РАДОСТЬ В ТРУДЕ

   На днях коллектив ОАО "РЦПКБ "Стапель" поздравил с 70-летием со дня рождения руководителя лаборатории торсиографирования и виброакустики, Почётного работника морского флота, академика Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности Алексея Кузьмича БЕЛУХИНА. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию его рассказ о времени и о себе. Как говорили древние - труды и дни.

- Семья наша жила в диких степях Зерноградского района. Отец погиб на войне, мама одна растила двоих детей. И на десятом году мира многим всё ещё трудновато жилось, учебные заведения, куда бы вчерашние школьники принимались на полное государственное обеспечение, да ещё и во флот, были в стране все на счету, и среди них - Херсонское мореходное училище. Каким-то чудом мне удалось пройти по конкурсу 21 человек на место - настолько велик был среди молодёжи престиж морской профессии и моё желание приобщиться к ней. Четыре года мы осваивали специальность "Судостроение и судоремонт", по окончании больше половины моих однокурсников распределили на Дальний Восток, но лучшие выпускники имели право выбора. Так началась моя трудовая деятельность - поначалу на Ждановском судоремонтном заводе.

Три года обязательной отработки котельщиком, технологом, мастером в механическом цеху стали для меня ценнейшей школой жизненной и профессиональной практики. Но желание учиться дальше в 1962 году привело меня в Ростов. Дело в том, что на заводе меня назначили прорабом-строителем с кругом обязанностей, не оставлявшим времени на подготовку к сессии на заочном отделении Одесского института инженеров морского флота, куда я поступил на судомеханический факультет. Чтобы завершить высшее образование, в 1962 году, вслед за Борисом Фёдоровичем Гридчиным, перевёлся в ЦПКБ-8, как тогда называлось бюро "Стапель". Работал в отделе технологии, а год спустя была создана лаборатория виброакустики, меня заинтересовало это направление деятельности, и, получив диплом инженера-механика морского флота, в 1966 году перешёл сюда, как теперь выясняется, на всю оставшуюся жизнь. С 1976 года являюсь руководителем лаборатории торсиографирования и виброакустики.

Поначалу мы разрабатывали способы снижения шума и вибрации в судовых помещениях преимущественно по линии охраны труда и здоровья. Со временем больше внимания стали уделять прочности корпуса и надёжности крепления судовых систем и механизмов. С 1990-х годов в бюро развивается направление торсиографирования судовых двигателей, измерения крутильных колебаний валопроводов, особенно важное сейчас, когда средний возраст морских и речных судов в России - 30 лет, и только на реке их около 30 тысяч. За годы в металлических конструкциях накопилась усталость, и мы принимаем меры, чтобы предупредить и исключить возможные последствия, особенно на судах загранплавания. По правилам Российского Морского Регистра Судоходства и Российского Речного Регистра теплоход идёт в рейс, если фактическое напряжение в валопроводе находится в пределах допустимого. Лаборатория определяет его состояние и, если нужно, рекомендует режим работы в определённых условиях.

Коллектив лаборатории разделён на три мобильных бригады по два человека. Наша служба - сродни скорой помощи: всем нужно срочно, быстрее, в последний момент и желательно "вчера". В этом есть большая трудность и великий интерес. Мы сами создаём датчики для каждого типа двигателя, работы много в разных портах страны, и по возможности стараемся всем помочь. Чтобы расширить диапазон деятельности и сократить сроки выполнения работ, комплектами измерительных приборов оснащены представительства бюро в Новосибирске, Омске, Томске, Усть-Куте, Ханты-Мансийске, Москве. По электронной почте данные для анализа отправляются в Ростов. Лаборатория оснащена новейшей измерительной аппаратурой с применением компьютерной техники и передовых технологий, расчёты предельно автоматизированы.

Верно оценить состояние судовой системы и заложить данные в машину помогает специальная теория, для практического овладения которой дипломированному инженеру-механику требуется не менее пяти лет. Нужно переводить на язык математики сложнейшую динамику двигателя, а это не только интеллектуальные и физические усилия, но и призвание. Специально этому нигде не учат, и здесь мы подходим к самой острой - кадровой проблеме.

В 2007 году мне довелось участвовать в работе VIII сессии международной научной школы в Институте машиноведения РАН. Она была посвящена фундаментальным и прикладным проблемам надёжности и диагностики систем и механизмов. Оказывается, отечественные технологии в этой сфере превосходят западные и восточные аналоги в отношении качества и цены. Но наших ведущих специалистов на сессию собралось всего 11 человек, и мы оказались в подавляющем меньшинстве. Сегодня даже на славных своей историей крупнейших предприятиях во многом утрачена преемственность поколений. Считаю, что бюро "Стапель" не должно бы оказаться в такой ситуации.

В нашей лаборатории сложилась работоспособная, подвижная, увлечённая, сильная команда, есть молодые силы и надежда, что они укоренятся, окрепнут и процветут здесь, чтобы не погибла такая перспективная традиция. В конструкторской работе большого коллектива бюро "Стапель" нет ничего лишнего, все составляющие необходимы, и каждый отдел в составе целого по-своему участвует в достижении общего результата. Основы заложены глубокие, и сегодня, с развитием нового судостроения, значение торсиографирования только возрастает.

Пока есть бодрость духа и здоровье, хотелось бы сполна передать по эстафете знаний ещё и любовь к делу, душевный и эмоциональный настрой. Самое главное, по-моему, - радость в труде, когда ты видишь, что людям от него - польза.


НАВЕРХ



Сайт управляется системой uCoz