НА РУБЕЖАХ ОТЕЧЕСТВА

   Пути Господни неисповедимы. Веришь, не веришь - а с этим приходится соглашаться...

Для меня заканчивалась служба на Северном флоте ВМФ. Впереди очное обучение в Военно-морской академии имени адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова. Осталось последнее восьмимесячное автономное плавание. Полный комплекс мероприятий по подготовке к нему был выполнен. Уставшие, но довольные результатами очередного выхода в море подводники возвращались в базу, в свою родную Екатерининскую гавань. Это был так называемый контрольный выход подводной лодки "Б-546" с начальником штаба эскадры на борту. По его результатам корабль и экипаж получили "добро" на выполнение задач боевой службы. Осталось только получить письменный приказ на выполнение конкретных боевых задач в заданных районах, попрощаться с родными и близкими...

До причала оставалось каких-то 30-40 минут. Лодка вошла в Кольский залив и, заняв рекомендованный фарватер, под двумя машинами двигалась в базу. Ничто опасности не предвещало. Несмотря на тёмное время суток, видимость позволяла надёжно отслеживать все суда, находящиеся поблизости, и делать расчёты на расхождение с ними. По обнаруженной новой встречной цели расчёт боевого информационного поста выдал на ходовой мостик элементы её движения и рекомендации на расхождение. Расходились безопасно левыми бортами.

Обстановка изменилась мгновенно. Когда оставалось несколько десятков метров до прохождения траверза этого судна, оно резко развернулось и пошло на пересечку курса подводной лодки.

Вопросы по безопасности маневрирования отрабатывались на тренажёрах постоянно. Но в море с такой ситуацией за долгую службу пришлось столкнуться впервые. Реакция должна быть мгновенной, времени на обдумывание практически не бывает. Столкновение подводной лодки чревато тяжёлыми последствиями. Боевой запас носовых стеллажных торпед, боезапас в носовых торпедных аппаратах, как правило, детонирует одновременно, неизбежно приводя к гибели корабля и его экипажа. Так было на подводном атомном ракетном крейсере "Курск".

Ситуация осложнялась многими факторами: подводная лодка в надводном положении не очень манёвренна, в узкости манёвр сделать крайне сложно. И самое главное: свободной для дачи хода назад была только одна линия вала. На остановку бортовых дизелей требуется время (дизеля не имеют режима реверса). Но инструкция по средствам движения разрешает командиру, исходя из степени и вида опасности, давать ход моторами назад - без приведения дизелей в исходное состояние, не считаясь с риском вывести их из строя. И это за сутки до выхода в автономное плавание! Понимал ли это я, отдавая приказание немедленно отработать полный ход всеми моторами назад? Понимали ли мотористы и электрики, находясь в прочном корпусе, видя по непрерывным тревожным сигналам машинных телеграфов, что случилось что-то неординарное? Конечно, понимали. Что творилось в это время в двух смежных отсеках корабля - можно догадаться.

Но гордость за своих моряков до сих пор живёт в сердце. За их высочайший профессионализм и выучку, за человеческие качества. Тогда они сделали невозможное. Сохранили технику, корабль, выполнили приказание и дали в невероятно сжатые сроки требуемый ход, отвели нос корабля от таранного удара. Понятно, стоя наверху, на ходовом мостике, после отданного приказания вмешаться в развитие событий я уже просто не мог.

На надводном сторожевом пограничном корабле приняли подводную лодку за катер. Об особенностях расположения ходовых огней на лодках специально говорится в правилах плавания, но командир и его специалисты этого не учли. Когда старшина команды рулевых сигнальщиков лодки осветил носовую надстройку, чтобы командир надводного корабля видел взаимное положение двух корпусов, в свет прожектора попала и корма сторожевика, находящаяся в считанных метрах от носа лодки. Потом было долгое и подробное служебное разбирательство и оргвыводы. Но этого мы уже не знали, находясь в океане, далеко от родных берегов.

Всё это мне пришлось вспомнить потом ещё раз, когда после окончания академии приказом командования был назначен командиром отдельного соединения морских пограничников. Прославленное соединение. Самое крупное на Крайнем Севере, за полярным кругом. Образованное 12 декабря 1921 года. Награждённое орденом боевого Красного Знамени. С героическим прошлым, в военное лихолетье и мирное время славное своими подвигами.

Морской гарнизон расположен на самом краешке материка, на берегу Баренцева моря. Не имеет дорог, кроме воздушных (вертолётом) и морских. Из-за жёстких постоянных ветров на сплошных скалах из растительности только низкорослый кустарник да мох. В редких закрытых от ветра выемках скал - одинокие полярные берёзки.

Бухта, где базируются сторожевые корабли, получила название Кувшинская Салма (по-поморски "салма" - пролив). Хотя от пролива осталось только название. В 1937 году, при обустройстве гарнизона, он был засыпан вручную. Сегодня здесь стоят жилые дома и подсобные строения для пограничников и членов их семей. Вход в бухту полуоткрывает скала. Ветрами и морем выточена в форме кувшина, наклонённого к поверхности моря. Отсюда пролив Кувшинский. Чего не смогли изменить люди - так это расположения скал. Ветры зимой по их направлению, как в трубе, дуют с ураганной силой. Выпускать детей на улицу в такое время строго запрещено. Сторожевые корабли не в состоянии (из-за парусности своей надстройки) маневрировать в бухте, поэтому давно отработали манёвр входа через узкий проход в бухту носом, из бухты - кормой.

Великую Отечественную войну гарнизон соединения встретил первым в стране. В 3.30 22 июня 1941 года зенитным огнём с кораблей пограничниками был сбит первый фашистский бомбардировщик над территорией страны. Осколки и вещи с него до сих пор хранятся в воинском музее части.

Только в первый год Великой Отечественной войны пограничными сторожевыми кораблями было потоплено пять фашистских подводных лодок, сбиты и повреждены десятки самолётов противника. 25 ноября 1941 года, впервые на Северном флоте, пограничный СКР "Бриз" тараном уничтожил вражескую подводную лодку. 23 сентября 1944 года экипаж СКР "Бриллиант" героически погиб, бортом закрыв гружёный транспорт конвоя от торпеды подводной лодки противника.

Для отдания воинских почестей героизму, мужеству и самоотверженности моряков-пограничников на местах их героических боёв в Баренцевом море установлены координаты мест Боевой славы. Каждый проходящий через них корабль или судно даёт протяжный гудок в память о тех моряках-пограничниках и их кораблях, кому море стало последним пристанищем.

Сегодня на вооружении соединения стоят современные корабли, в том числе и ледового класса первого ранга. Готовность 30 минут, когда за это ничтожно малое время все корабли одновременно выходят к месту нарушения государственной границы, - привычное дело. Как достигается такая чёткость - отдельный разговор для целой серии публикаций.

Но было время, когда накануне своего 75-летия соединение буквально выживало. В государстве как будто забыли о разумном управлении и планировании. Только в период с 1996 по 2000 год денежные средства урезали до основания. Чтобы выплатить пособие отпускникам, сбрасывались всем офицерским корпусом. Положенные дополнительные денежные средства (за боевую готовность, вещевые, продовольственные) не выдавались. На весь год (!) медицинский лазарет - единственное лечебное учреждение на острове - получал 16 тысяч рублей, за которые ничего нельзя было приобрести. А люди, особенно дети, часто болели.

Разделение зон ответственности между ВМФ, ФСБ, пограничной службой привело к полному расстройству системы обеспечения кораблей и береговой базы. Морское соединение подчинили сухопутному, не имевшему ни танкеров-заправщиков, ни хранилищ для запасов топлива, оружия и многого другого. Тяжело было на душе, когда, получая приказ на охрану государственной (!) границы, не находил в нём положений об обеспечении кораблей топливом и продуктами. Арктическое управление пограничных войск отдавало приказы за приказами в морские соединения на "самообеспечение" (!?) деятельности, устанавливало для военных моряков ежесуточную норму лова рыбы...

Кадров, особенно офицерских, не хватало. И, вопреки нормам и правилам комплектования, директивами сверху часто присылали случайных людей для замещения. "Засорили" коллективы кораблей и штаба кадрами, которых, мягко говоря, и близко подпускать нельзя к людям и технике.

Но (как бы то ни было - и несмотря ни на что!) соединение выполняло поставленные задачи, благодаря, прежде всего, беспримерной терпеливости и энтузиазму основного костяка офицеров, мичманов, старшин и матросов, воспитанных в традициях прежних поколений моряков-пограничников Заполярья.

Зона ответственности соединения, которая пролегла на 1000 морских миль вдоль Северного морского пути, была надёжно прикрыта. В дозорных позициях в любое время года, в любых погодных условиях, обледеневшие, в шторм круглосуточно несли сторожевые корабли нелёгкую службу по охране границ. Во взаимодействии с заставами "сухопутного" Мурманского отряда пограничников. Заставы этого отряда-соседа растянулись одна за другой вдоль морского побережья морей Северного Ледовитого океана, где на сотни километров не было ни души. Эшелонированная система, дозоры по всей длине территориальных вод РФ, освещение обстановки радиотехническими средствами с берега делали границу защищённой.

Обеспечение застав полностью ложилось на плечи вспомогательных и боевых кораблей соединения. Особенно при подготовке к зиме. Подход к заставам был возможен только с берега, со стороны моря. На отвесные скалы всё: от запасов продуктов, соляры для генераторов до дров и угля - приходилось поднимать вручную. При большом накате волны корабли не могут подойти к берегу. Приходилось делать двойную перегрузку: сначала на кустарным способом сделанные из подручных средств плавающие площадки, которые буксировали к берегу с помощью командирских катеров, затем с площадок на берег. При выгрузке часть грузов неминуемо падала в студёную воду, - приходилось вытаскивать.

Из всех пограничных морских соединений России именно здесь первыми приступили к боевой службе по охране границы - на полной автономности плавания сторожевых кораблей. Охраняли не только государственную границу, но и экономическую зону России, имеющую только ширину - 200 морских миль, а также специальные морские зоны океана с суверенитетом России.

Чтобы снять напряжённость отношений, впервые на базе соединения отработаны совместные российско-норвежские учения по оказанию помощи судам, терпящим бедствие в море. Пограничные вертолёты Норвегии впервые в истории садились на российские пограничные сторожевые корабли и летели в Мурманск, транспортируя в госпитали поднятых с воды потерпевших.

Поздравляя с праздником - 91-й годовщиной со дня образования пограничных войск России - всех находящихся в строю или в запасе пограничников моря и суши, хочется пожелать им той же организованности, несгибаемости и высоких морально-боевых качеств, которые позволяют преодолевать все трудности службы и жизни. С достоинством вносить, теперь уже на гражданском поприще, трудовую лепту в своё дело - будь то в ФГУ "Азово-Донское ГБУВПиС" или в компаниях морского и речного флота и берега Азово-Донского бассейна.

Флотских вам семь футов под килем!

Вячеслав АЛДАНОВ, командир отдельного пограничного соединения ФСБ РФ, капитан I ранга


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz