Первая женщина-капитан

Серое облако поднимается над крышами домов и тает, исчезая в синеве майского предутрия. Рассвет ещё не наступил, а город уже проснулся и готовится к трудному хлопотливому дню. Расправили свои листья красавцы-каштаны. Их цветы - белые свечи - похожи на лебединые крылья перед взлётом. День начинается. Рыжее солнце медленно встаёт сквозь белёсый дым над горизонтом. Весна. Обыкновенный день вступает в свои права.

Днём город заполнится гулом голосов, окрасится пестротой одежды - современной и не очень. Особенно любят горожане городской парк и "Аллею влюблённых", подаренную мэром в 2006 году жителям города Шахты. Красивые скамейки, причудливой формы фонари, клумбы с розами….

Здесь, на одной из скамеек, я и познакомилась с ней - моложавой старушкой с мудрыми и пытливыми глазами. Она смотрела на проходящих мимо людей и о чём-то думала. Жизнь учила меня вглядываться в чужие судьбы. Немало вокруг нас людей несчастных, непонятых, одиноких. Они, может быть, в первую очередь нуждаются в добром слове. Доброе слово - это всегда соучастие. Соучастие людей, чувствующих духовную близость. Мне захотелось сказать что-то хорошее этой старушке. Я села на скамейку рядом с ней. Сначала она молчала, лишь искоса поглядывала на меня. Мы познакомились. Я узнала, что её зовут Зоя Семеновна Завьялова, она участница Великой Отечественной войны.

Важную роль в этой войне сыграло Донское речное пароходство. Река Дон в мирное время - излюбленное место отдыха ростовчан. В годы войны, когда дороги были разрушены и зачастую непроходимы, важную роль играл речной транспорт. Значение его в ходе войны мало привлекает внимание писателей, журналистов, исследователей. Может быть, поэтому забыты имена героев речного пароходства и среди них. Мало кому известно имя З.С.Завьяловой - первой женщины-капитана речного пароходства России.

Зоя Завьялова родилась в 1924 году в городе Шахты в семье служащих. Закончив 8 классов школы №13, поступила на речное отделение училища имени Г.Седова, которое закончила с отличием. Училище гордилось своей выпускницей, фотография которой постоянно украшала доску почёта. Здесь она и встретила войну.

В начале войны она переучивается на рулевого речного флота. Желая помочь стране в трудные годы войны, она добивается назначения на должность рулевого на буксир. Буксир цеплял баржи и таскал их в Калачинский порт. На этом буксире были вывезены ценные грузы: станки, боеприпасы, продовольствие, раненные. До самой оккупации немцами Ростова-на-Дону буксир "Суворов" переправлял раненных солдат. По приказу командования экипаж буксира был высажен на берег. А судно было затоплено в ковше Ростовского порта. На этом боевой путь Завьяловой не закончился. С частями Красной Армии она отступила к Сталинграду.

"Годы оккупации в родном городе были самыми тяжёлыми в моей судьбе…". - рассказывала Зоя Степановна. Фашисты преследовали мою семью, отцу приходилось скрываться. Нередко в доме Завьяловых находили убежище подпольщики города Шахты.

После освобождения Ростова З.С.Завьялова участвовала в работах по подъёму буксира "Суворов", на котором затем воевала за Таганрог, Бердянск, Мариуполь и многие другие прибрежные города. С буксиром связана её медаль "За Отвагу".

После окончания морского училища она была по распределению направлена в Неманское пароходство, где принимала участие в обезвреживании Литовской дивизии СС и "лесных братьев". Этот период её биографии был отмечен в газете "Советская Литва". Свою рабочую практику после войны она начала с парохода "Дзержинский". Этот пароход во время очередного рейса был захвачен "лесными братьями": несколько человек забрали в плен, остальных высадили на берег, а кочегаров и механиков привязали к трубам парохода, облили пароход бензином и сожгли. "Ужасно было видеть, как на твоих глазах заживо сгорают люди, с которыми ты долго работал…", - писала домой З.С.Завьялова. Но не убежала в страхе, а, выследив в лесу, где прячется банда, добралась до ближайшего города и сообщила в органы НКВД, которые этой же ночью обезвредили всю банду. За этот подвиг она получила благодарность от органов милиции и денежную премию.

Дальше её ждали работа на пароходах "Kestitus", "Аушра" и звание первой женщины-капитана Неманского пароходства.

Так закончился боевой путь женщины-капитана, которую можно назвать жемчужиной Донского речного пароходства, о судьбе которой почему-то забыли, хотя её имя должно быть навеки вписано в летопись героических дел Донского края.

Судьбы людские…. Как редко мы всматриваемся во встречные лица, как мало знаем друг о друге!... Кто вы, прохожие, какие вы?

Наталья Чернобаева


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz