Легендарный снайпер-черноморец

Филипп Рубахо родился 23 января 1923 года в станице Аксай-ской Ростовской области в семье отставного морского офицера, уча-стника Цусимского боя, и донской казачки. Он рано остался без ро-дителей и воспитывался в Батумском детском доме. Учился хорошо, увлекался музыкой и стрелковым спортом. По окончании средней школы получило приглашение учиться в Ленинградской консерва-тории.

Но грянула Отечественная война…. Уже на второй день Фи-липп стоял перед военным комиссаром города Батуми. Военком ка-тегорически отказал восемнадцатилетнему юноше в зачислении на воинскую службу. Филипп настаивал, приводя аргументы:

- Вы не смотрите, что я такой худощавый, я сильный и стрел-ковым спортом занимаюсь, значок "Ворошиловский стрелок имею…

И только узнав, что юноша играет на множестве музыкальных инструментов, комиссар предложил:

- Хотите, направим вас добровольцем в музыкальную команду в военно-морскую базу Черноморского флота?

- Кем угодно, лишь бы в воинскую часть! - немедленно согла-сился Филипп, боясь, чтобы военком не отказался от своего пред-ложения. А про себя подумал: "Хорошо, мне уж хотя бы попасть в воинскую часть, а там я добьюсь своего".

Кровавая битва развернулась на гигантском фронте от Барен-цева моря до Черного. А Филипп маялся в тыловом городе Туапсе и играл на флейте. С какой радостью он сжал бы в руках винтовку и бросился на ненавистного врага…

И Филипп Рубахо добился перевода на катер "морской охот-ник". Зачислили его в артрасчёт сорокапятки. Их дивизион малых катеров принимал участие в сопровождении транспортов с воору-жением и личным составом пополнения в осажденную фашистами Одессу.

Музыкальный слух помогал Филиппу одним их первых опре-делять по звуку направление, откуда приближались к охраняемому каравану вражеские самолеты. За это он неоднократно поощрялся командованием.

Но всё же служба на катере, стрельба из орудия по врагу, в основном, по воздушному, не давала ему полного удовлетворения. Филипп хотел видеть врага "в лицо", уничтожать оккупантов лично, он рвался на сухопутный фронт, в морскую пехоту….

Фашисты вторглись на Крымский полуостров, приближались к Севастополю, и Рубахо добился направления в морскую пехоту на оборону главной базы Черноморского флота. Здесь, под Севастопо-лем, в Балаклавской долине, краснофлотец Рубахо, поразив из вин-товки фашистского автоматчика, испытал радость победы. Здесь же он получил первое ранение, но в госпиталь не пошёл. Вот тогда и появилось желание Филиппа Рубахо стать снайпером. По его прось-бе командир взвода стал посылать молодого бойца в передовой до-зор, а для лучшего наблюдения вручил ему бинокль. Использование этого инструмента позволяло Филиппу поражать фашистов на боль-шом расстоянии. Счёт отправленных "на тот свет" фашистов увели-чивался.

После отражения второго (декабрьского) штурма фашистских войск Севастополя, наступила незначительная передышка. Филиппа Рубахо вызвали в штаб бригады морской пехоты и предложили на-правление на учёбу в снайперскую школу флота.

В снайперской школе на Кавказском побережье особое значе-ние придавалось - выбору боевой позиции, маскировке, умению бы-стро ориентироваться, мгновенно находить цель и поражать её на-верняка и с первого выстрела. И Филипп учился быть точным, ис-кусным, сообразительным и изобретательным.

На выпуск в школу прибыл командующий Северо-Кавказским фронтом маршал Семён Михайлович Буденный. Рубахо все упраж-нения выполнил на отлично и получил благодарность от маршала.

Трудное лето 1942 года. Враг развивал наступление по всему советско-германскому фронту, и всюду, где было особенно тяжело, рука об руку с воинами Красной Армии сражались на сухопутном фронте морские пехотинцы. В боях они прославились смелостью, стойкостью, неукротимой ненавистью к врагам и горячей любовью к Родине. Матросская бескозырка и полосатая тельняшка наводили страх на фашистов, они прозвали моряков "черной тучей", "мор-скими дьяволами"….

В конце июня 1942 года в составе бригады морской пехоты Филипп Рубахо прибыл на Южный фронт. Сражался за Ростов, хо-дил в контратаки под Моздоком, защищал Владикавказ. В боях у Туапсе Филипп Рубахо был ранен в левую руку, но в тыл отправить-ся отказался и лечился в медсанчасти своей бригады.

К этому времени снайпер Рубахо довел личный счёт до 80 уничтоженных солдат и офицеров противника. О его мастерстве распространилась слава по всему участку обороны Черноморской группы войск, а в боевом листке6 батальона морской пехоты само-деятельный боец-краснофлотец писал:

У снайпера Рубахо

С бойцами уговор:

Громить врага без страха,

Лупить его в упор…

Пламя ненависти к фашистским разбойникам звала в бой, под-лечившись в медсанчасти. Филипп возвратился в свой батальон и вскоре отправился на выполнение боевого задания. Как подтвержда-ется документами, В горах им со своим напарником было уничто-жено до роты фашистов, а личный счёт Филиппа Рубахо доведён до двух сот уничтоженных солдат и офицеров врага.

В декабре 1942 года отважный снайпер был ранен в третий раз - в ногу и затылок, и вынужден был отправиться в госпиталь, кото-рый находился в городе Геленджике.

Сталинградцы добивали отказавшиеся капитулировать соеди-нения 60й фашистской армии. Войска Северо-Кавказского фронта изгоняли оккупантов из городов и станиц Ставрополья, Кубани и Дона. Готовились советские войска к освобождению Таманского полуострова.

В первых числах января 1943 года Филиппа Рубахо выписали из госпиталя, но в действующую часть не направили, А поручили возглавить команду по подготовке снайперов в Новороссийской во-енно-морской базе (ВМБ).

В Геленджике и состоялась первая встреча земляков - снайпе-ра Филиппа Яковлевича Рубахо и командира морских пехотинцев Цезаря Львовича Куникова, который пришёл в команду снайперов со своим замполитом лейтенантом Николаем Старшиновым.

Майор, поздоровавшись с Филиппом, сказал своему спутнику:

- вот какой мой земляк, прославленный снайпер флота!

Потом обратился к Филиппу:

- Будем знакомиться. Товарищ Рубахо. Слыхал о вас много лестных отзывов. Как идут дела? Поправляетесь?

- Да вот, поправляюсь и одновременно веду педагогическую деятельность" - так Филипп назвал занятия с молодыми бойцами.

Рубахо уже знал, что майор Куников сформировал десантный отряд для заброски куда-то в тыл противника, и что ему разрешено зачислять к себе добровольцев из всех частей базы….

- Хорошо, что поправляетесь. А какие у вас планы на буду-щее? Где хотели бы служить? - поинтересовался майор.

- Там, где больше настоящего дела, - ответил старшина I ста-тьи Филипп Рубахо.

Майор рассмеялся и подмигну замполиту:

- У нас для него дела будет достаточно.

Филипп проводил гостей с уверенностью, что теперь он будет среди первых десантников, которые высадятся на берег, занятый врагами, и майор не зря наведывался в их "хозяйство".

Команда снайперов под руководством Филиппа Рубахо была зачислена в состав отряда Куникова. Но с огорчением Филипп уз-нал, что им не доведётся участвовать в первом броске на вражеский берег. Куников прекрасно понимал, что без снайперов можно обой-тись в момент ночной высадки и рисковать жизнью отличного снай-пера и его команды не стоит, ведь воевать ещё не один день и ме-сяц…. Сам безудержно смелый, идущий всегда впереди, командир умел ценить и беречь своих бесстрашных бойцов.

Десантный отряд майора Куникова штурмовал западный берег Цемесской бухты в ночь с 3 на 4 февраля 1943 года. К утру морские пехотинцы выбили фашистов из береговых укреплений, заняли не-сколько улиц посёлка Станичка т закрепились на ближних подсту-пах к южной окраине города Новороссийска. Плацдарм, отвоеван-ный у противника десантниками-куниковцами, а впоследствии рас-ширенный десантниками трёх морских бригад, получил наименова-ние "Малая земля". Команда снайперов Филиппа Рубахо высади-лась в составе 225-й бригады морской пехоты в ночь на 6 февраля и занимала боевые позиции, истребляя фашистов в течение 3-х меся-цев.

В ночь на 12 февраля майор Ц.Л.Куников, исполнявший обя-занности старшего морского начальника на плацдарме Малая земля, выходивший к пристани у основания Суджукской косы для приёма плавсредств с грузами, был тяжело ранен в область позвоночника, днём вывезен на торпедном катере в город Геленджик, где, не при-ходя в сознание, скончался в полдень 14 февраля 1943 года т похо-ронен на воинском кладбище военно-морского госпиталя в Геленд-жике.

Снайпер, старшина I статьи Филипп Рубахо, поклялся, что за смерть земляка - командира Цезаря Львовича Куникова фашистские захватчики поплатятся не одним десятком своих жизней. Свою клятву он сдержал. Только на плацдарме Малая земля личный счёт уничтоженных фашистов им был увеличен до 276 солдат и офице-ров врага.

Сформированный на базе отряда Куникова 393-й отдельный батальон морской пехоты готовился к боевым действиям по осво-бождению города-героя Новороссийска. Организованная в батальо-не группа снайперов под руководством старшины I статьи Филиппа Рубахо, после теоретических занятий, в августе 1943 года вышла на практические занятия в район оборонительного рубежа наших войск в районе цементных заводов Новороссийска. Здесь группа из 12 че-ловек за восемь суток было уничтожено 57 фашистов. Лично Ф. Ру-бахо истребил 3 офицеров, 2 снайперов и 3 солдат.

Приказом главнокомандующего Черноморским флотом стар-шина I статьи Рубахо Филипп Яковлевич награждён Орденом Крас-ного Знамени.

В период десантной операции в порт Новороссийска с 10 по 16 сентября 1943 года, действуя в составе штабной группы коман-дира 393-го отдельного батальона морпехоты под командованием капитан-лейтенанта Василия Андреевича Ботылева, отважный снай-пер при подходе к пристани броском гранаты подавил огневую точ-ку противника и в рукопашной схватке на берегу уничтожил трёх фашистов.

Заняв огневую позицию в клубе имени Сталина, Филипп Ру-бахо за трое суток уничтожил более пятидесяти солдат и офицеров врага. Когда Филипп получил ранение в ноги, он попросил красно-флотцев переводить его от одного окна к другому и продолжал уничтожать фашистов. За время операции группой Филиппа Рубахо было уничтожено около пятисот фашистских солдат и офицеров. А личный счёт легендарного снайпера был доведен до 346 уничтожен-ных фашистов.

14 сентября при артналёте осколками Филипп был тяжело ра-нен в голову и с каждым часом терял силы….

После соединения батальона Ботылева с наступавшими ар-мейскими частями в ночь на 15 сентября Филипп Рубахо был от-правлен в госпиталь города Геленджика, потом в город Сочи, где скончался 15 октября 1943 года и похоронен.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года Рубахо Филиппу Яковлевичу присвоено звание Героя Со-ветского Союза, но легендарного снайпера уже не было в живых.

Приказом министра обороны СССР имя старшины I статьи Рубахо Филиппа Яковлевича навечно занесено в списки одной из воинских частей Черноморского флота.

Именем Филиппа Рубахо названы улицы в городе-герое Ново-российске и на родине Героя в городе Аксае Ростовской области.

Виктор Савченко, ветеран войны и труда.


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz