ПОРТЫ ЮГА РОССИИ: высокая степень загрузки транспортных узлов, последствия и варианты выхода из ситуации
Уважаемые коллеги!
Известно, что работа крупного морского порта - это барометр, показывающий, как обстоят дела в мировой экономике и экономике страны.
За прошедшее десятилетие перевозки экспортных грузов через порты Юга России увеличились более чем в 3,5 раза.
На долю морских портов Юга России приходится треть общего грузооборота российских портов.
В настоящее время через устьевые порты Азово-Донского водного бассейна проходит уже более 60% зернового экспорта России, тогда как несколько лет назад этого внешнеторгового потока не было совсем.
Регион становится наиболее перспективным в России для развития транзита. В Южном федеральном округе формируется самая разветвленная система международных транспортных коридоров в стране.
Однако, до сих пор около 40 процентов российских экспортных грузов перерабатывается портами Украины и прибалтийских стран.
В соответствии с разрабатываемой Федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы" пропускная способность портов Юга России должна превысить 250 млн. тонн грузов (по сравнению со 152 млн. тонн в 2007 году).
Это потребует увеличения портовых мощностей в 2 раза, что может быть достигнуто путем выхода на новый технический и технологический уровень, а также усиления межотраслевой координации.
При этом модернизация портовых транспортных узлов должна проводиться в комплексе с опережающим развитием железнодорожных и автомобильных подходов, припортовой инфраструктуры и логистических центров.
Особую роль в развитии инфраструктурной составляющей может взять на себя государство, а частные инвесторы должны обеспечить технологическое развитие.
ФГУП "РОСМОРПОРТ" уже более 5 лет ведет активную работу по модернизации действующих и строительству новых морских портов, реализуя поручения Президента России по превращению географических особенностей России в ее конкурентные преимущества.
В Южном бассейне "РОСМОРПОРТ" имеет б филиалов и ведет деятельность в 12 портах. В том числе:
- на Черном море - в портах Новороссийск, Анапа, Геленджик, Сочи, Туапсе,
- на Таманском полуострове - в портах Темрюк, Кавказ и Железный Рог,
- на Азовском море - в Ейске и Таганроге,
- на Каспии - в Астрахане и в порту Оля.
Также "РОСМОРПОРТ" принимает участие в обеспечении деятельности портов Ростов-на-Дону и Азов, особенно - в период зимней навигации. Задачи, стоящие перед морским транспортом в каждом из портов Южного бассейна, решаются посредством реализации проектов, целью которых является:
> увеличение пропускной способности,
> повышение качества и увеличение состава предоставляемых услуг с соблюдением комплекса природоохранных мероприятий,
> развитие портовой инфраструктуры с учетом современных требований.
Самым крупным по объёму грузопереработки не только в южном бассейне, но и в России является порт НОВОРОССИЙСК. Новороссийск находится на пересечении нескольких международных транспортных коридоров и является одним из ключевых пунктов международного транзита груза, обслуживая торговые связи России со странами Средиземноморья, Южной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и Южной Америки. Новороссийский морской порт обслуживает практически все типы судов: танкеры, сухогрузы, балкеры, контейнеровозы, пассажирские суда и суда типа Ро-Ро.
По инициативе Министерства транспорта России, в рамках подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг", в настоящее время разрабатывается инвестиционный проект "Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла", реализация которого позволит к 2010 году обеспечить грузооборот Новороссийского порта в объеме до 115 млн. тонн. Реализация транспортной составляющей проекта позволит:
o существенно повысить пропускную способность Краснодарского отделения СКЖД и увеличить доставку грузов железнодорожным транспортом в адрес станции Новороссийск на 50%;
o сбалансировать по пропускной способности производственные мощности морского, железнодорожного транспорта и дорожного хозяйства Новороссийского транспортного узла;
o внедрить современные технологии обработки грузов на специализированных терминалах;
o увеличить пропускную способность городских дорог;
o упорядочить поток грузов, поступающих автомобильным транспортом; o улучшить экологическую обстановку в городе.
В последние годы интенсивно развиваются и другие порты Азово-Черноморского бассейна. Наиболее значимыми инвестиционными направлениями в порту ТУАПСЕ являются строительство нового глубоководного причала для обслуживания крупнотоннажных танкеров грузоподъемностью до 150 тыс. тонн и перевалки нефти и нефтепродуктов, а также завершение строительства двух новых причалов в пределах существующих оградительных сооружений для размещения транспортно-технологического комплекса. Данный проект включен в Федеральную целевую программу "Юг Руси".
Морской порт СОЧИ специализируется на обслуживании и перевозках пассажиров и переработке небольших партий грузов. Кроме этого, к порту Сочи относятся причалы в 13 портопунктах. Основные инвестиции в порт будут вложены в связи с проведением зимней Олимпиады. По сути, его планируется разделить надвое: вынести грузовую часть в портопункт в акватории Имеритинской долины и создать там абсолютно новые мощности для перевалки грузов. Существующий порт будет перепрофилирован в пассажирский. Для этого здесь планируется построить новый мол для приема больших круизных лайнеров. Мероприятия по развитию морской составляющей Сочинского транспортного узла, естественно, будут осуществляться в комплексе со всеми составляющими. Кроме того, за счет внебюджетных источников планируется приобретение скоростных пассажирских судов для обеспечения местных пассажирских морских линий. Всего на модернизацию Сочинского порта потребуется 10 млрд. рублей.
Только в 2007 году инвестиции "РОСМОРПОРТ" в возрождение пассажирских перевозок местного значения на линии "Анапа-Геленджик-Новороссийск" составили 55 млн. руб. В ближайшее время "РОСМОРПОРТ" реконструирует портопункты Адлер, Кургородок, Хоста и Лоо, и они будут открыты для пассажирских перевозок.
Самым масштабным инвестиционным проектом Краснодарского края является строительство порта ТАМАНЬ. Проект строительства порта разработан в соответствии с федеральной программой развития транспортной сети юга России.
Предполагаемый объем инвестиций в целом должен составить более 1 млрд. евро. Согласно прогнозам, к 2015 году порт выйдет на проектную мощность 30 млн. тонн, что позволит ему стать третьим по величине российским портом. Генеральным планом порта Тамань предусматривается перевалка 70 млн. тонн грузов в год.
Главными направлениями развития порта КАВКАЗ являются дальнейшее развитие железнодорожного паромного комплекса и терминалов накатных грузов.
Основными проблемами портов Азовского моря являются малые глубины, протяженные подходные каналы и ледовая обстановка.
Проводимая "РОСМОРПОРТом" централизация управления ледокольным флотом Азовского бассейна позволяет решить многие организационные вопросы в части проводок караванов судов к замерзающим портам: позволяет сократить количество судов в караване за счёт перераспределения их между линейными ледоколами и, следовательно, сократить время проводки судов от порта Керчь до пункта назначения. В связи с тем, что ледоколы будут брать под проводку 8-10 судов, а не 15-20, значительно повысится уровень безопасности мореплавания во льдах, а также увеличится оборачиваемость ледоколов и судозаход в порты во время ледовой кампании.
Большинство функционирующих в Южном бассейне портов расположены в городах и не имеют резервов территории для дальнейшего развития. Это также препятствует развитию автомобильных и железнодорожных подходов к ним. Подобные проблемы имеются и у морского порта ТАГАНРОГ, который в настоящее время осуществляет грузопереработку на уровне расчетных мощностей. Вместе с тем, имеется ряд инвестиционных проектов, позволяющих увеличить пропускную способность порта, такие, как реконструкция Северного мола, организация экспортно-импортной линии РО-РО, а так же возрождение пассажирских перевозок местного и международного сообщения.
Сдерживающим фактором для дальнейшего роста грузооборота в ЕЙСКОМ порту также является существующая транспортная инфраструктура - железнодорожные подходы уже не справляются с возросшей нагрузкой.
В настоящее время разработана генеральная схема развития Ейского порта, предусматривающая объединение морского и рыбного портов, развитие автодорожной и автомобильной составляющих, что в итоге позволит порту увеличить грузооборот до 7,5 млн. тонн. Стоимость реконструкции станции оценивается примерно в 350 миллионов рублей, которые будут освоены на условиях государственно-частного партнерства: 50 процентов выделит ОАО "РЖД", оставшиеся 50 процентов должны дать стивидоры.
Грандиозным прорывом в развитии транспортного комплекса можно назвать проект по строительству в РОСТОВЕ-НА-ДОНУ на территории левобережной промышленной зоны "Заречная" порта мощностью до 16 млн. тонн и созданию на его основе мультимодального транспортно-логистического узла, который включен в Федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы". Объем государственного участия в строительстве мультимодального транспортно-логистического узла "Ростовский универсальный порт" составит 5 млрд. руб. при общей стоимости проекта около 20 млрд. руб. По мнению участников рынка, услуги Ростовского универсального порта будут востребованы у перевозчиков. Данный проект называют "локомотивом" развития не только промышленной зоны "Заречная", но и всего региона. Реализация проекта, кроме основной задачи, позволит создать новые рабочие места, разгрузить транспортные магистрали Ростова-на-Дону, улучшить экологическую ситуацию в городе, реализовать прогр
аммы социального характера
.
"РОСМОРПОРТ" планирует расширение своего участия в развитии портовой инфраструктуры донского региона в рамках реализации Распоряжения Правительства РФ №623-р от 5 мая 2008 года "О внесении изменений в перечень внутренних водных путей РФ". С этой целью создана рабочая группа, в задачи которой входит определение состава необходимых мероприятий по созданию инфраструктуры для обеспечения безопасности мореплавания, определение источников финансирования данных мероприятий.
В настоящее время разработан план мероприятий, в состав которого входит:
- проведение анализа гидрографической изученности района, существующей системы навигационного оборудования;
- разработка проекта СНО;
- переоборудование плавучих предостерегающих знаков участков водного пути реки Дон в соответствии с Системой МАМС, регион А и новой схемой навигационного ограждения;
- Строительство новых створных знаков;
- Проектирование и реконструкция базовой станции морского района А1 ГМССБ Ростов-на-Дону;
- Проектирование и реконструкция радиорелейной линии связи на участке "Ейск-Ростов-на-Дону" и строительство линии связи на участке "Ейск-Темрюк";
- Проектирование и строительство АРТП СУДС порта Таганрог в районе поселка Семибалки;
- Строительство береговой станции АИС в порту Ростов-на-Дону;
- Развитие системы наблюдения за судоходством в регионе Азовского моря и многое другое.
Успешная реализация в этом ключе планов по развитию портов Южного бассейна позволит полностью удовлетворить перспективные потребности российской экономики в перевалке внешнеторговых грузов на юге страны, уменьшит зависимость от сопредельных стран и позволит реализовать транзитный потенциал.
Этому будет способствовать Закон "О морских портах в РФ", с принятием которого многие проблемные вопросы нашли свое законное решение (деятельность порта, земельные и арендные отношения, структура государственной морской власти и многое другое). Обозначились перспективы развития морской отрасли, качественно повысилась инвестиционная привлекательность портов. Все это необходимо использовать для работы с теми инвесторами, которые реально участвуют в развитии портов, и избавляться от тех, кто занял место в порту, а реально ничего не делает.
Валерий Филиппов, ФГУП "Росморпорт"
|