Наш Георгий Петрович
Памяти Георгия Петровича Попова
Пути Господни неисповедимы. Он печется о спасении каждой души. По-разному Бог призывает людей стать на путь спасения. И дорога к Его храму у каждого своя. Многие прихожане Борисо-Глебского монастыря на эту дорогу осмысленно встали благодаря тому, что Промысел Божий сделал их участниками Иринарховских чтений и Иринарховских крестных ходов.
В феврале 2003 года на Шестых Иринарховских чтениях было много известных, заслуженных людей. Среди них был и вице-адмирал Гергий Петрович Попов. С первого взгляда, с первых слов общения с ним запечатлился образ человека, с достоинством носящего адмиральские погоны и заслуженные награды, при этом неподдельно скромного, не кичащегося своим положением. В своем выступлении он не просто обличал пороки современного общества с деланным видом стороннего наблюдателя, он болел болью своей Родной страны. В это судьбоносное для нее время своим деятельным примером, а не отвлеченными безадресными призывами призывал каждого к исполнению своего долга перед страной, доставшейся в наследство. Не боясь прослыть русским шовинистом, рассказал эпизод из уличной жизни современной Москвы, свидетелем и участником которого он стал, стоя на автобусной остановке. Случай произошел в один из летних дней. Георгий Петрович незадолго до этого сломал руку. Одетый в простую гражданскую рубашку, он, е
сли чем и выделялся среди
других людей, стоя
щих на остановке, так это загипсованной рукой, висящей на перевязи. Неподалеку от остановки к молодому пареньку подошли двое или трое молодых людей, явно выраженной нерусской национальности и, перекинувшись с ним несколькими словами, стали его избивать на виду у взрослых людей, во множестве стоящих на остановке. Взрослые люди делали вид, что не замечают, происходившего у них перед глазами. Некоторые для надежности, чтоб не быть свидетелями, отворачивались. Видя все это, Георгий Петрович, несмотря на свой семидесятилетний возраст и руку в гипсе, с криком: "Люди! Вы что стоите! Ведь русского бьют!" - бросился на выручку пареньку. Увидев его, спешащим на помощь, избивавшие мальчишку, убежали. Рассказав о случившемся, вице-адмирал Попов особо подчеркнул, что на Руси всегда хорошо относились к гостям, но если гости при этом начинали вести себя как хозяева, т.е. оккупанты, то всегда получали отпор. И еще раз напомнил слова великого благоверного князя Александра Невского:
"Кто с мечом к нам придет…
"
как завет потомкам хранить Землю Русскую.
С первых же слов его выступления не возникало сомнения, что с совестью у этого человека в адмиральских погонах все нормально. А совесть - это компас, который ведет человека к Богу.
Приехав в феврале 2004 года на Седьмые Иринарховские чтения, Георгий Петрович сразу же подошел ко мне, чтобы решить, как оказалось, очень важный для него вопрос. Мое глубокое уважение к Георгию Петровичу не нуждалось в том, чтобы выражать его в каких-либо словах. Оно явно было и без слов, и некоторая дистанция в нашем общении была лишь следствием этого уважения. Георгий Петрович как человек военный, для которого не может быть мелочей даже в видимых знаках общения, начал со слов: "Отец Иоанн, я вас уважаю, смотрю, как к вам все подходят и берут благословение. Я радуюсь за этих людей и сам хотел бы так же подойти и взять у вас благословение, но я еще не созрел для этого, а обманывать я не хочу да и не умею. Когда-нибудь, даст Бог, искренне пойму необходимость этого и подойду. Здороваться же с вами как с мирским человеком считаю неприличным по отношению к вашему священному сану". Я предложил, как это и было прежде между нами, при встрече поклон головой и слова приветст
вия, что и было принято.
В том же году Георгий Петрович со своей супругой Зоей Ивановной впервые приняли участие в Иринарховском крестном ходе.
В 2005 году Восьмые Иринарховские чтения, начавшись в пос. Борисоглебский в актовом зале районной администрации, на второй день переехали в Ярославль и продолжились в актовом зале областной администрации. Во время проведения второго дня чтений, во время перерыва ко мне в холле подошел Георгий Петрович в сопровождении своих коллег - офицеров, преподавателей Погранакадемии. При полном параде - в адмиральских погонах, с заслуженными наградами, на виду у всех со словами: "Вот теперь я созрел. Благословите". Георгий Петрович степенно сложил руки под благословение и смиренно приложился к деснице благословляющей. Во всем чувствовалась духовная глубина и огромный труд души. Увы, не часто священнику приходится встречаться с таким серьезным подходом к низводимой через него благодати. Когда чувствуешь, что просящий получил просимое, охватывает радостный восторг. Это не веселая игра в ладушки, в которую все чаще и чаще пытаются превратить священническое благословение.
Георгий Петрович готовился к серьезному выступлению, и ему нужна была благодатная духовная поддержка через это благословение. Но еще больше эта поддержка в тот момент необходима была для меня, и он это понял, как никто другой. Это был очень важный духовный шаг, я ему навеки благодарен за его высокий духовный поступок и за поддержку, которую он оказывал, посылая поздравительные телеграммы.
А потом было благословение пройти крестным ходом. И он прошел весь путь крестного хода в свои 75 лет. И написал статью в газету "Славянский рубеж", озаглавив ее "Наш крестный ход".
И уйдя из земной жизни, остается участником Иринарховских чтений и Иринарховских крестных ходов наш Георгий Петрович. У Бога все живы. Все, кто идет по пути спасения, водимые Совестью и Верою. И радостно, когда слышишь из уст участников Иринарховских чтений и Иринарховских крестных ходов как признательность за понесенные труды: "Наш профессор, наш генерал, наш адмирал…". Ничего к этому не надо прибавлять. Все и так знают, о ком говорится… . Это как молитва о здравии живущих и о упокоении душ усопших.
Игумен Иоанн (Титов)
|