от 22.11.97 г. №1479 "Об аттестации... АСФ и спасателей" требований по аттестации подразделений не выставлено. Подготовка командира подразделения должна проводиться по методике подготовки командира АСФ.

Указанные выше обстоятельства заставили все нефтеналивные организации бассейна создать на сегодняшний день нештатные подразделения с расчётами.

Исходя из норматива, установленного для локализации разлива (четыре часа), средней скорости движения судов по реке (10 км/час) и времени, необходимого для установки бонового ограждения (около одного часа), отстояние расчёта, выполняющего задачи локализации разлива, не должно превышать 30 км от назначенных мест бункеровок.

Подразделение (и его расчёты) переводится в повышенную готовность перед началом операции по бункеровке с самоходных бункеровщиков (по перевалке нефтепродуктов с береговых терминалов). В полную готовность - с началом таких операций.

Организации, осуществляющие транспортировку нефти (нефтепродуктов) своими транзитными судами (танкерами, судами-матками), перевод в повышенную готовность собственных подразделений должны осуществлять перед проходом такого судна по ВВП бассейна, в полную - при проходе судна через контрольные точки рекомендованных курсов, имеющих высокую степень риска возникновения ЧС.

Размещение технических средств, оборудования и имущества (несамоходных нефтесборщиков, нефтесборщиков-скиммеров) должно проводиться в местах, обеспечивающих их оперативную погрузку на носители или буксировку к месту ЧС, а размещение плавающего ограждения - в местах, обеспечивающих его оперативную доставку в зону ЧС и выставление с судов-бонопостановщиков для прекращения дрейфа нефтеполей, по времени не превышающего четыре часа от начала (!) разлива.

Подразделения (их расчёты) задачи локализации и ликвидации разлива решают в зоне ЧС. Её границы утверждает лично руководитель организации.

Справка. Границы зоны ЧС на ВВП простираются по линии, секущей русло реки и проходящей через наветренный борт аварийного объекта, далее по урезу воды обоих берегов и контуру плавающего ограждения, выставленного от аварийного объекта (с учётом направления результирующего вектора постоянного и ветрового течений), на расстоянии, не превышающем четырёхчасового дрейфа нефтеполя.

В границах зоны ЧС организуются работы по ликвидации разлива силами и средствами подразделения организации. При выходе разлива за её границы - совместно с силами и средствами "приречного" муниципального образования, в зоне ответственности которого произошёл разлив, и органов исполнительной власти субъекта РФ (Ростовской области).

Руководство неотложными работами по ликвидации разлива на акваториях рек Азово-Донского бассейна проводит руководитель организации, объект которой стал виновником разлива. Он должен знать, что пп. 32-33 Постановления Правительства РФ от 30.12.03 г. №794 накладывают на него особые права и обязанности.

Место разлива, произошедшего из-за транспортного происшествия на пути движения транзитного нефтеналивного судна по руслу реки, заранее определить нельзя.

Протяжённость реки Дон, как основной транспортной магистрали, а также сосредоточение сил и средств организаций в определённых местах (как правило, в портах), а значит, неравномерное расположение по всему маршруту движения нефтеналивных судов, не даёт возможности в установленное время (четыре часа) провести локализацию разлива и не допустить загрязнения береговой полосы.

Одно из направлений решения этой задачи - создание "опорных" судов и "опорных" береговых пунктов, заблаговременное размещение природоохранного оборудования на случай ЧС по маршруту следования нефтеналивных судов на так называемых "рубежах локализации".

Сегодня, например, ООО "Палмали" создало "опорные" пункты и разместило: 200 м бонового ограждения - на береговом складе ОАО "Азовский морской порт"; по 200 м - на рейдовых буксирах "БТ-707" (в порту Азов), "Пал-4" (в порту Ростов-на-Дону) и быстроходном катере-нефтесборщике "КС-110-37" (в Аксае).

По маршруту движения транзитных нефтеналивных судов созданы подразделения: в п. Кагальник (в ООО "ДонТерминал"); в Азове (в ОАО "Азовский морской порт"); в Ростове-на-Дону (в ООО "Бизон"); в Усть-Донецке (в ОАО "Усть-Донецкий порт"); в Константиновске (ответственный - филиал ФГУ "Нижне-Донской район гидросооружений"). Создаётся в п. Николаевская - в ООО "ТК Система". По договорам они могли бы применяться как "опорные" для транзитных организаций, особенно тех, которые не имеют органов управления, сил и средств в территориальных границах бассейна. Эта работа в бассейне и за его пределами не проводится. С молчаливого согласия органов местного самоуправления и исполнительной власти, а также территориальных управлений МЧС РФ разного уровня.

К этому нужно добавить, что в связи с сегодняшней тенденцией увеличения грузоподъёмности нефтеналивных судов (в том числе и бункеровочного) возрастает и объём возможного разлива. Убирать его придётся сегодня полностью той организации, объект которой стал виновником разлива. И чтобы было понятно - независимо от установленных для отдельной организации нормативов по объёмам разливов, мест их нахождения и прочего, потому что (несмотря на Постановление Правительства РФ от 30.12.03 г. №794, определившее направление работы в этом вопросе) администрации "приречных" муниципальных образований наотрез отказываются комплектовать АСФ.

Созданные профессиональные АСФ в Ростовской области, как в субъекте РФ, флотом не обеспечены и обеспечиваться не будут, могут поддержать действия речных подразделений только со стороны береговой черты и надёжно прикрыть берег реки от загрязнения. Но взаимодействие по этим вопросам каждая нефтеналивная организация должна планировать и отрабатывать отдельно.

Оснащение "опорных" береговых пунктов и размещение их на "рубежах локализации" в "приречных" муниципальных образованиях Ростовской области, расположенных по пути следования транзитных нефтеналивных судов, позволило бы сразу решить эту большую проблему по всему бассейну! Как, наконец, решить и важнейший вопрос о руководителе работ, когда разлив совершит транзитный танкер организации, органы управления, силы и средства которой находятся за пределами бассейна. Таких организаций сегодня насчитывается более десяти. Количество нефти и нефтепродуктов, перевезённых их судами за навигацию 2008 года (594 (!) судопрохода), составило 2319,6 тысяч тонн! Это отдельная тема для разговора. А пока вопросы обеспечения безопасной производственной деятельности нефтеналивных судов по всей протяжённости их маршрутов плавания (местам деятельности) остаются по закону обязанностью каждой нефтеналивной организации.

Найденный выход: из сил и средств всех (!) судоходных и несудоходных нефтеналивных организаций, имеющихся в бассейне, создавать так называемое "объединённое" бассейновое АСФ и передавать его при ЧС руководителю работ в оперативное подчинение до окончания ликвидации разлива - является предварительным. Требует коллегиальной работы, активности и наступательности руководителей территориальных органов различных министерств, кому по закону вменены надзорные и обеспечивающие функции. До настоящего времени ни одного (!) совещания для решения комплекса стоящих вопросов так и не проведено.

Состоявшийся 17.03. 2009 года в Южном региональном центре МЧС РФ "круглый стол" по обсуждению этих вопросов проходил без представителей ФГУ "Азово-Донское ГБУВПиС", которых организаторы "забыли" пригласить, но которым законодательством вменено руководить и определять направление и принципы этой работы!?

На кону остро стоит вопрос технологической безопасности всего бассейна и региона! И пока не случилась беда и не "проверила" реальное положение дел, сегодня нужно отнестись к этому по-государственному. Нужна вдумчивая и качественная работа руководителей организаций, их комиссий по ЧС. Особенно работа уполномоченных для решения задач в области ЧС - основных ответственных лиц. Их бесправная, неорганизованная и бесконтрольная работа может вызвать сегодня только сожаление и недоумение.

Перед ФГУ "Азово-Донское ГБУВПиС" и нефтеналивными организациям в первую очередь, а также перед органами исполнительной власти и местного самоуправления Ростовской области стоит задача - создать систему защиты ВВП, а в ней решить вопросы, касающиеся АСФ. Поддерживать состояние постоянной готовности к реагированию на чрезвычайные ситуации с тем, чтобы мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации таких ситуаций на акватории рек Азово-Донского бассейна проводились безотлагательно, подконтрольно и организованно.

Готовящееся к проведению на базе ООО "Донбункер" в текущую навигацию (ориентировочно 28 мая) командно-штабное (специальное) учение на воде направлено на решение отдельных вопросов поднятой темы.

В. Алданов,
капитан-наставник по ГО и ЧС ФГУ "Азово-Донское ГБУВПиС"


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz