Судовладельцы против того, чтобы экспортеры развивали собственный флот
Судовладельцы и операторы недовольны тем, что грузовладельцы продолжают развивать собственный флот.
Судовладельцы и операторы недовольны тем, что грузовладельцы продолжают развивать собственный флот. На прошедшей этим летом конференции World Dry Bulk Shipping Summit общую позицию высказал заместитель директора центра исследований и развития компании COSCO Саймон Янг. «Никто из присутствующих здесь не может заявлять о своем доминировании на рынке сухогрузов, даже COSCO – кроме тех, кто контролирует экспорт железной руды. И это может сильно навредить отрасли морских перевозок».
Директор компании Star Bulk Carriers Курт Эрхарт поддержал заявление своего коллеги из COSCO: “Роль судовладельца полностью меняется. Мы уже не уверены, кто чем занимается, и это сильно усложняет всем жизнь”.
На сегодня крупнейшие мировые экспортеры угля и железной руды – Vale, BHP Billiton и Rio Tinto, которые в совокупности перевозят морем 845 млн т. в год (70% рынка морских перевозок железной руды), – целенаправленно наращивают собственный флот.
Так, в 2008г. австралийская Rio Tinto разместила на японских верфях заказ на 3 рудовоза дедвейтом 250 тыс. т. каждый, которые будут сданы в 2012г.
Бразильская Vale только в 2009г. разместила заказ на строительство 12 рудовозов дедвейтом 400 тыс. т. каждый. Стоимость контракта составила ,6 млрд, причем, если эти суда будут построены, они станут самыми крупными в мире балкерами.
С начала финансового кризиса компания заказала строительство новых 20 судов и приобрела 15 единиц на вторичном рынке. Помимо этого, 12 судов были зафрахтованы для последовательных рейсов (Contract of Affreightment).
Финансовый директор Vale Фабио Барбоса утверждает, что таким образом компания «решает логистические проблемы». «Издержки на перевозку собственным флотом значительно ниже, чем при использовании чужих судов», - говорит он. Стоимость перевозки железной руды из Бразилии до основных рынков в два раза превышает стоимость перевозки из Австралии, поэтому попытки компании использовать собственный флот вполне оправданы.
С другой стороны, полностью задействовать собственный флот на перевозках вряд ли возможно – все равно придется фрахтовать дополнительно чужие суда. Можно, конечно, увеличить свой флот до такой степени, что фрахтовать суда у других судовладельцев не потребуется – но тогда часть судов периодически будет простаивать.
Единственной компанией из “большой тройки”, которая не стремится формировать увеличение собственного флота, – это BHP Billiton. Вице-президент по фрахту компании Нильс Уэйдж сообщил, что единовременно компания управляет флотом из 10-20 судов Capesize, 10-20 Panamax, 10-15 Handymax, большинство которых не являются ее собственностью.
Тем не менее, Н.Уэйдж считает заявление С.Янга «несправедливым», хотя объяснять, почему, он не стал.
SeaNews
|