Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в бассейнах рек

   Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в бассейнах рек

ТЕХНОГЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕК

Азово-Донского бассейна в навигацию-2009

В текущем году срок проверки готовности организаций бассейна, производственная деятельность которых связана с оборотом нефти (нефтепродуктов), был назначен на 3 июня. Руководителем ФГУ "Азово-Донское

ГБУВПиС", руководящим составом территориальных управлений федеральных и областных органов исполнительной власти в очередной раз принимался от них отчёт об уровне подготовки специальных подразделений, созданных для локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС), связанных, прежде всего, с возможным разливом нефти (нефтепродуктов) на акваториях рек. Форма проверки - командно-штабное (специальное) учение на воде.

На учении продолжали (как и в предыдущие годы) комплексно отрабатывать организацию оповещения, связи и управления, приёмы и методы ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, как на самом "аварийном" нефтеналивном судне и у его борта, так и на открытой акватории реки.

Учение, в отличие от прежних, имело свои особенности. Во-первых, оно проводилось совместно с правоохранительными органами региона, когда помощь капитану и экипажу судна фактически шла со всех сторон - из-под воды (от водолазов), с бортов вспомогательных судов (специальных подразделений), с воздуха (вертолета) и берега (специализированных профессиональных подразделений). В бассейне, впервые в практике, отрабатывались вопросы защиты речных судов, следующих с опасными грузами по внутренним водным путям (ВВП), от действий террористической (диверсионной, разведывательной) группы и ликвидации последствий террористического акта.

Во-вторых, требования международного Кодекса (от 12.12. 2002) по "Охране судов и портовых средств", Федеральных законов №16-ФЗ (от 09.02. 2007) "О транспортной безопасности" и №35-ФЗ (от 06.03. 2006) "О противодействии терроризму" отрабатывались с учётом распоряжения Правительства РФ №623-р (от 05.05. 2008) об изъятии из Перечня внутренних водных путей части акватории реки Дон и переводе её в морской статус.

На первой и второй фазах учения речной флот постигал азы науки - вопросы защиты судов от актов незаконного вмешательства в транспортный комплекс.

Третья фаза, основная, была полностью подчинена отработке мероприятий по ликвидации последствий возникшей ЧС силами и средствами ООО "Донбункер", функциональной (Азово-Донской региональной бассейновой) и территориальной (Ростовской областной) подсистем, входящих в единую государственную (российскую) систему по предупреждению и ликвидации ЧС (РСЧС).

Руководство учением на воде осуществлял руководитель ФГУ "Азово-Донское ГБУВПиС" С.К. Гайдаев, на берегу - директор Департамента по ЧС Ростовской области С.П. Панов. Руководил аварийно-спасательными и неотложными работами директор ООО "Донбункер" К.И. Калько. С учётом особенностей вооружения ООО "Донбункер" - одной из нефтеналивных организаций бассейна, на воде практически отрабатывались те варианты и способы действий, которые наиболее применимы в условиях реальной ЧС, физико-географических характеристик реки Дон и гидрометеообстановки.

В оперативное подчинение для ликвидации последствий возникшей ЧС, по "Плану взаимодействия", директору ООО "Донбункер" придавались силы и средства:

- ФГУ "Азово-Донское ГБУВПиС";

- ФГУ "Администрация морского порта Таганрог";

- ФГУ "Южный окружной медицинский центр";

- Южного регионального центра по делам ГО, ЧС и ЛПСБ;

- Северо-Кавказского УВД на транспорте;

- Главного управления МЧС РФ по Ростовской области;

- Департамента по предупреждению и ликвидации ЧС Ростовской области;

- Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области;

- Отдела гигиены и эпидемиологии на водном и воздушном транспорте при ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" по Ростовской области;

- Ростовского линейного ОВД на водном транспорте;

- Филиала ФГУ "Нижне-Донской район гидросооружений";

- Управления по ГО и ЧС Ростова-на-Дону;

- Администрации Пролетарского района Ростова-на-Дону;

- Администрации Аксайского района;

- ООО "Палмали"; "Лев"; "ЮгБункерСервис"; "Портофлот"; "АзовТрансТерминал"; "Бизон"; "Гелиос".

Замысел действий сил и средств, разработанный директором ООО "Донбункер" заблаговременно, на основании выданного руководителем ФГУ "Азово-Донское ГБУВПиС" задания, был успешно воплощён на практике. Почти двухмесячная кропотливая работа во всех организациях бассейна по подготовке людей и техники оправдалась, несмотря на объективные финансовые и экономические трудности.

Самый главный итог: удалось достичь поставленных на учение целей и решить стоящие задачи. Штаб по подготовке учения (руководитель штаба - заместитель руководителя ФГУ "Азово-Донское ГБУВПиС" по обеспечению судоходства, председатель бассейновой комиссии по ЧС и ПБ А.В. Борщ) стремился не повторять старые наработки, а использовать новые приёмы действий сил на воде, хорошо понимая при этом, что основная нагрузка ляжет на плавсостав и расчёты людей, выполняющие обязанности в области ликвидации нефтяного загрязнения, по так называемому совместительству с основной должностью по штатному расписанию. И люди в очередной раз не подвели. Действовали с упорством и настойчивостью, показывая высокий профессионализм и мастерство.

Это экипажи буксира-спасателя "Фанагория", водолазного бота "ДТ-15", теплохода "Капитан Бондарев" и катера "Портнадзор-1" ФГУ "Азово-Донское ГБУВПиС"; буксиров: "БТ-243" ООО "Донбункер"; "БТ-237" ООО "АзовТрансТерминал"; "Палойл-3"; специализированного катера-нефтесборщика ООО "Палмали"; специализированных пожарных катеров "КС-116" и "Вьюн-13" Главного управления МЧС РФ по Ростовской области; очистительных судов "Дон" ООО "Портофлот" и "СВМ-14" ООО "Бизон"; судна обеспечения "ПМ-2" и катера ООО "Лев"; катера "Ника" ООО "Альфафлот" (ООО "Гелиос"); теплохода "Танаис" ООО "Донтур".

Что участники учения справились с поставленными задачами - несомненная заслуга руководящего состава перечисленных организаций, их понимания сути стоящих в бассейне вопросов, добросовестного отношении к выполнению своих служебных обязанностей и высокой распорядительности. В их адрес по итогам учения направлены письма-благодарности руководителя ФГУ "Азово-Донское ГБУВПиС".

Результат учения: нефтеналивные организации бассейна, их нештатные подразделения, созданные для ликвидации разливов нефти (нефтепродуктов), после плановой подготовки готовы к действию по предназначению в текущую навигацию.

Учение вскрыло и ряд проблемных вопросов. С участием должностных лиц бассейна, ответственных за их решение, планируется провести отдельное заседание бассейновой комиссии по ЧС и ПБ.

В зоне ответственности ФГУ "Азово-Донское ГБУВПиС", в том числе и по вопросам ЧС, сегодня по новым законодательным и нормативно-правовым требованиям продолжили свою деятельность, теперь уже в качестве филиалов ФГУ "Администрация морского порта Таганрог", службы капитанов портов Ростов-на-Дону и Азов (бывшие ранее в составе АД ГБУВПиС). На учении, как эстафету, мы передали капитанам этих портов то, что наработано ФГУ "Азово-Донское ГБУВПиС" за последние шесть лет - со дня выхода Постановления Правительства РФ №794 (от 30.12. 2003) "О РСЧС". И хочется надеяться на сохранение коллективами новых администраций преемственности в этой непростой работе.

Администрации портов в лице их капитанов должны немедленно приступить хотя бы к выполнению требований этого постановления и, на основании "Положений о подсистемах", приказами создать соответственно Ростовское-на-Дону и Азовское звенья функциональных (морских) подсистем - с назначением всех органов управления и ответственных должностных лиц за их выполнение. Утвердить и объявить организацию оповещения, связи, управления и подготовки. А также "Перечень сил и средств" для проведения совместной работы по предупреждению и ликвидации различного вида возможных ЧС в территориальных границах портов. Разработать для этого "План действий", согласовав в нём с заинтересованными структурами раздел №2 "Вопросы взаимодействия". Решить важнейший вопрос о руководителе работ, когда разлив совершит транзитный танкер организации, органы управления, силы и средства которой находятся за пределами бассейна. Таких организаций сегодня насчитывается более десяти. Количество нефти и нефтепроду ктов, перевезённых их суда ми через порты тол

ько за навигацию 2008 года (594 (!) судопрохода), составило 2319,6 тысяч тонн!

Сегодня в зоне ответственности порта Ростов-на-Дону ведут и готовятся вести производственную деятельность, связанную с рекой Дон и с оборотом нефтепродуктов, 22 организации и предприятия (включая и судоходные), в зоне ответственности порта Азов - восемь. В этой связи нужно срочно решить вопрос разработки для портов "Планов по предупреждению и ликвидации разлива нефти (нефтепродуктов)" и "Календарных планов оперативных мероприятий". Выйти с ходатайством перед Департаментом по ЧС Ростовской области (Южным региональным центром по делам ГО и ЧС) и добиться изменения "Правил согласования и утверждения" этих документов для организаций, находящихся в зоне ответственности портов. В последнем вопросе капитаны портов должны быть настойчивыми, заинтересованными фигурами.

Должно быть понятно, что итоговый результат руководящей деятельности администраций портов в области задач ГО и ЧС зависит от жёсткой регламентации и безотлагательного решения следующих вопросов:

- так называемых текущего и аварийного планирования в системе комплексной безопасности морской транспортировки опасных грузов и защиты работников;

- организации работы отдельно по предупреждению и отдельно по ликвидации каждого возможного вида ЧС;

- готовности персонала организаций и предприятий, экипажей, особенно нефтеналивных судов, к действиям в аварийных ситуациях.

Понятно и другое: все организации с различными организационно-правовыми формами и формами собственности, не имеющие единого прямого подчинения, для положительного решения задач в сфере ГО и ЧС, при организующей роли администраций портов, должны быть плотно связаны между собой.

Руководство ФГУ "Азово-Донское ГБУВПиС", как одно из направлений своей деятельности в бассейне, считало честью решать именно так и именно эти вопросы - в соответствии с современными требованиями законодательства РФ.

В. Алданов, капитан-наставник по ГО и ЧС ФГУ "Азово-Донское ГБУВПиС" - ответственный секретарь бассейновой комиссии по ЧС и ПБ


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz