ЗАБЫТЫЙ ЮБИЛЕЙ

   1 июня исполнилось 40 лет со дня поднятия Государственного флага СССР на новых тогда для Волго-Донского речного пароходства судах река-море плавания. Первым теплоходом, открывшим новый водный путь и пронесшим вымпел пароходства через девять морей, отделяющих порты далёкой Италии от Ростова, был теплоход "Ленинская смена". Его экипажу выпала честь открыть первую морскую страницу в истории судоходства на Дону. Впервые на "Ленинской смене" речники Дона вышли в дальнее морское заграничное плавание.

Сегодня в Азово-Донском бассейне в административном смысле не поймёшь, где река, а где - море, да и про юбилей - 40-летие загранфлота на Дону - помнят разве что непосредственные участники событий. А как с памятью в частных компаниях, унаследовавших загранфлот ВДРП, - история умалчивает.

Слово капитану дальнего плавания с 1965 года, первому капитану теплохода "Ленинская смена" - Анатолию Антоновичу КОСТЕНКО.

- Вначале о современности. Даже когда работал главой администрации Усть-Донецкого района, до недавнего времени мне случалось выходить в рейсы на подмену штатных капитанов судов "Подтёлков", "Кривошлыков", "Атаман Платов". Сегодня веду общественную работу в Ростовской федерации парусного спорта, в президиуме яхт-клуба "Донской". Так или иначе участвую в каждой навигации, общаюсь с коллегами.

Должен сказать, что ветеранов, которые работали при начальнике ВДРП Викторе Львовиче Успенском, главном инженере Борисе Петровиче Гонсировском, когда флот ежегодно пополнялся на несколько единиц, было оживлённое движение, скоростные пассажирские суда "бегали" на местных линиях и подальше - от Таганрога, Ейска, Мариуполя, Бердянска до Керчи, портовые комплексы не останавливались ни днём, ни ночью, Волго-Донское речное пароходство было крупнейшим предприятием отрасли на Юге России, - нас немного печалит нынешнее положение донской магистрали, которая, хочешь-не хочешь, а на фоне былого процветания всё больше смахивает на просёлочную дорожку. Понимаю, что есть на то свои причины, многие процессы неизбежны, но тоска по былому невольно берёт своё. Да и 40-летие донского загранфлота никто не отмечает... Десять лет назад "Ленинская смена" называлась уже "Сормовским-8", потом её продали куда-то далеко. Что с ней теперь - не знаю.

Но не будем о грустном накануне профессионального праздника, тем более что не всё так плохо. Может быть, и величие было не безусловно, и падение не столь глубоко. Несмотря на кризис и прочие негативные явления, вроде старения флота, увода судов под "удобный" иностранный флаг, дефицита квалифицированных кадров - матросов, мотористов и командного состава, верю, что у водного транспорта в нашем регионе большое будущее - как прямое продолжение прошлого, к которому мы сейчас и обратимся.

Построенный сормовскими корабелами, по ходатайству заводской комсомольской организации, теплоход был назван в честь 50-летия областной комсомольской газеты - "Ленинская смена". С вводом его в эксплуатацию Волго-Донское речное пароходство начало принципиально новую деятельность - освоение перевозок экспортно-импортных грузов в смешанном река-море плавании.

Летом 1969 года, приняв в порту Керчь 2700 тонн серного колчедана назначением на итальянский порт Маргера (Венеция), речники Дона впервые вышли в дальнее заграничное плавание, открыв тем самым новую страницу в истории судоходства на Дону. После выгрузки в Маргере теплоход был поставлен в порту Генуя под погрузку оборудования для Волжского автомобильного завода в Тольятти, положив начало новой регулярной линии Генуя-Тольятти-Генуя. Впервые оборудование для ВАЗа было доставлено на заводской причал без перевалки с железной дороги, в прямом варианте от ворот до ворот.

Как и во всяком новом деле, поначалу было много организационных трудностей: недоставало опыта коммерческой работы в заграничном плавании, не хватало кадров плавсостава с морскими дипломами. Из 22 первых членов экипажа только мне одному ранее приходилось выходить за Босфор в Средиземное море, на Балтику, в Каспий. Сегодня обратная ситуация. Вроде, квалифицированных моряков научились готовить, но работают они на иностранные компании.

Благодаря энергии Виктора Андреевича Островерхова, Анатолия Илларионовича Осеннего оперативно решалось множество сложнейших эксплуатационных задач. Сегодня я с благодарностью вспоминаю тех, кто был рядом в тот памятный рейс: старшего помощника капитана Вячеслава Семёновича Воронкова; матроса первого класса Сергея Семёновича Живогляда; матроса второго класса Бориса Анатольевича Ткаченко; боцмана Николая Кузьмича Кузьмиченкова; старшего механика Юрия Максимовича Маслова; матроса первого класса Геннадия Григорьевича Бондаренко и многих других.

После двух лет работы на перевозке оборудования для ВАЗа "Ленинской смене" выпала честь открыть новую регулярную средиземноморско-иранскую линию Специя-Генуя-Савона-Марсель-Барселона-Таррагона-иранский порт Пехлеви. Затем была освоена и линия Иран-порты Западной Европы. К чести экипажа, постоянно обеспечивалась безопасность плавания, грузы доставлялись без задержек и коммерческих браков.

Прошли годы, тысячи миль остались за кормой, перевезены сотни тысяч тонн грузов, десятки стран Европы, Азии, Африки остались позади. Но главное - за эти сорок лет сотни моряков прошли школу морской выучки. Бывшие старшие помощники капитана Воронков, Площадный, Гюппенин, Глушков, Титов, Омельченко, Пылаев, Борщ ушли капитанами на новые суда. Бывшие помощники капитана и матросы Живогляд, Ткаченко, Стефанов, Иванов, Кочетов, Мальковский, Хухлаев, Шатов и многие другие стали капитанами. Они стали носителями флотских традиций "Ленинской смены" - дисциплины, порядка, культуры, взаимовыручки. Кто-то ушёл из жизни, большинство - на заслуженном отдыхе, но все живые держат связь с флотом.

В коротком рассказе невозможно перечислить всё то, что выпало на долю экипажа теплохода "Ленинская смена". Это и тушение пожара на складе в Марсельском порту, это и спасение рыболовного траулера "Солнцедар", это и встречи в иностранных портах, и Карфаген, и развалины древней Помпеи, Ватикан и Сан-Марино, Венеция и пирамида Хеопса, Иерусалим и греческий Акрополь, Коринфский канал и прекрасные бульвары Барселоны. Всё это в памяти тех, кто шёл морскими дорогами на "Ленинской смене".

Сегодня я рад видеть в работе на палубе, в машинном отделении, на мостике молодых моряков, которые успешно осваивают новую технику, новые районы плавания, постигают морскую науку. Они на новом историческом этапе стали достойной сменой ветеранов "Ленинской смены", экипаж которой был сплочённым, целеустремлённым коллективом. Моряки умели дружить, у них были общие интересы и помимо работы. Была другая эпоха, другой стиль жизни.

Благодарю всех тех, с кем мне выпало счастье пройти по нескончаемым, порою трудным морским дорогам. Желаю всем морякам, речникам Дона, коллективам ОАО "Волго-Донское пароходство", "Донречфлот" счастья, успехов в работе, флотского здоровья, попутного ветра и спокойного моря.


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz