ОТПЕТЫЕ МОШЕННИКИ
Ростовчанин Валентин Миронович Алекумов - профессиональный моряк, опытный флотский эксплуатационник. За спиной преподавателя Ростовской мореходки многие годы управления судами сухогрузного и круизного флота. Корреспондент газеты "Приазовский край"
- Вы читаете будущим мореходам специальные направления экономического цикла. Как вы рассматриваете проблемы судоходства на океанских путях, и, в частности, снова возникшее в последние десятилетия морское пиратство?
- Вы правы. Не такое уж безоблачное коммерческое плавание на морях-океанах для судовладельца. Однако, вопрос морского пиратства не нов, корни его ведут в глубокую древность. Вспомним историю мореплавания.
Судоходный Суэцкий канал был открыт 139 лет тому назад. А ведь много веков ранее египтяне прорыли "Канал фараонов", соединивший реку Нил с Красным морем. Однако, долго он не просуществовал. Появилось купеческое судоходство - и сразу стали бесчинствовать на "Канале фараонов" пираты. Пришлось египетским фараонам держать по берегам канала специальные мобильные верблюжьи отряды, а это было весьма накладно для казны фараона.
Сегодня на океанских путях существует ещё иной грабёж. В межправительственной организации ИМО, занимающейся вопросами судоходства, озабоченны изощрённым криминалом - "отпетым мошенничеством". К концу прошлого века, по подсчётам Международного морского бюро, обща сумма ущерба от морского мошенничества обошлась судовладельцам и страховщикам в сотни миллионов долларов.
- Можно узнать подробнее?
- Речь идёт о страховом мошенничестве. Добрая половина морской криминальной братии занимается мошенничеством с использованием фиктивных документов. Морские мошенники 80-х годов использовали принцип "ржавой посуды". Разовое использование судов-пенсионеров, годных только на слом. Теплоход специально приобретался по бросовой цене. Страховался вместе с грузом на борту, и там, где возможно, "отпетые мошенники" добивались оплаты крупного фрахта. А зачастую для этих целей, в качестве "жертвенного ягнёнка", использовались даже новые суда.
- Как же выглядит эта афера?
- В морской экономической лексике с недавних пор появился даже специальный термин "баратрея". Это преднамеренный сговор капитана или экипажа без ведома судовладельца. Причём, бывают нередки случаи, когда умышленно гибнет не только судно, а и часть его экипажа.
Особой "игры в прятки" зачастую даже не требуется. Можно поменять флаг и судовые документы прямо в море. Загодя на берегу приобретаются чистые бланки известных судоходных компаний и регистровых свидетельств, вплоть до заполненных капитанских дипломов. В некоторых диппредставительствах даже негласно установлена такса за приобретение "удобного флага" - 5 тысяч долларов.
Задумав криминальную сделку, "отпетые мошенники" арендуют заброшенные доки, чтобы сменить краску корпуса судна, надстроек, сменить старое название на новое. У местного населения многочисленных островов территориальных вод Индонезии потаённые якорные стоянки обрели название "крысиные гавани".
- Пожалуйста, приведите какой-нибудь пример из практики "отпетых мошенников".
- Греческое судно "Вики К" на момент гибели имело возраст более тридцати лет. Иранские грузополучатели закупили в Италии партию стали стоимостью в один миллион долларов. Вышли в рейс. Лишь через два месяца пришло сообщение, что сухогруз якобы затонул в Красном море в результате пожара в машинном отделении.
Страховщики провели тщательное расследование. Оказалась любопытная деталь. Сталь экипаж выгрузил в Порт-Саиде и продал мелкими партиями египетским строительным компаниям.
А вот ещё один нашумевший пример. Мошенник Удо Прокшн в сговоре с вице-президентом швейцарской компании "Запата" Питером Деймлером через подставную фирму "Цапаг" приобрёл металлолом. Мошенники запаковали его в ящики под видом…дорогостоящего оборудования для дробления урановой руды. Застраховав "исключительно ценный груз" в 31 миллион швейцарских франков, отправили на теплоходе "Лукона" из Италии в адрес одной из фирм Гонконга. Предварительно был заложен в корабельный трюм динамит. В рейсе судно взорвалось, уйдя на морское дно вместе с частью экипажа.
Страховщикам удалось с помощью телевизионной аппаратуры обследовать затонувшее судно. Вина мошенника Удо Прокшн была доказана. Суд вынес приговор: 20 лет тюремного заключения.
Информация об "отпетых мошенниках" не только не иссякает, а пополняет папки страховщиков всё новыми и новыми эпизодами.
Интервью брала Инна Богатырёва
|