ВЛАДЕНИЕ МОРЕМ - гарантия национальной безопасности государства

Я не ставлю перед собой задачу пересказывать, хотя бы тезисно, историю флота российского. Не хватит для этого времени и бумаги. Не собираюсь напоминать о его победах. В истории флота каждая страница героическая. Скажу лишь коротко: тот, кто проходил и проходит военно-морскую службу в его составе, знает, почём фунт лиха. Особенно в корабельном составе и особенно на подводных лодках. Потому что ежедневно проходит суровую школу выживания в экстремальных условиях. Это заставляет задумываться всех нас вот о чём.

Военно-морской флот - старейший вид Вооруженных сил России, пронёсший через более чем три столетия и сохранивший в первозданном виде свои основные традиции. И среди них - хотя бы сама морская форма, с её особыми знаками отличия и различия, всегда вызывающая восхищение не только у простых людей, но и у коронованных особ.

История военного флота неотделима от истории любого государства, в том числе и российского. Периоды процветания или упадка морской державы так или иначе связаны с её победами или поражениями в войне на море, с периодами роста или ослабления её морской мощи. Примеры из истории - подтверждение тому. Наличие флота обеспечило процветание: в древности - Греции и Рима, в новое время - Турции, Франции, Великобритании, в новейшее - США и СССР.

Подъёму или спаду морского могущества государства всегда способствует государственная власть. Вспомним, с одной стороны, время Петра I и Екатерины II, с другой - Николая II и особенно Ельцина. Узость мышления государственных и военных деятелей в морской политике, в развитии флота, непонимание его места в войне на море, непонимание той истины, что владение морем гарантирует защиту неприкосновенности и национальной безопасности, наносили всегда ущерб России, и тяжёлые последствия этого приходится преодолевать и в наши дни. Напрочь не помним, не знаем (или делаем вид, что не знаем), что ВМФ России участвовал в 35 (!) из 37 войн.

Ещё в Законе о флоте 1912 года было записано: "Желание заменить флот чем-нибудь дешёвым происходит, главным образом, от недопонимания огромной важности морской силы". Обидно, что лучшие черты русского народа: упорство, выучка, самоотверженность, милосердие, творческий дух, патриотизм и мужество - применяются при этом не лучшим образом. На подводной лодке действует закон: перед каждым выходом в море, перед дифферентовкой (вывеской) её прочный корпус проверяется на герметичность. Металл, таким образом, проверяется на прочность.

Но когда металл какой-нибудь скверной ночью не выдерживает борьбы со штормом, тогда ставка делается на человеческие сердца. Так было и будет всегда. Но это не тот случай, когда целых полтора десятилетия, начиная от 1990-х годов, командиры подводных лодок, беря на себя ответственность за принятые решения на выполнение поставленных государством (!) задач, сжигали безвозвратно свои нервы, а с ними и здоровье.

Плавание подводных лодок с просроченными межремонтными сроками и сроками службы аккумуляторных батарей, ограниченной глубиной погружения и сниженным рабочим давлением ВВД (воздуха высокого давления) и многое другое было не редким явлением. Кто знает, что явилось в то время причинами инфарктов сердца многих офицеров и не единичных случаев внезапной их смерти на ходовых мостиках, в каютах и на причалах?

В одночасье ВМС Турции стали иметь многократное превосходство над некогда сильнейшим Черноморским флотом. А корабли США, которых и близко никогда не было в Чёрном море, стали совершать рейды, как к себе домой. Как случилось, что Краснознамённый Черноморским флот остался без кораблей, не имеет места для базирования, это всё ещё придётся переосмыслить. В эйфории демократизма и вседозволенности, под лозунгом независимости у нас времени ещё не было, чтобы понять, что случившееся - трагедия!

А чем это выходит для офицеров флота и государства, скажу выдержками из книги писателя-мариниста А. Покровского: "Было так: на Чёрном море ввалился в наши территориальные воды крейсер США - тысяч на тридцать водоизмещениием, и тут же наш СКР (сторожевой корабль), старый, как причальная стенка Графской пристани в Севастополе, пошёл ему наперехват. Это ж просто песня лебединая, когда наш древний дедушка СКР идёт ему - современному, толстому, сытому - наперехват. При этом внутри у дедушки всё пыхтит, скрипит, визжит и пахнет мерзко. И дрожит в нём всё в преддверии схватки.

- Ну, блин! - сказал командир СКРа, которому велели пойти, но при этом даже гавкать запретили, и который должен был пойти и сделать что-то такое, но при этом ни-ни - ничего международного не нарушить.

И он ему дал - въехал в крейсер носом. Просто тупо взял и въехал. Америкос вздрогнул. Не ожидал он, оторопел. А наш не успокоился: отошёл и опять - трах!

- Ага! - орал командир СКРа в полном счастье. - Ага! Не нравится?! Звезда с ушами! Не нравится?!

СКР всё отходил и бросался, отходил и бросался, а америкос всё торопел и торопел. Это был миг нашего торжества.

В конце концов, американец решил (пока ему дырку насквозь не проделали) слинять из наших вод. Развернулся он и рванул изо всех сил, а наш махонький СКР, совершенно искалеченный, напрягая здоровье, провожал его до нейтральных вод, умудряясь догонять и бодать в корму.

Следующий американский крейсер в совершенно другом месте снова вторгся в наши священные рубежи. И тогда на него пошёл кто? Правильно - пограничный катер. Катер подошёл и сказал крейсеру, что если тот сейчас же не уберётся ко всем чертям, то он, катер, откроет огонь. На катере даже развернули в сторону крейсера свою пукалку, которая в безветренную погоду даже бронежилет не пробивает, и изготовились.

- Чёрт с ней, с военной карьерой! - сказал тогда командир катера, напялив поглубже свой головной убор. - Сейчас я им устрою симпозиум по разоружению, хоть душа отдохнет!

Но душа у него не отдохнула. Крейсер, передав по трансляции: "Восхищён мужеством советского командира!" - развернулся и убыл ко всем чертям".

С улыбкой вспоминаю сегодня, что, проходя военную службу офицером, проживал на Крайнем Севере в квартире площадью шесть квадратных метров, в доме, не имеющем никакого отопления или какой-либо воды, но со сквозными отверстиями в фундаменте, которые позволяли определять состояние погоды, не выходя на улицу. Проживал в гарнизоне, где на весь его многотысячный личный состав и гражданских жителей города - одна баня. "Офицеры живут там, где остальные жить не могут", - это была норма, как статья воинского устава. Почему-то грустно становится. Но это никак не отражалось на качестве военной службы. С высочайшими результатами в этот период проведено 16-месячное несение двух боевых служб у берегов вероятного противника, принята от завода и введена в строй подводная лодка нового проекта и поколения, завоёвано звание "Отличный корабль".

Конечно, командование было право: во-первых, корабль - хоть и второй, но всё-таки дом моряка, во-вторых, зачем нужна квартира, да ещё со всеми удобствами, когда ты в ней практически не бываешь. Жёны и дети офицеров никогда не принимались в расчёт. Как будто они были только у командования.

В 1993 году подразделения Черноморского флота были брошены, по просьбе Шеварднадзе, на восстановление государственности Республики Грузия. Мне "посчастливилось" наводить и поддерживать нормальный гражданский порядок в городе и порту Поти, выполняя обязанности военного коменданта. Что творилось - трудно вспоминать. Грудь русского моряка прикрывала грузинское гражданское население от таких же, как они. С использованием оружия с обеих сторон. И здесь задачи, поставленные первыми президентами России и Грузии, были с честью выполнены. В приказе командующего были оглашены фамилии тех, кого представили к правительственным наградам. Но, как сказал позже чиновник из Министерства обороны, на нас орденов не хватило. Сначала раздали тем, кто в военном конфликте не участвовал, но там числился. Сквозное отверстие в лобовом стекле "газика" от пули, прошедшей в считанных сантиметрах от тебя, - это на память и лучше любой награды. Этакая "благодарность" и от снайпера.

Когда хоронили всем гарнизоном умершего на ходовом мостике командира подводной лодки капитана второго ранга В. Субачуса, похоронная процессия несла на подушечке награду Родины - медаль "За 20 лет непрерывной службы". Добавлю - в Заполярье!

И в этих примерах та же "мудрость" командования: во-первых, служим Родине, во-вторых - не за ордена. А если серьезно, это непонимание, что, обеспечивая престижность службы офицерского состава, руководство государства, верховное и высшее командование сохраняет русскую военно-морскую школу, поддерживает боеспособность флота и морскую мощь государства в целом.

В 1995 году отдельную морскую бригаду пограничных СКР подчинили... сухопутному штабу (!?). При этом конечно не знали, что, например, до 1917 года весь Военно-морской флот подчинялся первому лицу государства. Главный принцип - оптимальное сочетание руководства и самостоятельность флота при выполнении только ему присущих задач. Для описания той ситуации нужно бы привлекать писателя-юмориста М. Жванецкого.

История государства российского тесно связана с историей флота. На всех этапах развития России флот играл ведущую роль в защите её национальных интересов на море. Сильная Россия должна иметь сильный флот! Дай Бог, может быть, новому поколению современных офицеров не придётся всего этого преодолевать.

Вячеслав АЛДАНОВ, командир подводных лодок "Б-515", "Б-546", "К-318" Краснознамённого Северного флота, командир отдельного соединения Арктического РУ ПС ФСБ РФ, капитан 1 ранга


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz