Итоги зимы 2008-2009
С 1.12. 2008 года по 31.03. 2009 включительно ФГУ "Азово-Донское ГБУВПиС" проводилась 13-я регулярная зимняя навигация.
Сложившиеся в отчётный период гидрометеорологические условия в бассейне следует считать достаточно благоприятными, позволившими обеспечивать ритмичную работу участников транспортного процесса по проводке караванов судов, погрузке-выгрузке флота, обеспечению его безаварийной работы.
Устойчивые отрицательные ночные и дневные температуры, период льдообразования и ледостава отмечались с 25.12. 2008 по 12.01. 2009 и в отдельные дни 3-й декады февраля 2009 года.
Схема обеспечения ФГУ "Азово-Донское ГБУВПиС" безопасной работы грузового флота в зимний период от приёмного буя Азово-Донского канала до международных портов Ростов-на-Дону и Азов и обратно к уровню предыдущей зимней навигации не претерпела изменений. В обеспечении формирования караванов и ледокольного сопровождения грузовых судов были задействованы три единицы специализированного флота: на акватории порта Ростов-на-Дону - теплоход "Фанагория"; на речном участке пути (от порта Ростов-на-Дону до порта Азов) - теплоход "Капитан Шлыгин"; на участке пути от порта до приёмного буя АДК - ледокол "Капитан Харчиков".
За период с 1 декабря 2008 года по 31 марта 2009 в границах Азово-Донского бассейна было зафиксировано 695 входов и 710 выходов грузовых судов (итого 1405 единиц), следовавших в порты и из портов Азов и Ростов-на-Дону, а также на пристанях Багаевской и Старочеркасск. К уровню предыдущей зимней навигации 2007-2008 годов судопоток вырос на 6,8% (+90 единиц), а в сравнении с первой навигацией 1996-1997 годов возрос в 7,4 раза (+1214 единиц).
В итоге за период отчётной зимней навигации судовладельцы перевезли в караванах 2 млн 509 тыс. тонн экспортно-импортных грузов, что составляет к соответствующему периоду 2007-2008 годов 101,9% (+46 тыс. тонн), в том числе: по отправлению грузов - 2 млн 250 тыс. тонн (+185 тыс. тонн, или 108,9%); по прибытию грузов - 259 тыс. тонн (-139 тыс. тонн, или 65,1%).
Основная номенклатура перерабатываемых грузов составила: по отправлению - зерновые, уголь, шрот, мазут, масло подсолнечное, металлы; по прибытию - цемент, контейнеры, руда хромовая, полевой шпат, мраморная крошка.
Основной рост к предыдущей зимней навигации отмечается по экспорту продукции сельского хозяйства, и в первую очередь - зерновых культур. Этому способствовал целый ряд факторов, в том числе и благоприятные погодные условия и отмена высоких таможенных пошлин на экспорт зерна.
В то же время резко сократились поставки грузов по импорту, экспорт кузбасских углей и металлолома. Это объясняется, в основном, сложностями работы участников транспортного процесса в условиях мирового финансового кризиса.
Выполненным в ноябре 2008 года расчётом прогноза объёмов грузопотоков на период зимней навигации 2008-2009 годов стивидорными компаниями предусматривалось переработать 3 млн тонн экспортно-импортных грузов. Выполнение (по фронтальной переработке) составило 2 млн 547 тыс. тонн, или 84,9% (- 453 тыс. тонн) к прогнозу. Основные причины невыполнения прогнозируемых объёмов перевалки были приведены выше.
Ю. Кустарёв,
заместитель начальника СУДФ
ФГУ "Азово-Донское ГБУВПиС"
|